Статья 2. Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всем гражданам, независимо от происхождения, расы или религии. Она уважает все верования.
Национальной эмблемой является трехцветный флаг — синий, белый, красный.
Национальным гимном является «Марсельеза».
Девизом Республики является: «Свобода, Равенство, Братство».
Ее принципом является: правительство народа, по воле народа и для народа.
Статья 3. Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума.
Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление.
Голосование может быть прямым или косвенным в соответствии с условиями, предусмотренными Конституцией. Оно всегда является всеобщим, равным и тайным. В соответствии с условиями, определенными законом, избирателями являются все совершеннолетние французские граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими и политическими правами.
|
|
Статья 4. Политические партии и группировки содействуют выражению мнений голосованием. Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно.
Они должны уважать принципы национального суверенитета и демократии.
Раздел II ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ
Статья 5. Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства.
Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров.
Статья 6 '. Президент Республики избирается на 7 лет путем всеобщего и прямого голосования.
Статья 8. Президент Республики назначает Премьер-министра. Он прекращает исполнение служебных обязанностей Премьер-министра после вручения им заявления об отставке Правительства.
По предложению Премьер-министра он назначает других членов Правительства и прекращает исполнение ими их служебных обязанностей.
660
Статья 9. Президент Республики председательствует в Совете ми-мстров.
Статья 10. Президент Республики обнародует законы в течение пят-іадцати дней, которые следуют за передачей Правительству окончательно іринятого закона.
Он может до истечения этого срока потребовать от Парламента нового збсуждения закона или некоторых его статей. В этом новом обсуждении не может быть отказано.
Статья 11. По предложению Правительства во время сессии Парламента или по совместному предложению обеих палат Парламента, которые тубликуются в «Журналь Офисьель», Президент Республики может передать на референдум любой законопроект, касающийся организации государственной власти, содержащий одобрение какого-либо соглашения о Сообществе или имеющий целью разрешить ратификацию какого-либо договора, который, не противореча Конституции, отразился бы на функци-энировании установлений.
|
|
Когда референдумом проект одобрен, Президент Республики обнаро-цует его в сроки, предусмотренные предыдущей статьей.
Статья 12. Президент Республики может после консультаций с Премьер-министром и председателями палат Парламента распустить Национальное собрание.
Всеобщие выборы происходят не менее чем через двадцать и не более чем через сорок дней после роспуска. Национальное собрание собирается по праву2 во второй четверг после избрания. Если это заседание имеет место не в периоды, предусмотренные для обычных сессий, то продолжительность сессии по праву ограничивается пятнадцатью днями.
Национальное собрание не может быть снова распущено в течение года после таких выборов.
Статья 13. Президент Республики подписывает указы и декреты, обсужденные в Совете министров.
Он производит назначения на гражданские и военные государственные должности.
Государственные советники, великий канцлер ордена Почетного легиона, послы и чрезвычайные посланники, старшие советники Счетной палаты, префекты, представители Правительства в заморских территориях, генералы, ректоры университетов, директора центральных ведомств назначаются в Совете министров.
Органический закон определяет другие должности, назначения на которые производятся в Совете министров, а также условия, при которых Президент Республики может уполномочить кого-либо осуществлять право назначения на должности от его имени.
661
Статья 14. Президент Республики аккредитует послов и чрезвычайных посланников при иностранных державах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нем.
Статья 15. Президент Республики является главой вооруженных сил. Он председательствует в советах и высших комитетах Национальной обороны.
Статья 16. Когда установления Республики, независимость Нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией, нарушено, Президент Республики принимает меры, которые диктуются обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, председателями палат Парламента, а также с Конституционным советом.
Он информирует об этом Нацию посланием.