“Раздвоенное голосование” - это, применительно к американскому контексту, поддержка одним и тем же избирателем кандидатов от разных партий на разные выборные должности в один и тот же год выборов. (Назовем совокупность разных выборов такого года “разновыборной кампанией”)...
На первый взгляд, усиление проявляющейся у граждан нерасположенности проголосовать за кандидатов одной лишь своей партии представляется явственным признаком упадка партийной системы. Безусловно, только что охарактеризованные тенденции, связанные с раздвоенным голосованием, идут в одном русле с теми, что раскрываются и в нескольких... таблицах, показывающих сокращение численности относящих себя к демократической партии, пополнение рядов независимых, массовую смену позиций среди белых избирателей, выражающуюся в переходе к республиканцам, и убывание партийности в более поздних пополнениях электората. Ко всему этому, исследователи электорального поведения сходятся на том, что партийная самоидентификация, некогда считавшаяся доминирующим фактором при выработке избирателем своего решения, более не “структурирует” голосование в такой мере. как это было во времена монографии Дюверже. В той же степени, что и “долгосрочным” фактором - партийной приверженностью, или даже в большей, решение о том, как голосовать, определяется ныне специфическими для каждых выборов пере-
|
|
пленными, какими являются личность кандидата и (общественная) проблема... Наконец, как справедливо отмечает М.Фиорина, с течением времени психологические барьеры, препятствовавшие раздвоенному голосованию, постепенно разрушались по мере того, как представление о партийной лояльности в качестве почитаемой добродетели в политической культуре уступало место представлению о разумных и непредубежденных гражданах, голосующих “за (конкретное) лицо, а не за партию”.
Если, однако, взглянуть под другим углом зрения, раздвоенное голосование в не меньшей мере свидетельствует в пользу сохранения двухпартийной системы, чем служит симптомом ее угасания. Ибо, как указывает Фиорина, раздвоение при голосовании, когда избиратель голосует за кандидата от одной партии на выборах в конгресс и за другую партию на президентских выборах, - это способ не проголосовать ни в том, ни в другом случае за кандидата от третьей партии...
Даже когда избиратели намеренно стремятся разделить контроль над государственным управлением между двумя партиями, считает Фиорина, они могут прибегать к раздвоенному голосованию ради сбалансирования, когда партии либерального толка противопоставлена партия консервативного толка. В системе государственного управления, осуществляемого выборными органами с раздельными полномочиями, для избирателей, по крайней мере теоретически, такая стратегия возможна. Склонность голосовать в этой “мэдисоновской” манере, утверждает он, должна возникать у избирателей, тяготеющих скорее к тому, чтобы держаться середины, чем к любой из двух крайностей, представленных “великой старой партией” на правом и демократами - на левом фланге...
|
|
Заключение
Попробуем представить, что в американской партийной системе конца нынешнего века, если бы Дюверже наблюдал ее в этот момент, привлекло бы его внимание своей узнаваемостью или, напротив, новизной. Во-первых, он, конечно, нисколько не удивился бы, видя прежнюю поглощенность обеих основных партий выдвижением кандидатов и достижением победы на выборах. Ныне в не меньшей степени, чем во времена написания им своей монографии, электоральная функция держит под своим преобладающим влиянием всю остальную деятельность и служит определением самого существа партии в Соединенных Штатах. Во-вторых,
для Дюверже, как мы можем предположить, не явилось бы неожиданностью то, что обе партии организованы все еще на основе ко-кусно-кадровых структур. И демократы, и республиканцы войдут в следующий век, не имея чего-либо похожего на массовую базу формального членства, характерную для некоторых западноевропейских партий. И. в-третьих, он с готовностью ожидал бы обнаружить систему, в которой - ввиду стойко сохраняющихся значительных препятствий для малых партий - по-прежнему доминируют две основные партии.
В пределах этих параметров, однако. Дюверже натолкнулся бы на значительные, если не поразительные, перемены- То сопряжение по вертикали между общенациональными структурами партий и структурами их организаций в штатах и на местах, которое он некогда характеризовал как минимальное, почти наверняка произвело бы на него впечатление, будучи теперь сочтено им и необычайным, и объяснимым. Он сразу оценил бы суть и значение этой трансформации, ибо она развилась из исторической поглощенности обеих основных партий достижением победы на выборах. Доставление для выборных кампаний ресурсов, необходимых, чтобы обеспечить победу кандидатов своей партии, - вот подоплека этой беспрецедентной степени сопряжения организации общенационального уровня со субнациональными организационными единицами.
С другой стороны. Дюверже, возможно, было бы гораздо труднее понять подчинение партийных организаций штатов общенациональным комитетам в вопросах отбора делегатов на партийные съезды, посвященные выдвижению кандидатов к президентским выборам. Ведь в те времена, когда Дюверже писал свою монографию, делегаты на съезды в большинстве своем еще отбирались центральными комитетами партийных организаций в штатах, часто без учета массовых предпочтений, выражаемых на первичных президентских выборах. На эти “тонущие в табачном дыму” закулисные совещания, однако, с тех пор ворвались шквальные ветры реформ и преобразовали весь процесс в длительную борьбу, в проводимый по отдельности плебисцит: в нем миллионы избирателей определяют кандидатов, которых выдвинет партия.
Вполне мог бы предполагаемый Дюверже задаться вопросом, способна ли партия, лишь номинально контролирующая свой собственный процесс выдвижения кандидатов, в полной мере осуществлять электоральную функцию. Правда, он в свое время призна-
вал полезность закрытых первичных выборов по выдвижению кандидатов и даже высказывал мысль о том, что избиратели, (чьего одобрения добиваются участники такого соперничества), могли бы в некотором минимальном смысле сойти за “членов” партии. Все же трудно представить, чтобы он счел открытые “прайме-риз” источником значимого членства, особенно когда играть на них значительную роль в определении выдвигаемых партией кандидатов позволяется тем, кто отказался от партийной эмблемы, зарегистрировавшись в качестве независимых...
|
|
Обратившись к рассмотрению американского электората 90-х, предполагаемый Дюверже, несомненно, поразился бы возникновению громадного блока независимых, равного или даже превосходящего по численности контингент приверженцев любой из двух
партий...
Ему, надо полагать, не составило бы труда объяснить, почему прибегающие к двойному голосованию большей частью делят оказываемую ими поддержку между двумя основными партиями. Они, как и значительное большинство всех американских избирателей. по-прежнему смотрят на кандидатов от третьих партий и на независимых кандидатов как на не имеющих шансов выиграть серьезные выборы. Дюверже сразу узнал бы знакомые помехи, препятствующие успеху малых партий. Формальные правила избирательной системы, которые он столь настойчиво подчеркивал, по-прежнему действуют, к подавляющему преимуществу двух основных партий, как и более частные законы, ограничивающие доступ в избирательные списки и регулирующие финансирование выборных кампаний.
В общем, при всех переменах, происшедших с той поры, когда он писал свою монографию, Дюверже указал бы ныне, что основные партии Соединенных Штатов пришли к своему расцвету в одних отношениях, хотя в то же время переживают упадок в других отношениях. Критикуя упрощенную структуру кокусно-кадровой партии, Дюверже в то же время признавал, что незамысловатость функции, поглощенность электоральными заботами позволяют ей быстрее, чем партии любого другого типа, адаптироваться к меняющимся условиям окружающей обстановки. Глядя на основные партии Соединенных Штатов в конце века, он, несомненно, указал бы, что эта адаптация теснейшим образом связана как с гибкостью, так и с прочностью.
Политические исследования. 1996. № 1. С. 138-150; № 3 С. 94-107.
К. Поппер*