Уникальность, неповторимость психологического облика каждого человека. Сущность модификационной изменчивости. Примеры изменчивости.
Цитологические механизмы комбинативной изменчивости. Анализ результатов гаметогенеза при независимом и сцепленном расположении генов. Независимое наследование аутосомных признаков, определяющихся сцепленными аутосомными генами. Хромосомные карты.
Роль наследственности и среды в определении фенотипа. Анализ признака и фенотипа с генетической точки зрения. Норма реакции. Пенетрантность и экспрессивность. Классификация мутаций.
Тема № 5. Психогенетическое изучение системных процессов.
Наследственные и средовые детерминанты, их влияние на психофизиологические признаки человека. Роль наследственности и среды в определении фенотипа. Пенетрантность. Экспрессивность. Применение близнецового метода при выяснении соотносительного влияния генотипических и средовых факторов на развитие признаков. Конкордантность и дисконкордантность. Уровни регуляции процесса реализации генетической информации в организме человека.
|
|
Анализ основных групп наследственных болезней. Моногенные болезни; мультифакторные, хромосомные. Примеры различных синдромов. Характеристика наследственных болезней, связанных с нарушением обменных процессов (аминокислотного, углеводного, липидного, стероидного). Нарушения биосинтеза тиреоидных гормонов, нарушения обмена в эритроцитах.
Раздел 2. Результаты исследований наследственности и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза
Тема № 6. Генетические и средовые детерминанты в изменчивости двигательной функции.
Типы генетических исследований моторики человека. Исследование стандартизованных двигательных проб как экспериментальных моделей изучения психологических феноменов. Коэффициенты наследуемости показателей мышечной силы, скоростно-силовых тестов, ловкости и гибкости, скоростных характеристик двигательных реакций.
Тренировка и генотип-средовое взаимодействие. Физиологические исследования спортивных способностей. Вклад генетических факторов в изменчивость биоэлектрических коррелятов индивидуальных особенностей организации и построение движений. Влияние автоматизированности движения и координационной структуры на зависимость фенотипической изменчивости от факторов генотипа.
Тема № 7. Генотип и среда в вариативности когнитивных функций.
Основные трудности при изучении причин, формирующих вариативность признаков. Определение генотипа.
|
|
Генотипный баланс и его нарушения при хромосомных и геномных мутациях. Компенсация доз генов. Генеративные хромосомные и геномные мутации. Патология мейоза.
Тема № 8. Природа межиндивидуальной изменчивости темперамента и личности.
Традиционные теории темперамента, известные в психологической науке. Наследственная обусловленность темперамента. Классификация темпераментов человека. Связь наследственности и поведения.
Отклонения в психике и поведении человека. Возрастная изменчивость человека. Примеры, связанные с наследственными заболеваниями, которые проявляются на разных этапах развития. Коррекция в период полового созревания подростка.
Тема № 9. Вклад наследственности и среды в изменчивость психических функций.
Вклад генетики и психологии, а также множества других наук в формирование полноценной личности. Проблемы выделения генетических и средовых дисперсий в общей дисперсии изучаемого психологического признака. Характеристика их аддитивной, доминантной и других составляющих. Среда как предмет специального анализа. Зависимость средовой составляющей от задач исследования. Взаимодействие психогенетического моделирования ген и среды на психологическую характеристику поведения человека.
Общие принципы развития и связанный с ними принцип «эпигенетического» ландшафта К. Уоддингтона. Развитие поведения и концепция генетической программы в теории Э. Майера. ЦНС – звено, опосредующее взаимовлияния генотипа и среды. Варианты моделей психогенетики развития. Модели Р. Пломина и Л. Ивс.
III. ВЫПИСКА ИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Наименование разделов и тем | Всего учебных занятий (час) | Аудиторные занятия: (час) | Самостоятельная работа (час) | ||||
всего | лекции | семинары | практические занятия | зачет с оценкой | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
5 семестр | |||||||
Раздел 1. Основные положения современной дифференциальной психологии и психогенетики, необходимых для профессионального понимания психологических данных о человеке | |||||||
Тема № 1. Введение в психогенетику. | 3 | 2 | 2 | 1 | |||
Тема № 2. Методы психогенетики и их разрешающие способности. | 5 | 4 | 4 | 1 | |||
Тема № 2а. Методы психогенетики и их разрешающие способности. | 4 | 2 | 2 | 2 | |||
Тема № 3. Наследственность и среда. | 3 | 2 | 2 | 1 | |||
Тема №3а. Специфика методов психогенетического исследования. | 3 | 2 | 2 | 1 | |||
Тема № 4. Природа межиндивидуальной изменчивости. | 3 | 2 | 2 | 1 | |||
Тема № 4а. Природа межиндивидуальной изменчивости. | 4 | 2 | 2 | 2 | |||
Тема № 5. Психогенетическое изучение системных процессов. | 4 | 2 | 2 | 2 | |||
Раздел 2. Результаты исследований наследственности и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза | |||||||
Тема № 6. Генетические и средовые детерминанты в изменчивости двигательной функции. | 3 | 2 | 2 | 1 | |||
Тема № 6а. Генетические и средовые детерминанты в изменчивости двигательной функции. | 4 | 2 | 2 | 2 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Тема № 7. Генотип и среда в вариативности когнитивных функций. | 5 | 2 | 2 | 3 | |||
Тема № 8. Природа межиндивидуальной изменчивости темперамента и личности. | 4 | 2 | 2 | 2 | |||
Тема № 9. Вклад наследственности и среды в изменчивость психических функций. | 3 | 2 | 2 | 1 | |||
Тема № 9а. Вклад наследственности и среды в изменчивость психических функций. | 6 | 4 | 4 | 2 | |||
Зачет с оценкой | 6 | 4 | 4 | 2 | |||
Итого за 5 семестр: | 60 | 36 | 20 | 6 | 6 | 4 | 24 |
Всего по дисциплине: | 60 | 36 | 29 | 6 | 6 | 4 | 24 |
|
|