Снижение числа обострений, осложнений, уменьшение тяжести заболевания
Обеспечение качественного уровня жизни, лечения, профилактики осложнений, обучение самоконтролю, диетотерапии и медикаментозному лечению
Формирование мотивации ЗОЖ, развития личности, способной к самореализации
Основная цель обучения - дать больному ребенку и его семье знания,
помогающие осознать необходимость изменения образа жизни, выработать такой жизненный уклад, при котором все необходимые терапевтические мероприятия заранее планируются, включаются в распорядок дня и воспринимаются после этого как необходимое и обычное явление.
В результате обучения ребенок и его родители должны не только овладеть знаниями, но и существенно изменить поведение и даже образ мышления. Только в этом случае больной сможет добиться хорошего самочувствия, личной независимости от врача, стать «думающим», «активным» партнером медицинских работников. Дети и их родители, будучи обученными, умеют самостоятельно каждый день и в любой обстановке справляться с вопосами, которые ставит перед ними жизнь и заболевание.
Обученный больной большую часть жизни находится в состоянии стойкой компенсации, не так часто нуждается в стационарном лечении, дольше сохраняет трудоспособность и компенсирует хроническое заболевание меньшими дозами лекарственных средств.
Основные задачи в организации и внедрении специализированных обучающих школ:
достигнуть максимальной эффективности лечебно-диагностического процесса при организации лечения и реабилитации детей, угрожаемых по потере здоровья из групп риска, с хроническими заболеваниями, детей-инвалидов
снизить число осложнений
уменьшить инвалидизацию
улучшить диспансерное наблюдение этой группы пациентов
добиться уменьшения сроков госпитализации в стационаре
повысить качество жизни детей с хроническими заболеваниями и детей-инвалидов
При проблемно-целевом характере обучения предпочтительны занятия,
позволяющие больному активно включаться в процесс обучения – практические занятия с решением ситуационных задач.
Важный элемент проблемно-целевого обучения детей и родителей в «школах» - контроль качества усвоения материала, особенно приобретенных навыков.
Содержание контроля заложено в программах обучения – перечень навыков, которыми должен овладеть обучаемый.
Важный момент проблемно-целевого обучения – создание атмосферы партнерства между медицинскими работниками и пациентами. Ребенок, его родители в этом союзе играют не пассивную роль, а занимают активную позицию, что необходимо для выработки навыков самоконтроля.
Самоконтроль – ключ к управлению хроническим заболеванием
Анализ работы «школ» показывает, что среди обученных около 90% стали понимать сущность своего заболевания, научились самоконтролю, диетотерапии, применению лекарственных средств.