Статья 29. Временный президент и вице-президент избираются Национальным собранием при наличии не менее 3/4 всех членов Национального собрания и считаются избранными, если за них будет подано не менее 2/3 голосов всех присутствующих.
Статья 30. Временный президент представляет Временное правительство, ведает делами управления государством, обнародует законы.
Статья 31. Временный президент приводит в исполнение законы и имеет право на основании законов издавать приказы о назначении на должности, а также может давать указания об их публиковании.
Статья 32. Временный президент осуществляет верховное командование всей армией и флотом страны.
Статья 33. Временный президент вырабатывает Систему управления [провинциями], после чего она должна быть представлена на утверждение Национальным собранием.
Статья 34. Временный президент назначает и смещает гражданских и военных чиновников, однако приказы о назначении государственных министров, а также послов и посланников в иностранные государства должны получить одобрение Национального собрания.
|
|
Статья 35. Временный президент с согласия Национального собрания может объявлять войну, подписывать мир, а также заключать договоры.
674
43*2-51
675
Статья 36. Временный президент может в соответствии с законом объявить военное положение.
Статья 37. Временный президент представляет государство перед послами и посланниками иностранных держав.
Статья 38. Временный президент имеет право представить закон проекты [на рассмотрение] Национального собрания.
Статья 39. Временный президент может награждать орденами, а также другими отличиями.
Статья 40. Временный президент может объявить общую амнистию, специальную [частичную] амнистию, смягчение наказания, восстановление в правах, однако общая амнистия должна быть одобрена Национальным собранием.
Статья 41. В случае, если Временный президент будет обвинен Национальным собранием в совершении государственного преступления, члены Верховной судебной палаты выбирают из своего числа девять человек, которые образуют специальный судебный орган для разбора данного дела.
Статья 42. Временный вице-президент в случае, если Временный президент по какой-либо причине покинет свой пост или не сможет заниматься делами, получает все полномочия Временного президента.
Глава 5. Члены Кабинета министров
Статья 43. Премьер-министр и министры именуются членами Кабинета министров.
Статья 44. Члены Кабинета министров оказывают свое содействие Временному президенту и разделяют с ним ответственность.
Статья 45. Члены Кабинета министров должны скрепить своими подписями вслед за Временным президентом все законопроекты, обнародуе-мые законы, а также издаваемые приказы.
|
|
Статья 46. Члены Кабинета министров и их помощники могут присутствовать на заседаниях Национального собрания и выступать с речами.
Статья 47. Если члену Кабинета министров будет Национальным собранием предъявлено обвинение в совершении государственного преступления, Временный президент должен сместить его с занимаемой должности, однако [Временный президент] может передать это дело на вторичное обсуждение в Национальное собрание.
Глава 6. Судебная палата.
Статья 48. Судебная палата создается из судей, каждый из которых назначается Временным президентом и министром юстиции.
Организация судебной палаты, а также квалификация судей определяются законом.
Статья 49. Судебная палата вершит суд и выносит решения по гражданским и уголовным делам в соответствии с законом.
Однако разбор дел, касающихся административного управления, а также других специальных дел, определяется особыми законами.
Статья 50. Разбор дела и вынесение приговора судебной палатой являются гласными, но в тех случаях, когда будет признано, что это может нанести вред общественному спокойствию и порядку, они должны быть закрытыми.
Статья 51. Судья в своей деятельности ни от кого не зависит, давление вышестоящих инстанций недопустимо.
Статья 52. Судье, находящемуся при исполнении своих обязанностей, не может быть снижено жалованье, он не может быть переведен в другое место, если ему не будет в соответствии с законом предъявлено обвинение в нарушении уголовного кодекса, точно так же он не может быть снят с должности, если не определено, что в качестве наказания он должен покинуть свой пост. Положение о дисциплинарных взысканиях вырабатывается в соответствии с законом.
Глава 7. Дополнения
Статья 53. В течение десяти месяцев после принятия данной Конституции Временным президентом созывается парламент, закон об организации и о выборах которого вырабатывается Национальным собранием.
Статья 54. Конституция Китайской Республики разрабатывается и принимается парламентом; до того момента, пока Конституция не вступила в действие, имеет силу данная Временная конституция, равнозначная Конституции.
Статья 55. Данная [Временная] конституция может быть дополнена пли пересмотрена, если за это выскажется более 2/3 членов Национального собрания или если предложение будет исходить от Временного президента при поддержке свыше 4/5 присутствующих при кворуме не менее 3/4 всех членов Национального собрания.
Статья 56. Данная Временная конституция вступает в силу со дня ее опубликования.
С вступлением в силу настоящей Временной конституции аннулируются Основные положения организации Временного правительства.
Синьхайскаяреволюция 1911 — 1913 гг.: Сборник документов и материалов. — М., 1968. — С. 181—186.
676
677
Конституція
Китайської Народної Республіки (20 вересня 1954 р.)
(Витяги)
ВВЕДЕНИЕ
В результате более чем столетней героической борьбы китайский народ в конечном итоге одержал в 1949 году под руководством Коммунистической партии Китая великую победу в народной революции, направленной против империализма, феодализма и бюрократического капитала, положив тем самым конец угнетению и порабощению, существовавшим на протяжении длительного периода истории, и создал Китайскую Народную Республику демократической диктатуры народа. Строй народной демократии в Китайской Народной Республике, т. е. строй новой демократии, обеспечивает для нашей страны возможность мирным путем ликвидировать эксплуатацию и нищету и построить процветающее и счастливое социалистическое общество...
|
|
Первая сессия Всекитайского Собрания Народных Представителей первого созыва 20 сентября 1954 г. в столице Пекине торжественно приняла первую Конституцию Китайской Народной Республики. В основу этой Конституции положена Общая программа Народного Политического Консультативного Совета Китая 1949 года, вместе с тем эта Конституция является дальнейшим развитием Общей программы. Настоящая Конституция закрепляет завоевания народной революции в нашей стране и новые победы в области политики и экономики, одержанные со времени создания Китайской Народной Республики, а также отражает коренные требования государства в переходный период и общие чаяния широких народных масс в отношении строительства социалистического общества.
ГЛАВА I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1
Китайская Народная Республика есть государство народной демократии, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян.
Статья 2
Вся власть в Китайской Народной Республике принадлежит народу в лице Всекитайского Собрания Народных Представителей и местных Собраний народных представителей.
678
Всекитайское Собрание Народных Представителей, местные Собрания народных представителей и другие государственные органы осуществляют систему демократического централизма.
Статья 3
Китайская Народная Республика есть единое многонациональное государство.
Все национальности равноправны. Запрещаются дискриминация и гнет в отношении любой национальности, запрещаются действия, направленные на подрыв сплоченности национальностей.
Все национальности пользуются свободой использования и развития своего языка и письменности, свободой сохранения или изменения своих нравов и обычаев.
Во всех районах, где национальные меньшинства живут компактно, осуществляется районная автономия. Районы национальной автономии являются неотъемлемой частью Китайской Народной Республики.
Статья 4
Китайская Народная Республика, опираясь на государственные органы и общественные силы, путем социалистической индустриализации и социалистических преобразований обеспечивает постепенное уничтожение системы эксплуатации и построение социалистического общества.
|
|
Статья 5
В настоящее время в Китайской Народной Республике имеются следующие основные формы собственности на средства производства: государственная собственность, то есть общенародная собственность; кооперативная собственность, то есть коллективная собственность трудящихся; собственность тружеников-единоличников; собственность капиталистов.
Статья 6
Государственный сектор является социалистическим сектором хозяйства, основанным на общенародной собственности. Он является руководящей силой в народном хозяйстве и материальной базой для осуществления государством социалистических преобразований. Государство обеспечивает преимущественное развитие государственного сектора хозяйства.
Недра, воды, а также являющиеся, согласно закону, государственной собственностью леса, целинные земли и другие ресурсы принадлежат всему народу.
Статья 7
Кооперативный сектор является социалистическим сектором хозяйства, основанным на коллективной собственности трудящихся масс, или полусоциалистическим сектором хозяйства, основанным на частичной ко-
679
ллективной собственности трудящихся масс. Частичная коллективная собственность трудящихся масс является переходной формой, подводящей крестьян-единоличников, кустарей-единоличников и прочих тружеников-единоличников к коллективной собственности трудящихся масс.
Государство охраняет кооперативную собственность, поощряет и направляет развитие кооперативного сектора и оказывает ему помощь, считая развитие производственной кооперации главным путем преобразования единоличного сельского хозяйства и единоличной кустарной промышленности.
Статья 8
Государство, согласно закону, охраняет право собственности крестьян на землю и другие средства производства.
Государство направляет деятельность крестьян-единоличников на увеличение производства, помогает им в этом и поощряет их объединение на добровольной основе в производственные, снабженческо-сбытовые и кредитные кооперативы.
В отношении кулацких хозяйств государство проводит политику их ограничения и постепенной ликвидации.
Статья 9
Государство, согласно закону, охраняет право собственности кустарей и других несельскохозяйственных тружеников-единоличников на средства производства.
Государство направляет усилия кустарей-единоличников и других несельскохозяйственных тружеников-единоличников на улучшение их хозяйственной деятельности, помогает им в этом и поощряет их объединение на добровольной основе в производственные и снабженческо-сбытовые кооперативы.
Статья 10
Государство, согласно закону, охраняет право собственности капиталистов на средства производства и другие капиталы.
В отношении капиталистической промышленности и торговли государство проводит политику их использования, ограничения и преобразования. Посредством управления со стороны государственных административных органов, руководства со стороны государственного сектора и контроля со стороны рабочих масс государство использует положительную роль капиталистической промышленности и торговли, приносящую пользу национальному благосостоянию и благополучию народа; ограничивает их отрицательную роль, наносящую ущерб национальному благосостоянию и благополучию народа; поощряет и направляет их превращение в сектор различного
по форме государственного капитализма; постепенно заменяет собственность капиталистов общенародной собственностью.
Государство запрещает всякие незаконные действия капиталистов, наносящие вред общественным интересам, дезорганизующие экономику общества и подрывающие государственные хозяйственные планы.
Статья 11
Государство охраняет право собственности граждан на законные доходы, сбережения, жилой дом и другие средства жизни.
Статья 12
Государство, согласно закону, охраняет право граждан на наследование личной и частной собственности.
Статья 13
Государство, исходя из общественных интересов и на условиях, установленных законом, может производить реквизицию, изъятие в пользование или национализацию земли и других средств производства в городе и деревне.
Статья 14
Государство запрещает любому лицу использовать частную собственность во вред общественным интересам.
Статья 15
Государство при помощи хозяйственных планов руководит развитием и преобразованием народного хозяйства и непрерывно повышает производительные силы в целях подъема материального и культурного уровня народа, укрепления независимости и безопасности страны.
Статья 16
Труд является делом чести всех трудоспособных граждан Китайской Народной Республики. Государство поощряет активное и творческое участие граждан в труде.
Статья 17
Все государственные органы должны опираться на народные массы, постоянно поддерживать с ними тесные связи, прислушиваться к их мнению и находиться под их контролем.
Статья 18
Все работники государственных органов должны быть преданными народной демократии, подчиняться Конституции и законам и отдавать все свои силы на служение народу.
680
681
Статья 19
Китайская Народная Республика защищает строй народной демократии, подавляет всякую предательскую и контрреволюционную деятельность, наказывает всех предателей и контрреволюционеров.
Государство, согласно закону, на определенный срок лишает политических прав помещиков-феодалов и представителей бюрократического капитала, одновременно предоставляя им возможность к существованию с тем, чтобы они перевоспитались в труде и стали гражданами, живущими за счет собственного труда.
Статья 20
Вооруженные силы Китайской Народной Республики принадлежат народу; их задачей является охрана завоеваний народной революции и достижений государства в области строительства, охрана суверенитета, территориальной целостности и безопасности страны.
ГЛАВА II ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРУКТУРА
Раздел 1. ВСЕКИТАЙСКОЕ СОБРАНИЕ НАРОДНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
Статья 21
Всекитайское Собрание Народных Представителей является высшим органом государственной власти Китайской Народной Республики.
Статья 22
Всекитайское Собрание Народных Представителей является единственным органом, осуществляющим законодательную власть в стране.
Статья 23
Всекитайское Собрание Народных Представителей создается из представителей, избранных от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, Вооруженных Сил и китайцев, проживающих за границей.
Нормы представительства и порядок избрания депутатов Всекитайского Собрания Народных Представителей, в том числе и нормы представительства и порядок избрания депутатов от национальных меньшинств, устанавливаются Законом о выборах.
|
|
Статья 24
Срок полномочий Всекитайского Собрания Народных Представителей каждого созыва — 4 года...
Статья 25
Сессия Всекитайского Собрания Народных Представителей созывается Постоянным Комитетом Всекитайского Собрания Народных Представителей один раз в год. Внеочередные сессии Всекитайского Собрания Народных Представителей могут быть созваны по усмотрению Постоянного Комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей или по предложению одной пятой депутатов.
Статья 26
В период сессий Всекитайского Собрания Народных Представителей для руководства работой сессии избирается президиум.
Статья 27
Всекитайское Собрание Народных Представителей осуществляет следующие функции:
1) вносит изменения в Конституцию;
2) принимает законы;
3) осуществляет контроль за проведением в жизнь Конституции;
4) избирает Председателя и заместителя Председателя Китайской На
родной Республики;
5) по представлению Председателя Китайской Народной Республики
утверждает кандидатуру Премьера Государственного Совета; по представ
лению Премьера Государственного Совета утверждает состав Государст
венного Совета;
9) утверждает народнохозяйственные планы;
10) рассматривает и утверждает государственный бюджет и отчет об
его исполнении;
11) утверждает административное деление провинций, автономных
районов и городов центрального подчинения;
12) принимает решения об амнистии;
13) решает вопросы войны и мира.
Статья 29
Изменения в Конституции принимаются большинством в 2/3 голосов всех депутатов Всекитайского Собрания Народных Представителей.
Законы и другие постановления принимаются простым большинством всех депутатов Всекитайского Собрания Народных Представителей.
Статья 30
Постоянный Комитет Всекитайского Собрания Народных Представителей является постоянно действующим органом Всекитайского Собрания Народных Представителей.
682
683
Постоянный Комитет Всекитайского Собрания Народных Представителей состоит из следующих лиц, избираемых Всекитайским Собранием Народных Представителей:
Председателя Комитета;
заместителей Председателя;
Генерального секретаря;
членов.
Статья 31
Постоянный Комитет Всекитайского Собрания Народных Представителей выполняет следующие функции:
1) проводит выборы депутатов во Всекитайское Собрание Народных
Представителей;
2) созывает сессии Всекитайского Собрания Народных Представите
лей...
Статья 33
Постоянный Комитет Всекитайского Собрания Народных Представителей несет ответственность перед Всекитайским Собранием Народных Представителей и ему подотчетен.
Всекитайское Собрание Народных Представителей имеет право смещать лиц, входящих в состав Постоянного Комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей.
Статья 36
Депутаты Всекитайского Собрания Народных Представителей имеют право обращаться в Государственный Совет или в министерства, комитеты и комиссии при Государственном Совете с запросами; органы, к которым обращены запросы, обязаны дать ответ.
Статья 37
Депутат Всекитайского Собрания Народных Представителей не может быть арестован или привлечен к судебной ответственности без разрешения Всекитайского Собрания Народных Представителей, а в период между сессиями Всекитайского Собрания Народных Представителей — без разрешения Постоянного Комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей.
Статья 38
Депутаты Всекитайского Собрания Народных Представителей подконтрольны органам, которые их избрали. Органы, избравшие депутатов, имеют право в порядке, установленном законом, в любое время отозвать и заменить избранных ими депутатов.
684
Раздел 2. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Статья 39
Председатель Китайской Народной Республики избирается Всекитайским Собранием Народных Представителей. Каждый гражданин Китайской Народной Республики, достигший 35 лет и имеющий право избирать и быть избранным, может быть избран Председателем Китайской Народной Республики.
Срок полномочий Председателя Китайской Народной Республики — 4 года.
Статья 40
Председатель Китайской Народной Республики на основании решений Всекитайского Собрания Народных Представителей и Постоянного Комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей опубликовывает законы и указы, назначает и смещает Премьера и заместителей Премьера Государственного Совета, министров, председателей комитетов и комиссий, генерального секретаря, заместителя Председателя и членов Государственного Комитета Обороны, награждает государственными орденами и присваивает государственные почетные звания, опубликовывает указы об амнистии и о помиловании, опубликовывает указы о введении военного положения, объявляет о состоянии войны и опубликовывает указы о мобилизации.
Статья 41
Председатель Китайской Народной Республики представляет Китайскую Народную Республику в области международных отношений, принимает дипломатических представителей иностранных государств, на основании решений Постоянного Комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей направляет и отзывает полномочных представителей в иностранных государствах и ратифицирует договоры, заключенные с иностранными государствами.
Статья 42
Председатель Китайской Народной Республики возглавляет Вооруженные Силы страны и является Председателем Государственного Комитета Обороны.
Статья 43
Председатель Китайской Народной Республики созывает, в случае необходимости, Верховное Государственное Совещание и является Председателем Верховного Государственного Совещания.
Статья 46
Если Председатель Китайской Народной Республики по состоянию здоровья в течение длительного периода времени не может исполнять свои обязанности, то функции Председателя исполняет его Заместитель.
При освобождении должности Председателя Китайской Народной Республики его место занимает Заместитель Председателя.
Раздел 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
Статья 47
Государственный Совет Китайской Народной Республики, то есть Центральное Народное Правительство, является исполнительным органом высшего органа государственной власти, высшим государственным административным органом.
Статья 48
Государственный Совет состоит из следующих лиц: Премьера;
заместителей Премьера; министров;
председателей комитетов и комиссий; генерального секретаря. Организация Государственного Совета определяется законом.
Статья 50
Премьер руководит работой Государственного Совета и председательствует на заседаниях Государственного Совета. Заместители Премьера помогают Премьеру в его работе.
Статья 51
Министры и председатели комитетов и комиссий несут ответственность за руководство работой данной отрасли. Министры и председатели комитетов и комиссий могут в пределах компетенции данного органа издавать приказы и инструкции на основе законов, указов, а также на основе постановлений и распоряжений Государственного Совета.
Раздел 4. МЕСТНЫЕ СОБРАНИЯ НАРОДНЫХ