С. Л. Рубинштейн проблемы психологии в трудах карла Маркса

Часть I. Общая психология

Введение в психологию

С. Л. Рубинштейн. Проблемы психологии в трудах К. Маркса .    6

Л.-. Я. Леонтьев. Понятие отражения и его значение для психологии,, 18

М, Р. Ярошееский. Категориальный аппарат психологии..,.....               . 25

Б; Ф. Ломов. Психология в системе научного знаная,,,..... 39

П.Фресс. О психологии будущего.........................................,... 50

 Ф. В. Бассин. В вестибюле осознания.......................................................    56

. Н. Леонтьев. Общая характеристика психики животных....................... -62

Р. Шовен. Общества насекомых..........................................................................    68

И П. Павлов. Условный рефлекс.....................................................................     76

.А. Р. Лурия. Мозг к психика............................................................, .    83

Личность в деятельности в общении

  А. Н. Леонтьев. Общее понятие о деятельности,..............................................     93

  Д. Н. Узнадзе. Общее учение об установке., ы^'........      101

  Ф. Ломов. Проблема общения в психологии......................................... 108

  А. Бодалев. Восприятие человека человеком.. 117

Н. И. Жинкин. Взаимоотношение двух звеньев механизма речи — состав­
ления слова из звуков и сообщения из слов........................................ 124..

Б. Г. Ананьев. Социальные ситуации развития личности и ее статус                  134

А. Н. Леонтьев. Индивид и личность.    ...,...................................    140

В. Н. Мясищев. Проблема отношений человека и ее место в психологии                146

С. Л. Рубинштейн. Направленность личности................................................ 152

А. В. Петровский. Быть личностью...........................................................................    1 >5

И. С. Кон. Постоянство личности: миф или реальность?..............................................    161


Познавательные процессы

Ч.Я. Я. Гальперин. К проблеме внимания...................................................................    169

А. А. Леонов, В. И. Лебедев. Влияние изоляции на психическое состояние

человека....................................................................................................................    175

О. И. Скороходова. Как я представляю окружающий мир...................................    180

В. П. Зинченко. Теоретические проблемы психологии восприятия и зада­
чи генетического исследования................................................................................    184

Р. Грегори. Предметы и изображения........................................................................... 189|

А. Р. Лурия. Маленькая книжка о большой памяти.................................................. 19'

В. Н. Пушкин. Эвристическая деятельность человека и проблемы совре­
менной науки...........................................................................................................    201

О. К. Тихомиров. Управление мыслительной деятельностью.........................................   208

Р. Г. Натадзе. Воображение как фактор поведения..............................................    217

446





Эмоции и воля

Ч. Дарвин. Выражение эмоций у человека и животных................................... 223

П. В. Симонов. Информационная теория эмоций.................................................... 232

И. С. Кон. Дружба и возраст..................................................................................... 238

Л. А. Китаев-Смык. Психология и концепция стресса.................................................. 250

В. А. Иванников. К сущности волевого поведения..................................................... 260

Индивидуально-психологические особенности личности

Б. М. Теплое и В. Д. Небылицын. Изучение основных свойств нервной

системы и их значение для психологии индивидуальных различий.................................. 269
В. Д. Небылицын. Актуальные проблемы дифференциальной психофизио­
логии.................................................................................................................................... 275

И, П. Павлов. Проба физиологического понимания симптомологии истерии                         280

Б. М. Теплое. Способности и одаренность.................................................................... 281

В. С. Мерлин. Отличительные признаки темперамента........................................ 286

В. А. Крутецкий. Математические способности и личность................................... 293



Часть II. Возрастная и педагогическая психология

Психическое развитие и закономерности становления личности

А. В. Запорожец. Значение ранних периодов детства для формирования

детской личности................................................................................................... 300

Л. А. Венгер. Развитие восприятия в онтогенезе............................................................ 316

Л. С. Выготский. Воображение и его развитие в детском возрасте., 320

Жан Пиаже. Как дети образуют математические понятия,............................... 325

Н. С. Лейтес. Возрастные предпосылки умственных способностей.., 331

Психология воспитания

С. Л. Рубинштейн. Психологическая наука и дело воспитания....        340

А. С. Макаренко. Отношения, стиль, тон в коллективе.   .                              346

В. А. Сухомлинский. Труд одухотворен благородными чувствами.,,                         349

Ш. А. Амонашвили. Размышление о завтрашнем дне шестилеток,,.       357
И. С. Кон., Д. И. Фельдштейн. Отрочество как этап жизни и некоторые

психолого-педагогические характеристики переходного возраста,,                      363

И. С. Кон. Психология старшеклассника  ................................................................. 370


Психология учения и обучения

С. Л. Выготский. Проблема обучения и умственного развития в школь­
ном возрасте...............................    ..............         377

Н, Ф. Талызина. Управление процессом усвоения знаний............................................. 383

А А. Смирнов. Роль понимания в запоминании.....................................................   388

А. А. Матюшкин. Теоретические вопросы проблемного обучения....         385
В. В. Давыдов. Особенности реализации содержательного обобщения

в обучении.  ...................................................................................................    401

Л. И. Божович. Проблемы развития мотивациоиной сферы ребенка.......................... 408
Ш. А. Амонашвили. Установление гуманных отношений в процессе обу­
чения................................................................................................................................... 412





Психологические основы учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения в умственном развитии

Т. А. Власова, М. С. Певзнер. О детях с отклонениями в развитии.. 422
С. Я. Рубинштейн. Общие вопросы психологии умственно отсталого ре­
бенка........................................................................................................................... 430

Краткие сведения об авторах.................................................................................... 436





ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

С. Л. Рубинштейн ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ В ТРУДАХ КАРЛА МАРКСА

Психология не принадлежит к числу тех дисциплин, которые систематически, как политическая экономия, разрабатывались Марксом. Мы не найдем, как известно, в Собрании сочинений Маркса специально психологических трактатов. Но в различных его работах, как бы попутно, этим гениальным умом разбросан ряд замечаний по различным вопросам психологии. Стоит вду­маться в эти внешне разрозненные замечания, и становится оче­видным, что, внешне не систематизированные, они представляют из себя внутренне единую систему идей. По мере того как рас­крывается их содержание, замечания эти смыкаются друг с дру­гом и оказываются одним монолитным целым, проникнутым един­ством миросозерцания Маркса, исходящим из его основ. Поэтому и в области психологии Маркса можно и нужно сейчас трактовать не как великого представителя прошлого, подлежа­щего историческому изучению и филологическому комментирова­нию. К нему надлежит нам подойти как к современнейшему из наших современников, поставить перед ним самые актуальные проблемы, над которыми бьется современная психологическая мысль, с тем чтобы уяснить в первую очередь, какие ответы на самые узловые вопросы психологии заключаются в высказыва­ниях Маркса, взятых в свете общих основ марксистско-ленинской, методологии, и какие пути намечаются им для построения психо­логии.

Современная зарубежная психология, как известно, пережи­вает кризис. Этот кризис, совпавший с периодом значительного развития экспериментального исследования, является, как и кри­зис современной физики, о котором писал Ленин в «Материализ­ме и эмпириокритицизме», кризисом методологическим. Он отра­жает общую идеологическую борьбу, ведущуюся в современной науке и выявляющуюся в кризисе методологических основ раз­личных дисциплин, начиная с современной математики. В психо­логии этот кризис привел к тому, что психология распалась на психологии, а психологи разбились на школы, друг с другом враждующие. Кризис в психологии принял, таким образом, на­столько острую и открытую форму, что он не мог не быть осознан


крупнейшими представителями психологической науки. Путь для разрешения кризиса может быть только один:<...> радикальная перестройка самого понимания и сознания и деятельности чело­века, неразрывно связанная с новым пониманием их взаимоот­ношений, может привести к правильному раскрытию предмета психологии. Таков именно —это наше основное положение — тот путь, который с полной определенностью указан в психологиче­ских высказываниях Маркса. Они ясно намечают иную трактов­ку и сознания и деятельности человека, которая в корне преодо­левает их разрыв и создает базу для построения марксистско-ленинской психологии как «действительно содержательной и ре-Ільной»* науки.

Исходным пунктом этой перестройки является марксовская концепция человеческой деятельности. В «Экономическо-философ-ских рукописях 1844 года» Маркс, пользуясь гегелевской терми­нологией, определяет человеческую деятельность как опредмечи­вание субъекта, которое вместе с тем есть распредмечивание объекта<...>/Вся деятельность человека для Маркса есть опред­мечивание его самого, или, иначе, процесс объективного раскры­тия его «сущностных сил». В «Капитале» он скажет просто, что в труде «субъект переходит в объект». Итак деятельность — не реакция на внешний раздражитель, она даже не делание, как внешняя операция субъекта над объектом, — она «переход субъ­екта в объект»'. Но тем самым смыкается связь не только между субъектом и его деятельностью, но и связь между деятельностью и ее продуктами. Самое понимание деятельности как опредмечи­вания заключает уже эту мысль; Маркс заострит и подчеркнет ее, когда, анализируя в «Капитале» труд, он скажет, кто «дея­тельность и предмет взаимно проникают друг в друга». Посколь­ку деятельность человека есть опредмечивание, объёктабирование его или переход субъекта в объект, раскрытие в объектах его деятельности, его сущностных сил, в том числе его чувств, его /сознания, постольку предметное бытие промышленности есть і раскрытая книга человеческих сущностных сил, чувственно пред­лежащая перед нами человеческая психология. Поэтому «психо- логия, для которой эта книга, т. е. как раз чувственно наиболее осязательная, наиболее доступная часть истории, закрыта, не может стать действительно содержательной и реальной наукой»2. Но за сомкнувшейся, таким образом, связью, идущей от субъ­екта к объекту, в деятельности человека сейчас же раскрывается другая фундаментальная зависимость, идущая от объекта к субъ­екту. Опредмечивание или объективирование не есть «переход в объект» уже готового, независимо от деятельности данного субъ­екта, сознание которого лишь проецируется вовне. В объективи­ровании, в процессе перехода в объект, формируется сам субъ-

1 Маркс К.   Экономическо-философские рукописи 1844 года. — Маркс К-,
Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 123.

2 Там же.

7


 ект. «Лишь, благодаря предметно развернутому богатству чело  веского существа развивается, а частью и впервые порождает­ся, богатство субъективной человеческой чувственности: музы­кальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, — короче, говодя, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы. Ибо не" только пять внешних чувств, но и так называемые ду­ховные чувства, практические чувства (воля, любовь и т. д.),— одним словом, человеческое чувство, человечность чувств, — «воз­никают лишь благодаря наличию соответствующего предмета, бла­годаря очеловеченной природе...»1.

<...>Таким образом, объектйвируясь в продуктах своей дея­тельности, формируя их, человек формирует — «отчасти порожда­ет, отчасти развивает» — свои чувства, свое сознание согласно из­вестной формуле «Капитала»: «...изменяя внешнюю природу, че-ловек в то же время изменяет свою собственную природу». Не путем погружения в неизрекаемые глубины непосредственности, не в бездеятельности, а в труде, в самой деятельности человека, преобразующей мир, формируется его сознание.

Чтобы окончательно очертить мысль Маркса и отмежевать ее от идеалистической концепции Гегеля о самопорождающемся субъекте, необходимо в эту цепь рассуждений Маркса включить еще. одно существеннейшее звено.

 Когда я объективируюсь в своей деятельности, то я тем самым включаюсь в объективный контекст от меня и моей воли неза­висящей ситуации. Я вхожу, в процессе взаимопроникновения дей-. ствия и предмета, в объективную, общественными закономерно­стями детерминированную ситуацию, и объективные результаты моей деятельности определяются объективными общественными отношениями, в которые я включился: продукты моей деятельно­сти суть продукты общественной деятельности. «Деятельность и пользование ее плодами, как по своему содержанию, так и по способу существования, носят общественный характер: обществен­ная деятельность и общественное пользование»2.

И это относится не только к моей практической деятельности в узком смысле, но и к моей теоретической деятельности. Каждая мысль, которую я сформулировал, приобретает объективный смысл, объективное значение в том общественном употреблении, которое она получает в зависимости от той объективной ситуации, в которую она, мною сформулированная, вошла, а не в зависи­мости лишь от тех субъективных намерений и побуждений, исхо­дя из которых я к ней пришел; продукты моей теоретической, как и продукты моей практической деятельности в их объективном содержании суть продукты общественной деятельности: «Общест­венная деятельность и общественное пользование существуют от­нюдь не только в форме непосредственно коллективной деятель-

1 Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года —Маркс К,
Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 122.

2 Там же, с. 118.


ности и непосредственно коллективного пользования», т. е. не только в деятельности и духе, обнаруживающихся «в действитель­ном общении с другими людьми... Но даже и тогда, когда я за­нимаюсь научной и т. п. деятельностью, — деятельностью, кото­рую я только в редких случаях могу осуществлять в непосредст­венном общении с другими, — даже и тогда я занят общественной деятельностью, потому что я действую как человек. Мне не толь­ко дан, в качестве общественного продукта, материал для моей деятельности — даже и сам язык, на котором работает мысли­тель, — но и мое собственное бытие есть общественная деятель­ность; а потому и то, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо»1.

Итак, если мое сознание формируется в моей деятельности через продукты этой деятельности, оно объективно формируется через продукты общественной деятельности. Мое сознание в сво­ей внутренней сущности опосредствовано объективными связями, которые устанавливаются в общественной практике и в которые я включаюсь, вхожу каждым актом своей деятельности, практиче­ской и теоретической. Каждый акт моей деятельности и я сам в нем через него тысячами нитей вплетен, многообразными свя­зями включен в объективные образования исторически сложив­шейся культуры, и мое сознание насквозь опосредствовано ими.  Эта центральная концепция Маркса о формировании челове­ческой психики в процессе деятельности опосредствованно через продукты этой деятельности разрешает узловую проблему со­временной психологии и открывает путь к принципиально иному решению вопроса о ее предмете.

В противовес основной идее интроспективной психологии о непосредственности психики (непосредственный опыт как предмет психологии) у Маркса со всей возможной отчетливостью сформу­лировано положение об объективной опосредствованности созна­ния. Ведь <только благодаря (предметно) объективно разверну­тому богатству человеческого существа» получается богатство субъективной человеческой чувственности. Эта идея об объектив­ной опосредствованности психики с большой последовательностью проводится Марксом через все его психологические высказыва­ния... Этим открывается принципиальная возможность объектив­ного изучения психики. Психика не субъективно, не для познания только представляется опосредствованной; она может быть по­знана опосредствованно через деятельность человека и продукты этой деятельности, потому что она в бытии своем объективно опо­средствована ими.

Марксовый анализ человеческого сознания и труда в форме, «составляющей исключительное достояние человека», обнаружи­вает со всей возможной ясностью, в чем выражается эта пере­стройка, как радикально она изменяет всю ситуацию, открывая путь для объективного познания психического.

1 Маркс  К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 118.

9


Основные формулы Маркса о сознании общеизвестны. Созна­ние (das Bewubtsein) никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием (-//-), а бытие людей есть ре­альный процесс их жизни»1,/т. е. сознание как отражение бытия — по формуле Ленина. Наряду "с" этой первой— вторая формула: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание»2, причем в от­личие от животного, которое ни к чему не относится, человеку его отношение к другим дано как отношение и, наконец, в не­посредственной связи с этим: язык — это практическое, существу­ющее для других людей, а значит, и существующее также для меня самого, реальное сознание... Сущность сознания в том, что мое отношение к моей среде в сознании человека само дано как отношение, т. е. реальное отношение человека к. среде становится опосредствованным— через идеальное ее отражение, которое практически осуществляется в языке. Язык служит тем планом, на котором я фиксирую отражаемое мной бытие и проецирую мои операции. Таким образом, идеальный план включается между непосредственно наличной ситуацией, которую я познаю, и опе­рацией или действием, которым я изменяю мир. В связи с этим неизбежно иной оказывается и самая структура действия. Возник­новение опосредствующего идеального плана высвобождает дей­ствие из исключительной зависимости от непосредственно налич­ной ситуации... Человек перестает быть рабом непосредственно наличной ситуации; действия его, становясь опосредствованными, могут определяться не только стимуляцией, исходящей из непо­средственно наличной ситуации, но целями и задачами, лежащи­ми за ее пределами; они становятся избирательными, целевыми и волевыми; именно эти черты характеризуют деятельность чело­века в его специфических отличиях от поведения животных. «Труд в форме, составляющей исключительное достояние человека», ха­рактеризуется прежде всего двумя чертами. «В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого про­цесса имелся в представлении человека, т. е. идеально»: в реаль­ную деятельность включается идеальный план, ее опосредствую­щий, и в связи с этим он «не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вме­сте с тем и свою сознательную цель, которая как закон опреде­ляет способ и характер его действий и которой он должен под­чинять СВОЮ ВОЛЮ»3

Наличие идеального плана сознания связано с изменением характера самой деятельности... Когда Маркс определяет спе­цифику человеческого сознания как мое отношение к моей среде, которое дано мне как отношение, т. е. имеет опосредствованный характер, он определяет самое сознание, исходя из тех измене­ний в реальных отношениях человека к его среде, которые свя-

1 Маркс К-, Энгельс Ф. Фейербах. —Соч., т. 3, с. 25.

2 Там же, с. 29.

3 Маркс К. Капитал.—Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 189.

10


заны с генезисом и развитием человеческого сознания. Это мето­дологически решающий пункт.

 Человеческое сознание, будучи предпосылкой специфической  человеческой формы деятельности — труда, является также и в первую очередь его результатом. В направленной на изменение внешнего мира, на формирование объектов деятельности форми­руется сознание в своем внутреннем существе. Это внутрь про­никающее и изнутри человеческое сознание формирующее воздей­ствие общественной практики, является решающим моментом кон­цепции Маркса <...>

Таким образом, решающим для марксистско-ленинской кон­
цепции является преодоление противоположности социального и
Индивидуального, внешнего и внутреннего, осуществляемое в ис-
 ходной концепции о формировании внутренней сущности челове­
ческого сознания в процессе воздействия человека на внешний
мир, в процессе общественной практики, в которой происходит
взаимопроникновение действия и предмета и формирование субъ-
екта и сознания через продукты общественной практики.                    

  В этом тезисе в качестве центрального момента заключается положение об историчности сознания. Формируясь в процессе об­щественной практики, оно развивается вместе с ней. «Сознание, следовательно, с самого начала есть общественный продукт и ос­тается им, — добавляет Маркс, — пока вообще существуют люди»1 <...>

Применительно к психологическому развитию человека исто­рическое развитие психики не сводится к надстройке «царства духа» над чувственностью и инстинктами природного существа; оно не исчерпывается тем, что над примитивными животными ин­стинктами надстраиваются «высшие духовные чувства», над «гру­быми чувствами» — мышление человека. Процесс развития про­никает глубже; он захватывает все самые примитивные его про­явления. Инстинкты становятся потребностями человека, которые в процессе исторического развития становятся человеческими по-требностями<...>

Итак, и элементарные чувства и инстинкты — вся психика че­ловека в целом — вовлечены в процесс исторического развития; переделке подвергаются все участки сознания... Сознание пред­ставляет из себя не плоскостное образование: различные участки его находятся на различных уровнях развития; но во всяком слу­чае всем своим массивом участвует оно в процессе исторического развития. Так именно, как процесс «становления природы чело­веком», должно быть понято психологическое развитие человека; в этом лишь плане проблема психологического развития может и должна получить действительно глубокую и радикальную трак­товку.

Раскрывая процесс развития как развития и изменения самой природы человека, прежде всего его психологической природы,

Маркс К-, Энгельс Ф. Фейербах. — Соч., т. 3, с. 29.

11


 


Маркс при этом вскрывает социально-историческую обусловлен­ность этого процесса. Он показывает совершенно конкретно, как различные формы разделения труда перестраивают психологиче­ские способности человека, как частная собственность искажает и опустошает человеческую психику. В этой концепции развития революционная теория с естественной необходимостью приводит к революционной практике. Из понимания зависимости психоло­гической природы человека от их искажающих, препятствующих их полноценному развитию общественных форм неизбежно выра­стают требования изменения этих общественных условий. Рушат­ся ссылки, так часто практиковавшиеся в буржуазной науке, на будто бы неизменную природу человека для обоснования неиз­менности существующего строя, и эту «природу» в действитель­ности обусловившего. Падает и поверхностно идеалистическая концепция об изменении сознания как простой смены мнений и представлений, совершающейся автогенно и являющейся двига­телем исторического процесса. Лишь в реальной перестройке об­щественной практики — но в этой перестройке доподлинно, — в трудном, исполненном внутренних противоречий процессе станов­ления и борьбы перестраивается в своей внутренней сущности сознание человека.

Все политически заостренные требования, которые ставит пе­ред нами практика социалистического строительства, — переделки сознания людей, преодоления пережитков капитализма не только в экономике, но и в сознании людей — все они своим теоретиче­ским основанием имеют эту Марксом заложенную концепцию ис­торического развития сознания под воздействием перестраиваю­щейся общественной практики. И с другой стороны, будучи, во-первых, результатом исторического развития, сознание является вместе с тем и предпосылкой исторического развития, будучи за­висимым, но все же существенным его компонентом...

В неразрывной связи со всей этой системой психологических идей Маркса в качестве одного из центральных ее звеньев высту­пает марксовская трактовка проблемы личности... Вне связи с личностью невозможно понимание психологического развития, по­тому что «люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой своей дей­ствительностью также свое мышление и продукты своего мышле­ния»1.

, формы сознания развиваются не сами по себе — в порядке ав- тогенеза, а как атрибуты или функции того реального целого, ко­торому они принадлежат. Вне личности трактовка сознания мог­ла бы быть лишь идеалистической. Тому способу рассмотрения, который исходит из сознания, Маркс поэтому противопоставляет другой — соответствующий реальной жизни, при котором «исходят из самих действительных живых индивидов и рассматривают соз­нание только как их сознание»2.

• Соч., т. 3, с. 25.

1 Маркс К-, Энгельс Ф. Фейербах. * Там же.


 Марксистская психология не может, таким образом, быть све-дена к анализу отчужденных от личности, обезличенных процес -сов и функкций. Сами эти процессы или функции суть для Маркса «органы индивидуальности». «Человек,— пишет Маркс,— при­сваивает себе свою всестороннюю сущность всесторонним образом, следовательно, как целостный человек> В этом участвует и каж­дое из его «человеческих отношений к миру — зрение, слух, обо­няние, вкус, осязание, мышление, созерцание, ощущение, желание, деятельность, любовь, словом, все органы его индивидуально­сти..)1.

Вне этой трактовки нереализуем был бы основной для марк­систской концепции тезис, согласно которому сознание человека есть общественный продукт и вся психика его социально обуслов­лена. Общественные отношения — это отношения, в которые всту­пают не отдельные органы чувств или психологические процессы, а человек, личность. Определяющее влияние общественных отно­шений труда на формирование психики осуществляется лишь опосредствованно через личность.

Но включение проблемы личности в психологическую проб­лематику, конечно, ни в коем случае не должно означать ее пси­хологизации. Личность не тождественна ни с сознанием, ни с са­мосознанием. Это отождествление, проводившееся в пснходегин сознания, поскольку она вообще ставила проблему личности, для Маркса, само собой разумеется, неприемлемо (..)

Личность существует только при наличии у нее сознания: ее отношения к другим людям должны быть ей даны как отноше­ния. Сознание, будучи свойством материи, которая может обла­дать и может не обладать сознанием (марксизм — не панпси­хизм!), является качеством человеческой личности, без которого она не была бы тем, что она есть.

( Но сущность личности есть совокупность всех общественных отношений2.

Человеческая личность в целом формируется лишь через по­средство своих отношений к другим людям. Лишь по мере того как у меня устанавливаются человеческие отношения к другим людям, я сам формируюсь как человек: «Лишь отнесясь к челове­ку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относить­ся к самому себе как к человеку. Вместе с тем и Павел как та­ковой, во всей его павловской телесности, становится для него формой проявления рода «человек»3.

В противоположность господствующим в современной психоло­гии и психопатологии учениям, в которых личность в своей био­логической обособленности выступает как первичная непосредст­венная данность, как абсолютная в себе существующая самость, определяемая глубинными, биологически детерминированными

1 Маркс К.   Экономическо-философские рукописи 1844 года. — Маркс К.,
Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 120.                                                                                ..

2 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Тезисы о Фейербахе. — Соч., т. 3, с. 3.

3 Маркс К. Капитал.-т-Маркс К.,, Энгельс Ф. Соч., т. 23, с, 62.

13


влечениями или конституциональными особенностями, независимо от общественных связей и опосредствовании, — для Маркса лич­ность, а вместе с тем и ее сознание опосредствованы ее общест­венными отношениями, и ее развитие определяется прежде всего динамикой этих отношений. Однако так же, как отрицание психо­логизации личности не означает выключения сознания и самосоз­нания, точно так же и отрицание биологизации никак не означает выключение биологии, организма, природы из личности. Психо­физическая природа не вытесняется и не нейтрализуется, а опо­средствуется общественными отношениями и перестраивается — природа становится человеком!

В психологическом плане основное значение для реализации в самом понимании природы личности революционизирующей ее исторической концепции имеет понимание Марксом человеческих потребностей...

Неучет потребностей в понимании мотивации человеческого по­ведения неизбежно приводит к идеалистической концепции. «Люди привыкли, — пишет Энгельс, — объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребно­стей (которые при этом, конечно, отражаются в голове, осозна­ются), и этим путем с течением времени возникло то идеалисти­ческое мировоззрение, которое овладело умами в особенности со времени гибели античного мира»1. На основе понятия потребно­сти все учение о мотивизации человеческого поведения получает принципиально иную постановку, чем та, которая ему обычно да­ется на основе учения об инстинктах и влечениях. Но потребно­сти, сближаясь в этом отношении с инстинктами и влечениями, принципиально отличаются от них. Опосредствованные обществен­ными отношениями, через которые они преломляются, они — про­дукт истории, в отличие от инстинктов как только физиологиче­ских образований; они далее имеют и онтогенез, в отличие от ин­стинктов, продуктов филогенеза<...>

В отличие от всех в основе своей биологических теорий, Маркс вскрывает социально-историческую обусловленность человеческих потребностей, опять-таки не упраздняющую, а опосредствующую «природу» человека. При этом в историческом развитии не только надстраиваются новые потребности над первичными инстинктив­ными потребностями, но и преобразуются эти последние, много­кратно преломляясь сквозь изменяющуюся систему общественных отношений: по формуле Маркса, потребности человека становятся человеческими потребностями...

Выдвинутые на место инстинктивных влечений потребности реа­лизуют, таким образом, историчность в учении о мотивах, о дви­жущих силах поведения. Они же раскрывают богатство человече­ской личности и мотивов ее поведения...

Богатство же и многообразие исторически формирующихся по-

1 Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 493.

14


 


требностей создает все расширяющиеся источники мотивации че. ловеческой деятельности, значение которых зависит притом от конкретных исторических условий. «Мы видели, — пишет Маркс,—■ какое значение имеет при социализме богатство человеческих по­требностей, а следовательно, и какой-нибудь новый способ произ­водства и какой-нибудь новый предмет производства: новое про­явление человеческой сущностной силы и новое, обогащение че­ловеческого существа»1. «При господстве же частной собственно­сти, — подчеркивает Маркс социальную обусловленность этого по­ложения,— мы наблюдаем обратное отношение»: каждая новая потребность создает и новую зависимость. Но, «при допущении наличия социализма», это богатство исторически развивающихся потребностей — все более многообразных и создающихся на все более и более высоком уровне — открывает перспективы богахрй, содержательной, динамически развивающейся и поднимающейся на все более высокий уровень стимуляции человеческой деятель-ности<...>

С учением об историчности потребностей связано у Маркса и учение об исторической обусловленности различий способно­стей. «Разнообразие человеческих дарований, — пишет Маркс,— скорее следствие, чем причина разделения труда»2. Это означает, что столь несходные способности, свойственные, по-видимому, лю­дям, занятым в различных профессиях и достигшим зрелого воз­раста, составляют не столько причину, сколько следствие разде­ления труда; не столько причина, сколько следствие, но не только следствие, а также и причина. В «Капитале» Маркс пишет: «Раз­личные операции, попеременно совершаемые производителем това­ра и сливающиеся в одно целое в процессе его труда, предъявля­ют к нему разные требования. В одном случае он должен разви­вать больше силы, в другом случае — больше ловкости, в треть­ем— больше внимательности и т. д., но один и тот же индивидуум не обладает всеми этими качествами в равной мере. После раз­деления, обособления и изолирования различных операций ра­бочие делятся, классифицируются и группируются сообразно их преобладающим способностям. Если, таким образом, природные особенности рабочих образуют ту почву, на которой произрастает разделение труда, то, с другой стороны, мануфактура, коль скоро она введена, развивает рабочие силы, по самой природе своей пригодные лишь к односторонним специфическим функциям»3.

Итак, «природные особенности рабочих образуют ту почву, в которую пускает свои корни разделение труда», но раз уже вве­денное разделение труда формирует и трансформирует человече­ские способности. Возникая на почве «природных особенностей», они не являются неизменными, абсолютными сущностями, а под­чиняются в своем развитии закономерностям общественного бы-

1 Маркс К.   Экономическо-философские рукописи 1844 года. — Маркс К.,
Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 128.

2 Там же, с. 143.                                                                                                  . ■

3 Маркс К. Капитал. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 361.

15


тия, их преобразующим. Маркс выявляет зависимость структуры человеческих способностей от исторически изменяющихся форм разделения труда, конкретно демонстрируя в блестящем и тонком анализе изменение психики человека при переходе от ремесла к мануфактуре, от мануфактуры к крупной промышленности, от ее начальных к более поздним, зрелым капиталистическим фор­мам1. Здесь центральное значение имеет обнаружение того, как развитие мануфактуры и разделение труда приводят к крайней специализации способностей, к формированию «частичного рабо­чего, простого носителя известной частичной общественной функ­ции...»2, а дальнейшее развитие автоматизации, при которой труд теряет характер специальности, приводит к замене его «индиви­дуумом, для которого различные общественные функции суть сме­няющие друг друга способы жизнедеятельности».

В своих потребностях и способностях конкретизируется психо-"логическая природа личности. Она при этом в самом своем су­ществе оказывается обусловленной, опосредствованной теми кон­кретными общественно-историческими условиями, в которых она формируется...

Продукты человеческой деятельности, которые являются «опред-меченной», объективированной сущностью человека (его сущно­стных сил), благодаря объективному предметному бытию которых формируется внутреннее субъективное богатство человека, оказы­ваются при господстве частной собственности отчужденными, чу­жими вещами. В результате каждая новая потребность человека, которая могла бы быть новым проявлением и новым источником богатства человеческой природы, становится источником новой за­висимости; каждая способность, порождая в результате своей реа­лизации новые потребности, умножает эти зависимости, и человек в результате как бы непрерывно отчуждает свое собственное внут­реннее содержание и как бы опустошается, становясь во все но­вые и новые внешние зависимости. Лишь преодоление этого от­чуждения, не идеально метафизически, а грубо реально осущест­вляемого режимом частной собственности, т. е. лишь осуществле­ние коммунизма, может обеспечить подлинное развитие личности. «Поэтому уничтожение частной собственности означает полную эмансипацию всех человеческих чувств и свойств; но оно является этой эмансипацией именно потому, что чувства и свойства эти стали человеческими как в субъективном, так и в объективном смысле»3.

Лишь осуществление подлинно человеческих отношений в кол­лективе обеспечит развитие человеческой личности. Богатство дей­ствительных отношений к людям становится здесь действитель­ным, духовным богатством человека, и в сильном коллективе сильной будет и личность<...>


Современная борьба против «уравниловки» и вся наша тепе­решняя практика с ее тщательным учетом индивидуальных осо­бенностей каждого работника и учащегося и системой персональ­ного выдвижения являются реализацией на практике социали­стического строительства этого теоретического положения Маркса. «Только в коллективности, — развивает дальше Маркс свои по­ложения о роли подлинного коллектива в развитии личности, — получает индивид средства, дающие ему возможность всесторон­него развития своих задатков; следовательно, только в коллек­тивности возможна личная свобода. В действительной коллектив­ности индивиды добьются в своей ассоциации и через эту ассо­циацию в то же время и своей свободы». Здесь Маркс употреб­ляет термин «личная свобода» в значении, принципиально отлич­ном от того, которое установилось в буржуазном обществе и ко­торое Маркс подверг критике в «Капитале», говоря о пролета­риях, как птицах свободных — умирать с голоду. Понятие личной свободы может быть формальным и отрицательным или содер-. жательным и положительным. Первое спрашивает: свободен от.чего. Второе — свободен для чего. Для первого всякие скрепы и связи только путы, второе знает, что они могут быть и опорами, и решающим является вопрос: какие реальные возможности раз­вития и действия этим обеспечены. Маркс показывает, что в этом 'положительном и реальном смысле только действительная кол­лективность обеспечивает личную свободу, поскольку она откры­вает возможность всестороннего и полного развития личности. Он подытоживает в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» значение действительной коллективности: «Коммунизм как положительное упразднение частной собственности — этого самоотчуждения человека — и в силу этого как подлинное при-своение человеческой сущности человеком и для человека; а по­тому как полное, происходящее сознательным образом и с сохра­нением всего богатства предшествующего развития, возвращение человека к самому себе как человеку общественному, т. е. чело­вечному. Такой коммунизм, как завершенный натурализм, = гума-низму, а как завершенный гуманизм, = натурализму; он есть дей­ствительное разрешение противоречия между человеком и приро­дой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоут­верждением, между свободой и необходимостью, между индиви­дом и родом. Он — решение загадки истории и он знает, чгто он есть это решение»1.

Рубинштейн С. Л, Проблемы об­щей психологии, М., 1973, с. 19—46.


 


 



рукописи

да. — Маркс К,


1 Маркс К. Капитал. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 361. г Там же, с. 499.

1 Маркс К. ■ Экономяческо-философские рукописи 1844 года. — Маркс К-, Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 120.

16


і

I Маркс К. Экономическо Энгельс Ф. Соч., Т.І42, с. 1І8. '

і






























Заказ 5162


 


17






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: