Етичний кодекс соціального працівника

«Научная объективность и нравственная инфантильность ученого, по мнению А. Гоулднера, вещи совершенно разные. Физику, в отличие от социолога, в процессе исследования не следует освобождаться от оценки. Свобода от ценностей свидетельствует о том, что ученому (физику или социологу) глубоко безразлично то, в каких целях общество воспользуется его научными достижениями. Подобная свобода может только навредить развитию науки. Напротив, свобода от оценки характеризует внутренний процесс познания, вмешательство политических пристрастий в интерпретацию и собирание эмпирических данных. Физику, в силу особенностей его объекта исследования, подобное не грозит, но социолог должен быть свободен от оценок. Здесь речь идет не о применении добытых результатов, а об их получении.»

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 1: Методология и история. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 400 с. — С. 130.

«Этические знания — наобходимая часть профессиональной деятельности социального работника. Эта способность работников социальных служб действовать в соответствии с этическими нормами существенно повышает качество услуг, предоставляемых клиентам.»

Словарь-справочник по социальной работе / Беличева С.Л. и др. — М., 1997. — С. 395.

«Социальная работа более других профессий располагается в границах нравственного выбора и этического поведения. Социальный работник должен стремиться к благу и избегать зла. Его личное вознаграждение в значительной степени заключается в чувстве морального удовлетворения от сознания выполненного долга, а не в материальном поощрении. Сама мотивация его деятельности объясняется в первую очередь принятием на себя социального долженствования как индивидуального долга, личностной обязанности, которую за него не может выполнить никто.»

Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. — М.: Юрист, 1998. — С. 189.

«Общие этические требования к действиям социального работника предусматривают, что профессионализм есть соответствие всей ценностной системы знаний, навыков тому, что происходит в конкретной области практики и специализации.»

Е. Ярская-Смирнова. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. — М., Ключ-С, 1998. — 96 с. — С. 6.

«Наші дії в якості соціальних працівників повинні виражати певні забов’язання. Ми повинні намагатися сприяти почуттям, думкам та діям, які йдуть на користь людському добробуту та соціальній справедливості. З кожної ситуації ми маємо виносити певне судження. Для цього ми повинні мати відповідні якості. Як зазначив Buchman, люди не можуть працювати, «брати участь та співробітничати з іншими, якщо вони підлі та нечесні», а також, якщо не знають і не дбають про те, наскільки велика користь приноситься людському добробуту.»

Пан Картер, Тоні Джеффса та Марка К Сміта.: Серія «Соціальна робота», Амстердам-Київ, 1996. — 184 с. — С. 13.

«Помимо единых требований общественной морали, социальная работа регулируется также такими принципами профессиональной этики, как конфиденциальность и толерантность. В первом случае — это обязательство доверительного использования и неразглашения тех фактов о клиентах, которые стали известны социальному работнику в результате его деятельности, а во втором – необходимость терпимого отношения к религиозным, национальным, расовым, возрастным, социальным и поведенческим особенностям клиентов, не выходящим за рамки закона.»

Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. — М.: Юрист, 1998. — С. 190.

«Результативность или эффективность, социальной работы во многом оказывается зависимой от языковой культуры социального работника. Поэтому кодекс профессиональной этики социального работника становится как бы культурным кодом, частью профессионального языка и разрабатывается в соответствии с общими этическими нормами, специфическими обязанностями и конкретными правилами, вытекающими из них.»

Е. Ярская-Смирнова. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. — М., Ключ-С, 1998. — 96 с. — С. 28.

«…подлинная деловитость невозможна без культуры общения; ее обусловливает не только личное обаяние и воспитанность того или иного работника, но прежде всего требования интереса дела, сама по себе «технология руководства.»

Артур Хейли. Отель. — М.: «Пресса», 1992. — 400 с. — А. Мулярчик. Предисловие.

«К основным принципам этики социальной работы относятся следующие:

– Каждый человек имеет право на самореализацию и обязан вносить свой вклад в благосостояние общества; в своей деятельности социальный работник руководствуется принципом социальной справедливости; социальный работник уважает основные человеческие права и действует в соответствии с Декларацией прав человека ООН, другими международными конвенциями в этой области.

– Социальные работники обязаны все свои знания и навыки направлять на оказание помощи отдельным людям, группам, общинам в их развитии, а также на разрешение конфликтов между личностью и обществом; социальный работник оказывает помощь каждому, кто нуждается в ней.

– Социальный работник соблюдает принцип личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственного использования информации в своей деятельности; социальный работник тесно сотрудничает со своими клиентами на их благо, но не в ущерб остальным; клиенты поощряются к участию в совместной работе и должны предупреждаться о риске и выгодах предполагаемого курса действий.

– Социальному работнику следует свести до минимума применение правового принуждения при решении вопросов клиента; социальная работа несовместима с прямой или косвенной поддержкой индивидов, властных структур, использующих терроризм, попытки и другие действия, направленные на угнетение людей.

– Социальные работники придерживаются этического кодекса, принятого их профессиональной ассоциацией.»

Е. Ярская-Смирнова. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. — М., Ключ-С, 1998. — 96 с. — С. 38.

«Составной частью этики социальной работы является этика исследований в социальной сфере (например, оценивание эффективности качества социального обслуживания населения). Социальный работник, занятый научными исследованиями, руководствуется главным принципом «Не навреди клиенту», он тщательно взвешивает возможные последствия своих изысканий; при проведении обследований клиентов должен убедиться в том, что согласие его участников является добровольным. Социальный работник должен обеспечить защиту участников исследований от дискомфорта, страданий, вреда, опасности или ущерба; полученная в ходе исследования информация о его участниках рассматривается как конфиденциальная.»

Топчий Л.В. Этика социальной работы // Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т., Т. 2. — М.: Ин-т социальной работы, 1997. — С. 381.

«Проблеми «професійного і духовного — морального портрету соціального працівника», на які особливо звертає увагу О. І. Холостова, формуються не лише на основі естетичних цінностей, але й етико-моральних. … серед соціальних працівників мало інтелігентних і культурних людей. І тут велику роль грають моральні якості, без яких не може бути соціального працівника. Це такі: людинолюбство, доброта, повага, милосердя, чесність, правдивість, простота і скромність, ввічливість і тактовність, стриманість, гуманістична та альтруїстична спрямованість, щирість.»

Лужок І.І. Культурологічна підготовка соціальних працівників // Соціальна робота: теорія, досвід, перспективи: Матеріали доповідей та повідомлень Міжнародної науково-практичної конференції. / За ред. І. В. Козубовської, І. І. Миговича. — Ужгород, 1999. — Ч. ІІ. — 368 с. — С. 25.

«Этические принципы и ценности социальной работы отражены в этическом кодексе профессии, который служит ориентиром практической деятельности. Социальные работники придерживаются комплекса ценностей, ключевые элементы которого остаются неизменными. Для этой профессиональной деятельности характерно стремление к благополучию, социальной справедливости и достоинству человека. Этика социальной работы — это сочетание моральных прав и обязанностей, свободы и ответственности, индивидуальной воли и общественной необходимости. Она отражает основные возможности морального выбора социального работника, определяет его нравственное поведение по отношению к клиентам…

Основной целью этического кодекса социальной работы является определение неоспоримых принципов работы в интересах клиента.»

Е. Ярская-Смирнова. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. — М., Ключ-С, 1998. — 96 с. — С. 36–37.

«Международная федерация социальных работников приняла Декларацию этических принципов социальной работы (1994), которыми следует руководствоваться при решении профессионально-этических проблем, возникающих в процессе деятельности.

К основным принципам этики социальной работы относятся следующие:

– каждый человек ценен своей индивидуальностью, которую следует учитывать и уважать;

– каждый человек имеет право на самореализацию и обязан вносить свой вклад в благосостояние общества;

– каждое общество, независимо от его формы должно функционировать так, чтобы предоставлять максимум благ всем его членам;

– в своей деятельности социальный работник должен руководствоваться принципом социальной справедливости;

– социальные работники обязаны все свои знания и навыки направлять на оказание помощи отдельным людям, группам, общинам в их развитии, а также на разрешение конфликтов между личностью и обществом;

– социальный работник должен оказывать помощь каждому, кто нуждается в ней;

– социальный работник должен уважать основные человеческие права и действовать в соответствии с Декларацией прав человека ООН, другими международными конвенциями в этой области;

– социальный работник соблюдает принцип личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственного использования информации в своей деятельности;

– социальный работник тесно сотрудничает со своими клиентами на их благо, но не в ущерб остальным; клиенты поощряются к участию в совместной работе и должны предупреждаться о риске и выгодах предполагаемого курса действий;

– социальному работнику следует свести до минимума применение правового принуждения при решении вопросов клиента;

– социальная работа несовместима с прямой или косвенной поддержкой индивидов, властных структур использующих терроризм, пытки и другие действия, направленные на угнетение людей;

– социальные работники предпринимают этически оправданные действия и придерживаются их в соответствии с Международными этическими стандартами социальных работников, принятыми их профессиональными организациями.»

Словарь-справочник по социальной работе / Беличева С. Л. и др. — М., 1997. — С. 396.

«На российской конференции членов Межрегиональной ассоциации работников социальных служб (22 мая 1994 г.) был принят профессионально-этический кодекс социального работника, в котором сформулированы моральные принципы деятельности в сфере социального обслуживания.

Принцип моральной ответственности перед клиентом:

– работники социальных служб должны относиться к клиентам с присущей их профессии гуманистической направленностью;

– интересы клиентов являются приоритетными для работников социальных служб; благополучие клиента должно рассматриваться в качестве основного фактора при принятии любого решения работником службы;

– работники социальных служб должны соблюдать конфиденциальный характер отношений с клиентами и заботиться о неразглашении полученной информации;

– работники социальных служб должны способствовать свободному, самостоятельному и осознанному решению клиентом своих проблем.

Принцип моральной ответственности перед обществом:

– деятельность работников социальных служб должна способствовать росту благосостояния всего общества;

– работники социальных служб должны откликаться на просьбу любого клиента вне зависимости от его образа жизни, происхождения, расовой, религиозной или политической принадлежности, пола или сексуальных ориентации возраста и состояния здоровья.

Принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами:

– работники социальных служб обязаны накапливать и углублять свои знания и полноценно их использовать в профессиональной деятельности;

– работники социальных служб должны поддерживать и укреплять все то, что способствует осуществлению ими своего назначения;

– работник социальной службы должен стремиться к сотрудничеству со своими коллегами в интересах своих клиентов; отношения между работниками социальных служб должны строиться на взаимном уважении и доверии.»

Словарь-справочник по социальной работе / Беличева С. Л. и др. — М., 1997. — С. 397.

«…миссия социального работника осталась подобно призванию от Бога, а священный долг такого профессионала — выполнять свои функции, соблюдая этический стандарт своей деятельности.»

Е. Ярская-Смирнова. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. — М., Ключ-С, 1998. — 96 с. — С. 27.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: