Тема № 4. Природа межиндивидуальной изменчивости

Уникальность, неповторимость психологического облика каждого человека. Сущность модификационной изменчивости. Примеры изменчивости.

Цитологические механизмы комбинативной изменчивости. Анализ результатов гаметогенеза при независимом и сцепленном расположении генов. Независимое наследование аутосомных признаков, определяющихся сцепленными аутосомными генами. Хромосомные карты.

Роль наследственности и среды в определении фенотипа. Анализ признака и фенотипа с генетической точки зрения. Норма реакции. Пенетрантность и экспрессивность. Классификация мутаций.

Тема № 5. Психогенетическое изучение системных процессов.

Наследственные и средовые детерминанты, их влияние на психофизиологические признаки человека. Роль наследственности и среды в определении фенотипа. Пенетрантность. Экспрессивность. Применение близнецового метода при выяснении соотносительного влияния генотипических и средовых факторов на развитие признаков. Конкордантность и дисконкордантность. Уровни регуляции процесса реализации генетической информации в организме человека.

Анализ основных групп наследственных болезней. Моногенные болезни; мультифакторные, хромосомные. Примеры различных синдромов. Характеристика наследственных болезней, связанных с нарушением обменных процессов (аминокислотного, углеводного, липидного, стероидного). Нарушения биосинтеза тиреоидных гормонов, нарушения обмена в эритроцитах.

Раздел 2. Результаты исследований наследственности и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза

 

Тема № 6. Генетические и средовые детерминанты в изменчивости двигательной функции.

Типы генетических исследований моторики человека. Исследование стандартизованных двигательных проб как экспериментальных моделей изучения психологических феноменов. Коэффициенты наследуемости показателей мышечной силы, скоростно-силовых тестов, ловкости и гибкости, скоростных характеристик двигательных реакций.

Тренировка и генотип-средовое взаимодействие. Физиологические исследования спортивных способностей. Вклад генетических факторов в изменчивость биоэлектрических коррелятов индивидуальных особенностей организации и построение движений. Влияние автоматизированности движения и координационной структуры на зависимость фенотипической изменчивости от факторов генотипа.

Тема № 7. Генотип и среда в вариативности когнитивных функций.

Основные трудности при изучении причин, формирующих вариативность признаков. Определение генотипа.

Генотипный баланс и его нарушения при хромосомных и геномных мутациях. Компенсация доз генов. Генеративные хромосомные и геномные мутации. Патология мейоза.

 

Тема № 8. Природа межиндивидуальной изменчивости темперамента и личности.

Традиционные теории темперамента, известные в психологической науке. Наследственная обусловленность темперамента. Классификация темпераментов человека. Связь наследственности и поведения.

Отклонения в психике и поведении человека. Возрастная изменчивость человека. Примеры, связанные с наследственными заболеваниями, которые проявляются на разных этапах развития. Коррекция в период полового созревания подростка.

 

Тема № 9. Вклад наследственности и среды в изменчивость психических функций.

Вклад генетики и психологии, а также множества других наук в формирование полноценной личности. Проблемы выделения генетических и средовых дисперсий в общей дисперсии изучаемого психологического признака. Характеристика их аддитивной, доминантной и других составляющих. Среда как предмет специального анализа. Зависимость средовой составляющей от задач исследования. Взаимодействие психогенетического моделирования ген и среды на психологическую характеристику поведения человека.

Общие принципы развития и связанный с ними принцип «эпигенетического» ландшафта К. Уоддингтона. Развитие поведения и концепция генетической программы в теории Э. Майера. ЦНС – звено, опосредующее взаимовлияния генотипа и среды. Варианты моделей психогенетики развития. Модели Р. Пломина и Л. Ивс.

 

III. ВЫПИСКА ИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Наименование разделов и тем

Всего учебных занятий (час)

Аудиторные занятия:

 (час)

Самостоятельная работа (час)

всего лекции семинары практические занятия зачет с оценкой
1 2 3 4 5 6 7 8

5 семестр

Раздел 1. Основные положения современной дифференциальной психологии и психогенетики, необходимых для профессионального понимания психологических данных о человеке              
Тема № 1. Введение в психогенетику. 3 2 2       1
Тема № 2. Методы психогенетики и их разрешающие способности. 5 4 4       1
Тема № 2а. Методы психогенетики и их разрешающие способности. 4 2     2   2
Тема № 3. Наследственность и среда. 3 2 2       1
Тема №3а. Специфика методов психогенетического исследования. 3 2   2     1
Тема № 4. Природа межиндивидуальной изменчивости. 3 2 2       1
Тема № 4а. Природа межиндивидуальной изменчивости. 4 2   2     2
Тема № 5. Психогенетическое изучение системных процессов. 4 2 2       2
Раздел 2. Результаты исследований наследственности и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза              
Тема № 6. Генетические и средовые детерминанты в изменчивости двигательной функции. 3 2 2       1
Тема № 6а. Генетические и средовые детерминанты в изменчивости двигательной функции. 4 2   2     2
1 2 3 4 5 6 7 8
Тема № 7. Генотип и среда в вариативности когнитивных функций. 5 2 2       3
Тема № 8. Природа межиндивидуальной изменчивости темперамента и личности. 4 2 2       2
Тема № 9. Вклад наследственности и среды в изменчивость психических функций. 3 2 2       1
Тема № 9а. Вклад наследственности и среды в изменчивость психических функций. 6 4     4   2
Зачет с оценкой 6 4       4 2
Итого за 5 семестр: 60 36 20 6 6 4 24
Всего по дисциплине: 60 36 29 6 6 4 24

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: