Объяснительные принципы психологии

 

Строится на философских основах.

Основополагающие положения, предпосылки или концепции, применение которых позволяет содержательно описывать предполагаемые свойства и характеристики объекта исследования и на основании общенаучного метода строить процедуры для получения эмпирического материала, его обобщении и интерпретации.

 

Функции:

1. Направляющая функция. Направляют путь поиска.

2. Регулирующая. Не дает сбиться с правильного пути.

3. Активизирующая. Побуждает наиболее полно использовать научные силы и возможности.

 

Можно говорит о нескольких уровнях принципов. Есть общенаучные принципы. Они представляют собой базисные принципы философской науки.

Частная методология. Те принципы, которыми руководствуются конкретные науки, которые отражают специфику предмета и объекта исследования.

Принцип единства сознания и деятельности. Принципы конкретных научных отраслей. Особая специфическая методология.

 

Принцип взаимодействия и развития. Фундаментальный принцип. Взаимодействия и развитие 2 неразрывных аспекта в силу пространственно-временной структуры мира. Развитие – способ существования взаимодействующих систем. Системы развиваются и отдельные этапы развития фиксируются как структурные элементы системы. Развитие системы носит S-образный характер. Развитие происходит как дифференциация. Фундаментальная концепция эволюции.

 

Принцип психического детерминизма. Говорит о том что все существующее возникает, изменяется и прекращает свое существование закономерно. Детерминация – генетическая связь явлений, порождение предшествующим последующего. Причинная связь ассиметрична.

Любое явление детерминировано не только внешними воздействиями на субъекта, но и его внутренними особенностями. Под внутренними особенностями понимаются не только устойчивые психологические состояния человека.

 

Принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность не тождественны, но при этом они взаимосвязаны. Деятельность влияет на сознание. Сознание проявляется в деятельности. Не во всякой деятельности формируется сознание. Деятельность должна быть по силам человеку. Но должна требовать некоторого напряжения сил. Деятельность должна быть значимой для человека. Если к деятельности принуждают, то в такой деятельности сознание не сформируется. Задача психолога состоит в том, чтобы внешние мотивы стали внутренними.

 

Принцип целостности. Класс психики не является единым. Можно выделить несколько областей объективной реальности, которые взаимосвязаны друг с другом, но при этом различны по своей природе: осознаваемая субъективная реальность, бессознательные процессы, структура индивидуальных психических свойств, внешне наблюдаемое поведение – все это выступает как предмет изучения.

Психику разделяют на психические процессы, состояния и свойства личности. Также говорят о метакогнитивных структурах, которые представляют собой более сложную реальность и стоят над психическими процессами. Сюда относится рефлексия.

 

Принцип активности. В основе феномена активности лежит возможность реализации моделей накопленных взаимодействий. Характеристики активности определяются соответствием свойств накопленных моделей целям и особенностям актуальной ситуации. Активность обеспечивает непрерывность развития. Затем человек активно выбирает эти модели. Этому принципу противостоит принцип реактивности организма, когда поведение объясняется влиянием внешних объектов.

 

Принцип субъектности. Субъект взаимодействия обладает такими свойствами как уникальность, активность и целостность. Субъектами могут быть любые живые системы, которые способны к фиксации и воспроизведению информационных моделей взаимодействия с миром. Выделяют субъекты предметной деятельности, межличностные и социальные. Неотъемлемыми характеристиками человека, как социального субъекта являются: речь, сознание, способность к рефлексии.

 

Принцип реконструкции (Дружинин). Качества субъекта недоступны непосредственному наблюдению, они скрыты. Продуктивным считается подход, который говорит о существовании подобия между наблюдаемыми характеристиками поведения и деятельности с одной стороны и скрытыми психическими структурами с другой. На этой основе были сформулированы положения о единстве сознания и деятельности, не решен вопрос о прохождении границы между ними. Согласно этому принципу развивающее взаимодействие всегда целостное, согласованное и между ними существует отношение подобия. Т.о. на основе эмпирических оценок внешне наблюдаемых процессов могут быть сконструированы скрытые характеристики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: