Цель: обеспечить введение ребенку назначенной врачом дозы.
Оснащение: резиновые перчатки; флакон с антибиотиком; растворитель для антибиотика; разовый шприц с иглами; 70% этиловый спирт; стерильный столик лоток с ватными шариками, пинцетом; лоток для отработанного материала.
Обязательные условия:
· Детям раннего возраста разводить антибиотики растворителем в соотношении 1:1, то есть на каждые 100000 ЕД антибиотика берется 1 мл растворителя (при таком разведении в 1 мл раствора всегда содержится 100000 ЕД антибиотика);
· Детям старшего возраста антибиотики разводить в соотношении 2:1, то есть на каждые 100000 ЕД антибиотика берется 0,5 мл растворителя (при таком разведении в 1 мл приготовленного раствора содержится 200000 ЕД антибиотика);
Этапы | Обоснование | ||||
Подготовка к процедуре | |||||
· Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие | · Обеспечение права на информацию, участие в процедуре | ||||
· Подготовить необходимое оснащение | · Обеспечение четкости выполнения процедуры | ||||
· Прочитать надпись на флаконе и растворителе (наименование, доза, срок годности) | · Исключение ошибочного введения препаратов, введение препаратов с прошедшим сроком годности | ||||
· Определить необходимое количество растворителя для соответствующего растворения антибиотика | · При растворении в соотношении 1:1 на 100000 ЕД антибиотика берется 1 мл растворителя, при разведении 2:1 – 0,5 мл | ||||
· Определить количество готового раствора, которое необходимо ввести ребенку, чтобы обеспечить введение ему необходимой дозы | · При разведении 1:1 в 1 мл готового раствора всегда содержится 100000 ЕД антибиотика · При разведении 2:1 – в 1 мл готового раствора всегда содержится 200000 ЕД антибиотика | ||||
· Вымыть и осушить руки, надеть перчатки | · Обеспечение инфекционной безопасности | ||||
· Вскрыть упаковку шприца (сбросить в лоток) · Надеть на него иглу с колпачком, зафиксировать иглу на шприце · Снять с иглы колпачок (сбросить в лоток) · Собранный шприц поместить внутрь стерильного столика/лотка | · Обеспечение инфекционной безопасности · Предупреждение падения иглы во время работы | ||||
· Ватным шариком, смоченным этиловым спиртом, обработать алюминиевую крышечку флакона с антибиотиком, вскрыть ее и вновь обработать спиртом (ватный шарик сбросить в лоток) | · Обеспечение инфекционной безопасности | ||||
· Протереть шейку ампулы с растворителем ватным шариком со спиртом, надрезать наждачным диском · Накрыть стерильной салфеткой и надломить (ватный шарик, салфетку сбросить в лоток) | · Обеспечение профилактики инфицирования во время инъекции · Профилактика травмирования рук | ||||
· Набрать в шприц рассчитанное количество растворителя (пустую ампулу от растворителя сбросить в лоток) · Проколов иглой резиновую трубку флакона, ввести растворитель во флакон с сухим антибиотиком | · Обеспечение необходимого соотношения растворения (1:1 или 2:1) | ||||
· Снять флакон с подигольного конуса и встряхнуть его | · Достижение полного растворения антибиотика | ||||
· Надеть иглу с флаконом на шприц · Поднять флакон вверх дном и набрать в шприц необходимое количество раствора | · При растворении 1:1 – в 1 мл готового раствора содержится 100000 ЕД антибиотика, при растворении 2:1 – 200000 ЕД | ||||
· Снять флакон вместе с иглой с подигольного конуса | |||||
· Надеть и закрепить на шприце иглу для инъекций, снять с нее колпачок (сбросить его в лоток) | · Предупреждение падения иглы во время проведения инъекции | ||||
· Подняв шприц иглой вверх, выпустить через 1-2 капли раствора · Положить шприц внутрь стерильного столика/лотка | · Вытеснение воздуха из шприца и иглы | ||||
Выполнение процедуры
| |||||
· Обработать верхне-наружный квадрант ягодицы 70% этиловым спиртом (ватный шарик оставить в руке) · Ввести вакцину внутримышечно (техника выполнения внутримышечных инъекций у детей не отличается от таковой у взрослого человека) | · Обеззараживание инъекционного поля | ||||
· Извлечь иглу | |||||
· Обработать место инъекции ватным шариком, оставленным в руке после обработки инъекционного поля | · Профилактика развития постинъекционного абсцесса | ||||
· Сбросить ватный шарик и шприц в лоток | |||||
Завершение процедуры | |||||
· Снять перчатки · Вымыть и осушить руки | · Обеспечение инфекционной безопасности |
Раздел «Лабораторная диагностика у детей разного возраста»
Мазок из носа и зева
Цель: собрать материал для бактериологического исследования
Оснащение: резиновые перчатки, маска; стерильные пробирки с сухими ватными тампонами (2 шт); штатив для приборов; стерильный шпатель в лотке; бланк-направление в лабораторию; стеклограф.
Обязательное условие: забор материала из зева проводить натощак, до орошения или полоскания горла.
Этапы | Обоснование | ||
Подготовка к процедуре | |||
· Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие | · Обеспечение права на информацию, участие в процедуре | ||
· Подготовить необходимое оснащение · Выписать направление в лабораторию | · Обеспечение четкости выполнения процедуры | ||
· Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки | · Обеспечение инфекционной безопасности | ||
· Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку) · Стеклографом промаркировать пробирки «Н», «З» (нос, зев) | · Создание удобства при проведении процедуры | ||
· Усадить ребенка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощника: А) ноги ребенка помощник обхватывает своими ногами; Б) руки и туловище фиксирует одной рукой; В) Голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку | · Необходимое условие для проведения процедуры | ||
Выполнение процедуры | |||
· Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированной знаком «Н», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован | · Маркировка «Н» означает – нос | ||
· Большим пальцем левой руки приподнять кончик носа ребенка | · Обеспечение доступа к слизистой оболочке носовых ходов | ||
· Осторожно ввести тампон вращательными движениями в 1 носовой вход, затем в другой, плотно прикасаясь к его стенкам | · Условие, обеспечивающее эффективность проведения процедуры | ||
· Собрав материал, поместить тампон в пробирку, не касаясь его краев | · Обеспечение достоверности результата исследования | ||
· Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка Примечание:ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взять его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего повернуть его плашмя, поместить на корень языка и резко нажать на него | · Обеспечение доступа к зеву | ||
· Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированной знаком «З», взяв его правой рукой за пробку, в которую он в вмонтирован | · Маркировка «З» означает – зев | ||
· Осторожно, не касаясь языка и щек, ввести тампон в полость рта | |||
· Снять тампоном слизь с небных дужек и миндалин в следующей последовательности: Дужка – миндалина – язычок – дужка – миндалина. Примечание: при наличии пленки в зеве и подозрении на дифтерию – материал собирать на границе здоровой и пораженной тканей | · Максимальное скопление дифтерийных палочек отмечается в данных участках | ||
· Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев | · Обеспечение достоверности результатов | ||
Завершение процедуры
| |||
· Вымыть и обработать антисептическим материалом руки в перчатках · Снять маску, перчатки · Вымыть и осушить руки | · Обеспечение инфекционной безопасности | ||
· Отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления (не позднее 3 часов после забора при условии хранения в холодильнике) | · Обеспечение достоверности исследования |