Управление государственным долгом, его основные проблемы в Российской Федерации

Под управлением государственным долгом в широком смысле будем понимать формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Управление государственным долгом в широком смысле — прерогатива законодательных органов власти (иногда правительства) и заключается в формировании политики в отношении государственного долга (внутреннего и внешнего); установлении границ государственной задолженности (в т.ч. в определении размера бюджетного дефицита и, следовательно, объемов займов, привлекаемых для его финансирования); определении основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели; установлении возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ и т.д.

Под управлением государственным долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием государственного долга, а также регулированием рынка государственных ценных бумаг. Управление задолженностью в узком смысле осуществляют исполнительные органы власти, главным образом Министерство финансов и центральный банк. Следует отметить, что эти две инстанции не имеют возможности непосредственно воздействовать на величину совокупного государственного долга. Характеристика управления государственным долгом складывается из таких элементов, как меры управления, задачи управления, приемы и методы управления государственным долгом.

Задачи управления государственным долгом:

· удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти взятых на себя долговых обязательств без значительного ущерба финансированию программ социально-экономического развития;

· минимизация стоимости долга на основе удлинения сроков заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг, за счет перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;

· сохранение у государства реп>тации первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;

· поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственного долга;

· достижение эффективного и целевого использования заимствованных средств, государственных кредитов и гарантированных займов;

· обеспечение своевременного возврата государственных кредитов и уплаты процентов по ним;

· диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;

· координация действий органов власти всех ветвей и уровней на рынке государственных долговых обязательств. Представляется целесообразным определить управление государственным долгом в широком и узком смысле.

 

Меры управления: Во всем мире самым распространенным методом управления государственным долгом является рефинансированиегосударственного долга, т.е. погашение части государственного долга за счет размещения новых займов.Для использования этого метода необходима высокая финансовая репутация государства-заемщика. На мировом финансовом рынке репутация стран-заемщиков выражается рейтингами, которые присваиваются им международными рейтинговыми агентствами в соответствии с международными правилами рейтингования.При финансовом кризисе возникает необходимость в реструктуризации долга. В соответствии со ст. 105 БК РФ подреструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долга может осуществляться с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.В условиях трудного экономического положения, растущего дефицита, невозможности полностью и своевременно погасить долги правительство может прибегнуть к таким мерам, как конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, аннулирование государственного долга.

· Конверсия - это изменение размера доходности займа; чаше всего государство снижает размер уплачиваемых процентов по займам, уменьшая тем самым расходы государственного бюджета но управлению государственным долгом.

· Консолидация - изменение сроков действия ранее выпущенных займов, т.е. решение о переносе даты выплаты на более поздний срок. Возможно и обратное решение — досрочное погашение. Обычно вместе с консолидацией проводится унификация государственных займов.

· Унификация - обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый.

· Отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигается срок погашения займа, но и прекращается выплата процентов по нему.

· Аннулирование государственного внутреннего долга — полный отказ государства or долговых обязательств (является крайней мерой).

Принятие перечисленных возможных решений государства нарушает главный принцип управления государственным долгом — принцип безусловности. Поэтому их использование требует глубокой предварительной проработки, анализа всех возможных экономических и политических последствий.

Приемы и методы управления государственным долгом:Существует множество методов решения проблемы государственного долга. По срочности и по характеру решаемых задач выделяют бюджетно-экспортные и финансово-технические методы. По условиям и механизму реализации можно выделить также рыночные и нерыночные методы.

Рыночные методы:

· Бюджетно-экспортные методы — долгосрочные и связывают решение проблемы, например, внешнего долга, с увеличением торгового баланса страны, а также увеличением ВВП и государственного бюджета.

· Финансово-технические методы - краткосрочные и позволяют решить проблему путем улучшения условий заимствования, уменьшения общей суммы долга, изменения временной структуры платежей.

Выделяют следующие основные финансово-технические методы управления государственным долгом: консолидацию, конверсию, унификацию, рефинансирование, реструктуризацию, отсрочку погашения, аннулирование займов и др.

Нерыночные методы

К нерыночным методам управления государственным долгом можно отнести такие, как конверсия, консолидация и унификация. Эти методы предполагают изменение условий находящихся в обращении займов в одностороннем порядке, часто без согласования с держателями ценных бумаг. Такие меры нарушают права инвесторов и в этой связи их использование возможно лишь при плановой экономике и недопустимо в рыночных условиях.

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ.Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством.Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга. Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

Заключение.

Управление государственным долгом — одно из важных направлений государственной финансовой политики. Оно представляет собой комплекс мероприятий: обслуживание долга, т.е. погашение основной суммы и выплата процентов кредиторам; изменение условий выпущенных займов; мониторинг показателей объема и уровня долга, их сопоставление с показателями государственных финансов; взаимоотношения с кредиторами по поводу урегулирования старых долгов и предоставления    новых кредитов; реструктуризация долгов; рефинансирование долгов и др.

 Государственный долг в условиях рыночных отношений выступает важным макроэкономическим фактором, оказывающим значительное воздействие на состояние национальной экономики. С другой стороны, сам рынок государственных долгов реагирует на изменение экономической ситуации внутри страны и тенденций международных финансовых рынков.

В управлении государственным долгом важно соблюдать сбалансированность бюджетной и долговой политики государства, т.е. не допускать чрезмерного роста дефицитного финансирования и гарантировать нормальное обслуживание сложившейся задолженности.

Долговые проблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным должником и кредитором. В силу своего уникального положения Россия стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков. Нынешний долговой кризис стал следствием крайне неблагоприятного переплетения субъективных и объективных факторов, долговременных и краткосрочных тенденций. Глубина их воздействия настолько велика, что ощущается до настоящего времени. Меры, включая масштабные внешние заимствования и реструктуризацию долгов, не смогли переломить тенденцию и предотвратить наступление кризиса.

 

Список литературы.

1.Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]: О Российской долговой политике в современных условиях. — Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации.

2.ФЗ О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.11.2013 г., № 371-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
3. Воронин Ю. Управление государственным долгом / Ю. Воронин, В. Кабашкин // Экономист. — 2009г. — № 6.

4. Давлетшин Д. Р. Анализ внутреннего государственного долга Российской Федерации // Молодой ученый. — 2014.

 

5.Ильина, Н.О. Анализ динамики и структуры государственного внешнего и внутреннего долга российской федерации за период 2012-2015 ГГ. [Текст] / Н.О.Ильина // Политика, экономика и инновации. – 2016.

6.Сираева, Р.Р. Проблема развития бюджетной политики в РФ [Текст] / Р.Р. Сираева, Т. Ю. Воробьева // Научный журнал НоваИнфо. – 2016.

7.Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации [Электронный ресурс] / Официальный сайт Минфин России. – 2016.

 


Приложение

Отчётная дата Всего В т.ч. по государственным гарантиям РФ
2014-01-01 55 794.2 11 399.1
2014-02-01 55 750.9   11 399.0
2014-03-01 55 666.9 11 322.6
2014-04-01 54 881.5 11 322.6
2014-05-01 54 875.4 11 315.5
2014-06-01 54 810.3 11 313.9
2014-07-01 54 672.5 11 313.9
2014-08-01 54 604.6   11 310.4
2014-09-01 54 553.5 11 304.2
2014-10-01 53 746.4   11 304.0
2014-11-01   53 704.6 11 285.7
2014-12-01 53 972.2 11 604.1
2015-01-01 54 355.4 12 083.2
2015-02-01   54 305.5   12 070.3
2015-03-01 54 268.0   12 064.3
2015-04-01 53 481.4 12 064.2
2015-05-01 51 480.4   12 064.3
2015-06-01 51 453.7   12 062.8
2015-07-01 51 324.3 11 989.1
2015-08-01 51 289.8   11 983.7
2015-09-01 51 300.0 11 977.8
2015-10-01   50 226.4 11 977.8
2015-11-01 50 189.3 11 977.8
2015-12-01 50 128.6   11 976.3
2016-01-01 50 002.3   11 875.9
2016-02-01 49 995.5 11 875.9
2016-03-01 49 987.4   11 870.1
2016-04-01 49 363.2   11 870.1
2016-05-01 49 253.4 11 870.1
2016-06-01 50 946.5   11 868.5
2016-07-01 50 882.5 11 868.5
2016-08-01 50 871.5 11 861.6
2016-09-01 50 864.6 11 855.9
2016-10-01 51 475.7   11 855.9
2016-11-01 51 442.1   11 855.9
2016-12-01 51 271.3   11 733.3
2017-01-01 51 211.8   11 730.5
2017-02-01 51 217.2   11 726.3
2017-03-01 51 190.4 11 720.6
2017-04-01 50 558.6   11 720.6
2017-05-01 48 556.4 11 720.6
2017-06-01 48 552.6 11 720.4
2017-07-01 51 471.4 11 680.4
2017-08-01 51 286.0   11 673.4
2017-09-01 51 094.2 11 667.8
2017-10-01 51 230.0 11 667.8
2017-11-01   51 202.3 11 667.8
2017-12-01 51 172.4   11 667.8

Таблица 1. Объём внешнего долга Российской Федерации. (млнн. долл. США)

 

 

Рисунок 1. Динамика внешнего государственного долга России (млрд. долл.)

 

По состоянию на Всего В том числе государственные гарантии Российской Федерации
01.01.2012 4190,55   637,33
01.01.2013 4977,90 906,6
01.01.2014 5722,24 1289,85
01.01.2015 7241,17 1765,46
01.01.2016 7307,61 1734,52
01.01.2017 8003,46 1903,11

Таблица 2. Объём государственного внутреннего долга Российской Федерации (млрд. руб.)

 

Год Госдолг США, млрд. $ ВВП, млрд. $ Госдолг/ВВП %
2014 17794,5 17244,0 103,2
2015 18627,6 17985,0 103,6
2016 19949,9 18752,7 106,4

 

 

Таблица 3. Объём государственного внешнего долга США



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: