Опросные методы: беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование

ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ получили распространение вследствие оперативности, практичности, надежности, эффективности, возможности широкого охвата большого количества объектов исследования, получения большого эмпирического материала. К вопросам предъявляются требования: вопросы формулируются заранее; имеют четкую формулировку, являются понятными, тактичными, предполагают однозначность ответов, доверительность.

Вопросы бывают: 1) открытые и закрытые; 2) прямые и косвенные. Открытые вопросы – это те, характер ответов на которые заранее не предусмотрен исследователем. Например, почему ты выбрал педагогическую специальность? Закрытые вопросы – это те, характер ответов на которые заранее предусмотрен. Например, какие учебные занятия тебе больше нравятся: по педагогике, иностранному языку, философии, психологии, методике, лингвистике? Закрытые вопросы легче поддаются математической обработке.

Прямые вопросы еще называют вопросами в лоб. Например, собираешься ли ты работать в школе? Нецелесообразно спрашивать подростка: «Как ты относишься к родителям? Следуешь ли ты их советам? Предпочтительнее предложить ему: «Назови наиболее авторитетных людей, к которым можно обратиться за советом». Таким образом, выясняется, попадают ли родители в эту категорию родители.

БЕСЕДА – динамический, гибкий метод изучения педагогических явлений и процессов. Ее данные во многом объективны. Беседы могут быть индивидуальные, групповые, коллективные. Беседа предполагает предварительную серьезную подготовку исследователя. Для успешного применения беседы определяют ее цель, программу, объект, предмет, вопросы, место и время проведения. Ее успех зависит от заинтересованности исследователя в предмете разговора, умения вызвать собеседника на открытость. Она требует раскрепощенности эмоциональных реакций, доверия и взаимопонимания. Во время беседы необходимо поддерживать доброжелательные отношения, предупреждать возникновение психологической отчужденности и барьеров общения. Беседа предполагает непосредственный контакт с испытуемым. В зависимости от получаемых ответов на вопросы и высказываемых суждений необходимо быстро реагировать и вносить изменения в ход беседы. Целесообразно начинать беседу с тем, интересных для собеседника, а затем переходить к темам, представляющим исследовательский интерес.

АНКЕТИРОВАНИЕ – это письменный метод массового сбора фактического материала. Она позволяет выявить типичные сильные или слабые стороны в решении различных педагогических задач, причины педагогических явлений. Анкеты не должны содержать слишком много вопросов, т. к. это приводит к поверхностным ответам. Вопросы анкет должны быть взаимосвязаны. Многие анкеты могут быть анонимными.

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ – разновидность беседы. Отличается от беседы, которая носит характер взаимного обмена информацией тем, что в интервью спрашивает один, воздерживаясь от собственных высказываний, чтобы не влиять на мнение собеседника. Интервью бывают групповыми и индивидуальными. Как беседа, так и интервью могут быть нестандартизированными, полустандартизированными и стандартизированными. Их особенности раскрыты в таблице 1.

Таблица 1.

Нестандартизированное интервью 1. 1. Формулировка и последовательность вопросов могут меняться 2. 2. Используются открытые вопросы Полустандартизированное интервью 1.Может меняться формулировка или последовательность вопросов 2. Вопросы – закрытые. Респонденту предоставляется возможность выбрать один или несколько ответов из предложенных вопросов и высказать собственное мнение. Стандартизированное интервью 1. Формулировка и последовательность вопросов не меняются. 2. Применяются закрытые вопросы, формулировка которых задана.

 

«ТЕСТИРОВАНИЕ – это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий». Тесты обычно содержат вопросы и задания, требующие краткого, иногда альтернативного ответа («да» или «нет», «больше» или «меньше» и т. д.), выбора одного из приводимых ответов или ответов по балльной системе. Тестовые задания отличаются диагностичностью, их выполнение и обработка не отнимают много времени. Но важно видеть, что они могут выявить, чтобы не подменять предмет исследования.

В. И. Загвязинский и Р. Атаханов рекомендуют при подготовке тестовых заданий соблюдать следующие условия:

1) определить и ориентироваться на некоторую норму. Это помогает объективно сравнивать между собой результаты и достижения различных испытуемых. Например, тесты на выявление уровня знаний, умений и навыков по предмету составляются на основе представлений о критериях оценки и норм отметок;

2) испытуемые должны находиться в одинаковых условиях выполнения задания

Норма каждого теста определяется путем нахождения среднего показателя. Результаты каждого испытуемого сравниваются с нормой и соответствующим способом оцениваются.

Существуют определенные правила проведения тестирования и интер п ретации полученных результатов. Они включают:

1) информирование испытуемых о целях проведения тестирования;

2) ознакомление испытуемых с инструкцией по выполнению тестовых заданий и достижение уверенности исследователя в том, что инструкция понята верно;

3) обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий; сохранение нейтрального отношения к испытуемым, отсутствие подсказки и помощи;

4) соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результатов;

5) обеспечение конфиденциальности психодиагностической информации;

6) ознакомление испытуемого с результатами тестирования, сообщение ему информации с учетом принципа «Не навреди»;

7) накопление сведений, полученных другими методами, их соотнесение друг с другом и определение согласованности

В. И. Загвязинский и Р. Атаханов выделяют несколько типов тестов, отмечая, что каждому из них соответствуют определенные процедуры тестирования: тесты способностей (интеллектуальные тесты), тесты достижений (экзаменационные испытания, ЕГЭ); личностные тесты (опросники мотивации деятельности, определения черт характера личности и отношений).

К личностным тестам относятся т. н. проективные тесты, построенные на признании существования механизма «проектирования» человеком своего внутреннего мира на внешний, когда он невольно приписывает другим людям свои влечения и потребности, которые подавлены в обычном состоянии. Существуют также графические проективные методики, где исследователь ставит испытуемого в ситуацию проектирования своего состояния, особенностей личности и отношений к реальности путем изображения дома, дерева, семьи, человека, несуществующего животного и его интерпретации.

ИЗУЧЕНИЕ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – это метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей на основе анализа продуктов его деятельности. В широком смысле это изучение последствий предпринятых усилий, внесенных изменений, реальных сдвигов в жизненных позициях и ценностях человека. В узком смысле это изучение материализованных результатов деятельности воспитанников: сочинений, контрольных и поверочных работ, рисунков, поделок, моделей и т. п. Полученные представления о творческих возможностях испытуемого дают основания для переосмысления взаимосвязи всех имеющихся данных и характеристики его личности.

ОЦЕНИВАНИЕ (другие названия – метод компетентных судей, рейтинг) – это метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых дополняют друг друга и позволяют объективно охарактеризовать изученное. При экспертном оценивании (метод экспертных оценок) необходимо тщательно подобрать экспертов, знающих исследуемую область и способных к объективной и непредвзятой оценке результатов. Оценки могут быть как качественными (характеристики, рекомендации), так и количественными (в баллах). Важным является выбор точной и удобной системы оценок и соответствующих шкал, снабженных пояснениями, за что выставляется тот или иной балл. Совпадающие или близкие мнения экспертов позволяют считать их оценки объективными. Оценивание используется для выяснения социального заказа школе, выявления педагогического потенциала среды, перспективности организационных форм и методов социального посредничества и партнерства и т. д.

ЭКСПЕРТНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ может проявляться и как метод ОБОБЩЕНИЯ независимых характеристик, которое включает письменные отзывы (характеристики) исследуемого объекта и сопоставление полученных оценок, прогнозов, рекомендаций. Совпадение оценок и рекомендаций дает основание полагать, что они близки к истинным. Несовпадение или дополнение дает возможность выявить скрытые качества или проявляющиеся только в определенных условиях. Это помогает найти индивидуальный подход к развитию личности ребенка. Например, если у равнодушного или недисциплинированного в школе и семье ученика обнаруживается инициатива, настойчивость и организованность в спорте, возможно при соответствующих условиях эти качества могут развиваться по отношению к учебе.

Своеобразным «коллективным» вариантом метода оценивания выступает психолого-педагогический консилиум. Сущность его заключается в коллективном анализе причин неудач, общем поиске мер, необходимых для улучшения результатов. Консилиум проводится как совещание учителей класса, психолога, медика и других заинтересованных педагогов с целью осуществления глубокого анализа данных по изучаемому объекту и выработки согласованных действий всех участников образовательного процесса.

Сочетание имитации реальных ситуаций жизни или профессиональной деятельности с методом оценивания может проявиться как метод диагностических ситуаций. Этот метод связан с использованием специально подобранных заданий-ситуаций, требующих для своего решения (преобразования) владения определенными знаниями и практическими умениями. Ситуации также помогают диагностировать жизненные установки, направленность, ценностные ориентации, предпочтения, умения сделать правильный выбор, дать оценку. Различают ситуации, требующие только анализа и оценки, и ситуации, требующие принятия решения и его обоснования. Используются стандартные и нестандартные (творческие) ситуации. Ситуации могут быть имитирующими, моделирующими, воссоздающими реальность и реальными (сложившимися естественно или специально организованными).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: