Гегель и его понимание всемирной истории

Методологическое введение к курсу «Отечественная история»

Хрестоматия-практикум

 

Издательство ТПУ

Томск 2004

 

ББК Т3(2)ОЯ73

М 54

 
Методологическое введение к курсу «Отечественная история»:

хрестоматия-практикум /Сост.: Н.И. Гузарова, В.Н. Гузаров,

Н.В. Трубникова – Томск: изд-во ТПУ, 2004. – 105 с.

 

М 54

     

Методологический практикум предназначен для студентов дневного отделения всех специальностей, изучающих базовый курс «Отечественная история». Первая тема курса, согласно программе, посвящена методологическим проблемам исторической науки. Изучение этой сложной, во многом философской темы представляет значительные трудности для первокурсников. Данный практикум призван помочь студентам в овладении материалом, рекомендованным для изучения темы.

 

     ББК Т3(2)ОЯ73

 

Рекомендовано к печати Редакционно-издательским советом

Томского политехнического университета

 

Рецензенты:

Кандидат исторических наук, доцент

Томского государственного университета

С.А.Шпагин

 

кандидат исторических наук, старший преподаватель

Томского государственного университета

О.П.Бондарь

 

 

© Томский политехнический университет, 2004

© Оформление. Издательство ТПУ, 2004

 

 

Содержание

 

 

Введение 4
Раздел I. Гегель и его понимание всемирной истории………………………..     6
Раздел II. Позитивизм О. Конта и исторический материализм К. Маркса………………………………………………..   16
Раздел III. Культурно-цивилизационные модели истории……………………...     34
Раздел IV. Социальная история XX века и движение «Анналов»……………...     56
Раздел V. Психоистория и её роль в познании прошлого………………………     70
Раздел VI. Панорама новых историографических направлений……………….     95


Введение

 

История – одна из древнейших разновидностей человеческого познания, возникшая еще в античной Греции VI в. до нашей эры. Первоначально греки распространяли понятие «история» как на весь свод достоверных знаний о природе, так и на безграничные сферы неизведанного. Геродот углубил это понятие, включив в него функции «распознавания», «спрашивания». В длительный период античности и средневековья термин «история» еще не устоялся и зачастую применялся для обозначения всякой научной деятельности.

Лишь к концу XVIII в. утверждается близкое к современному представление об истории как о науке, изучающей человеческое прошлое, и одновременно об истории, как о самом прошлом человечества. Эта двойственность самого понятия истории предопределяет и основную проблему исторического познания: насколько научные представления о прошлом совпадают с самой прошлой действительностью?

У мыслителей ХIX в., поистине, «золотого века» истории, сомнений на этот счет не было: историки способны дать истинную картину прошлого, и для этого достаточно лишь внимательного изучения источников и честного, непредвзятого отношения к предмету исследования. Трагический излом исторических событий ХХ века застиг историю-науку врасплох: несколько десятилетий назад сохраняя высокий статус «учительницы жизни», она так и не смогла предвидеть грядущие мировые войны и революции, предупредить человечество о нарастающей конфликтности ближайшего будущего. В последнем веке второго тысячелетия в исторической науке появляются самоликвидаторские тенденции, она во многом утрачивает свой прежний смысл.

На вопросы, связанные с определением места истории в современных процессах познания, лимитами ее возможностей, отвечает специальная историческая дисциплина – методология истории.

Методология истории изучает природу, принципы и методы исторического познания. Главная цель методологии истории – организовать и систематизировать сложный и многообразный исторический материал.

В методологических подходах к познанию прошлого нет единства. В центре научных дискуссий стоят такие проблемы, как определение предмета исторической науки, поиски смысла истории, закономерностей, определяющих факторов и направленности исторического процесса. Наиболее известными и часто противопоставляемыми подходами к изучению прошлого являются теории формаций и цивилизаций. В предлагаемом Вам пособии включены основные тексты, необходимые для более глубокого понимания указанных выше методологических подходов к постижению истории.

Вместе с тем в современной исторической науке в изучении прошлого все чаще используется междисциплинарный подход. Ученые полагают, что понять поведение человека в прошлом возможно, опираясь на методы исторической психологии, социологии, антропологии, демографии и т.п. Оригинальные тексты, характеризующие некоторые из выше указанных подходов к познанию прошлого, также нашли место на страницах нашего пособия.

Методология истории – это большая, специальная область научного знания. Мы, составители данного практикума, предлагаем тексты, которые помогут Вам разобраться в сложных методологических концепциях, понятиях и выбрать приемлемые для Вас принципы изучения исторического материала.

При отборе текстов мы стремились к тому, чтобы они соответствовали требованиям университетской программы по истории, уяснению, прежде всего, формационного, цивилизационного и социо-культурного подходов к истории, отражали как классические, так и современные достижения мировой философской мысли. В практикуме студенты смогут познакомиться с научными текстами, которые трудно найти в библиотеке.

Пособие состоит из введения и шести разделов. Каждый раздел включает:

¨ Консультацию – вводный текст, который поможет Вам разобраться в хрестоматийных материалах.

¨ Хрестоматию, которая включает оригинальные тексты по методологии истории, исторические исследования, опирающиеся на предложенные методологические принципы.

¨ Вопросы к текстам раздела, которые помогут Вам проверить свои знания.

Разделы для Вас писали и cоставляли:

Первый раздел: «Гегель и его понимание всемирной истории» – В.Н. Гузаров.

Второй раздел: «Позитивизм О. Конта и исторический материализм    К. Маркса» – В. Н. Гузаров.

Третий раздел «Культурно-цивилизационные модели истории» –    Н.И. Гузарова.

Четвертый раздел «Социальная история XX века и движение «Анналов» – Н.В. Трубникова.

Пятый раздел «Психоистория и её роль в познании прошлого» –     Н. И. Гузарова.

Шестой раздел «Панорама новых историографических направлений» – Н. В. Трубникова.

Мы надеемся, что материалы практикума помогут поднять планку Вашей исторической культуры, обогатят Вас новыми идеями и представлениями об изучении прошлого.

Раздел I

Гегель и его понимание всемирной истории

Консультация

Гегель построил цельную философскую систему. Он пытался логизировать историю, превратить всякую реальность в дух. Гегель предложил в качестве инструмента исследования логическую триаду – «тезис – антитезис – синтез». Тем самым история предстает у Гегеля как порождение духа, который в разложении на противоположности осуществляет и восстанавливает свое собственное единство.

Гегель видит сущность мирового духа в том, чтобы никогда не успокаиваться; сущность духа – это принцип движения. Для понимания смысла истории существенным становится закон движения; в нем изначально и конкретно объединяются в каждой точке индивидуальное и всеобщее, и в то же время единичное вытекает из движения и возвращается в движение.

При этом дух движется и развивается в массах, народах и группах: «Мы должны определенно познавать конкретный дух народа, и так как он есть дух, он может быть понимаем только духовно, мыслью. Но высшее достижение для духа заключается в том, чтобы знать себя, дойти не только до самосозерцания, но и до мысли о самом себе. Он должен совершить и он совершает это; но это совершение оказывается в то же время его гибелью и выступлением другого духа, другого всемирно-исторического народа, наступлением другой эпохи всемирной истории. Этот переход и эта связь приводят нас к связи целого, к понятию всемирной истории как таковой».

У Гегеля принципом периодизации истории выступает становление народов и держав. Центральным историческим институтом при этом является государство. Оно появляется в мире людских интересов и страстей, возникает в борениях и трениях как институт умиротворения и порядка. Государство – диалектическое единство противоположностей общности и индивидуализма, первое самоупорядочение и концентрация разума. Именно оно выступает предпосылкой всех дальнейших развертываний ценностей разума – религии, искусства, науки: «Для государственной жизни как таковой необходимо формальное образование, а следовательно, и возникновение наук, и развитие поэзии и искусства вообще».

Государство у Г. Гегеля глубоко национально, ибо уже в догосударственном, географически и этнографически обусловленном групповом единстве содержится духовный росток, дух народа, его национальный гений. Он формирует и преобразует себя в правовое государство со свойственным ему точным соответствием между всегда особой идеей и общенациональным духом. Естественное право заменено у    Г. Гегеля индивидуализацией разума: историческое право принадлежит только тем нациям, духовное содержание которых (и всегда соответствующая последнему физическая мощь) достаточно глубоко и значительно для того, чтобы выразить новую форму самосозидания божественного духа.

При этом, если государство – объективный разум, то культурные ценности – разум абсолютный. В них развертывается внутреннее содержание космического тождества природы и духа, покоя и движения. Культурные ценности не вступают в противоречие с первоначальным национализмом и духом государства, поскольку абсолютный разум есть нечто всегда конкретное, вырастающее в условиях определенной государственности.

Одновременно гегелевская концепция истории глубоко универсальна, поскольку ее венцом выступает идея всечеловеческой или универсальной истории. Из противоположностей и борьбы между нациями выкристаллизовывается диалектически скрытое единство человечества. Последнее, по Гегелю, мыслимо лишь как синтез противоположных, и именно поэтому единых коллективных индивидуальностей. Равным образом, и религия, искусство, философия остаются национально окрашенными, но лишь в соединении своих цветов образуют «чистый, нигде в действительности не встречающийся свет», потому что свет абсолютного разума всегда преломляется.

Роковым изъяном гегелевской философии истории является так называемый «принцип снятия»: народы-авангарды, воплощающие новейшую поступь истории в своем развитии, снимают всю предшествующую историю культуры и тем самым делают ее ненужной. Таким образом, в гегелевской философии истории заложен тезис, сыгравший столь большую роль в марксистской философии истории: прошлое и настоящее являются всего лишь средством для будущего. Из гегелевской историософии прямо вытекает монологическая теория авангарда: авангард монополизирует историю, ибо в нем воплощен мировой дух. Поэтому все остальные народы и культуры (а также классы), не относящиеся к авангарду, не имеют права голоса в истории. Более того, их специфическая позиция может исказить проект истории, олицетворенный в деятельности авангарда. Отсюда деление народов на исторические и неисторические, имеющие и не имеющие право голоса в истории. Марксизм применил эту дихотомию в своем учении о классах, выделив передовые классы, имеющие «исторические права», и все остальные, не имеющие никаких прав перед лицом истории.

Мировая история подразделяется Гегелем на три эпохи: восточную, античную и германскую. История, начавшаяся на Востоке, связана с полной несвободой людей (так, в Китае разум еще спит, в Индии начинает только грезить, в Вавилоне и Египте дух начинает себя ощущать). В этот период осознает себя только один человек – глава государства. В античный период осознание свободы свойственно уже некоторым множествам людей. Те, кто своей свободы осознать не в состоянии, пребывают в рабстве. В связи с этим тирания восточного типа сменяется демократическим режимом. Высшим и последним этапом этого процесса является «христианско-германский мир», где все люди сознают свою свободу сообразно христианским принципам. Прусская конституционная монархия представляется Гегелю оптимальным вариантом общественного устройства, а «Европа есть безусловный конец всемирной истории».

Впервые после античной философии Гегель попытался свести в единую систему все достижения человеческого духа. Универсальная система Гегеля оказала сильное влияние на его многочисленных последователей, и прежде всего Карла Маркса.

 

Хрестоматия

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: