Количественные и качественные методы

К основным методам количественного анализа (и синтеза) в психологии относятся следующие:

1. Методы первичной обработки данных (табулирование, построение диаграмм, гистограмм, полигонов и кривых распределения).

2. Методы вторичной обработки данных (вычисление статистик).

3. Корреляционный анализ.

4. Дисперсионный анализ.

5. Регрессионный анализ.

6. Факторный анализ.

7. Таксономический (кластерный) анализ.

8. Шкалирование.

Качественные методы позволяют выявить наиболее существенные стороны изучаемых объектов, что дает возможность обобщать и систематизировать знания о них, а также постигать их сущность. Очень часто качественные методы опираются на количественную информацию. Наиболее распространены такие приемы, как классификация, типологизация, систематизация, периодизация, казуистика.

Интерпретационные методы

Интерпретационные методы, объясняющие результаты, полученные в данном случае с точки зрения исходных гипотез и посылок, которые служили основой для проведения исследования; представляют собой различные варианты генетического и структурного методов:

1) генетический метод интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках раз­вития, выделяя фазы, стадии, критические моменты процесса становления психических функций, образований или свойств личности;

2) структурный метод интерпретирует материал в характеристиках систем и типов связей между ними, образующих личность, социальную группу и т.д., примером может служить психография;

3) функциональный метод ориентирован на выявление и изучение функций объектов (явлений). Функциональный подход интересуется главным образом связями изучаемого объекта со средой. Он исходит из принципа саморегулирования и поддержания равновесия объектов действительности (в том числе психики и ее носителей). Примерами реализации функционального подхода в истории науки являются, например, такие известные направления, как «функциональная психология» и «бихевиоризм». В современной психологии функциональный подход обогащен компонентами структурного и генетического анализа;

4) комплексный метод реализуется через комплексный подход направление, рассматривающее объект исследования как совокупность компонентов, подлежащих изучению с помощью соответствующей совокупности методов. Компоненты могут быть как относительно однородными частями целого, так и его разнородными сторонами, характеризующими изучаемый объект в разных аспектах. Часто комплексный подход предполагает изучение сложного объекта методами комплекса наук, т. е. организацию междисциплинарного исследования;

5) системный метод заключается в изучении реальности, рассматривающем любой ее фрагмент как систему. При этом система рассматривается как некоторая целостность, взаимодействующая с окружающей средой и состоящая из множества элементов, находящихся между собой в некоторых отношениях и связях. Системный подход в психологии позволяет вскрыть общность психических явлений с другими явлениями действительности. Он позволяет интегрировать и систематизировать психологические знания, устранять избыточность в накопленной информации, сокращать объем и повышать наглядность описаний, уменьшать субъективизм в интерпретации психических явлений.



Тематика семинарских занятий

Тема 1. Место методологии научного психологического исследования в системе научного знания.

1. Понятие методологии.

2. Функции и основные проблемы рассмотрения методологии.

3. Методологические, теоретические и методические проблемы психологии.

4. Соотношение понятий «методология», «наука», «философия» и «мировоззрение».

 

Литература:

1. Корнилова, Т.В. Методологические основы психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по напр. и спец. психологии / Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2006. – 316 с.

2. Маланов, С.В. Методологические и теоретические основы психологии / С.В. Маланов

3. Методы социальной психологии: [учебное пособие для вузов] / Д.В. Пивоваров [и др.]; под общ. ред. Н.С. Минаевой. - Москва: Академический Проект, 2007; Екатеринбург: Деловая книга, 2007. – 350 c.

4. Янчук, В.А. Меодология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход: Монография / В.А. Янчук; Акад. последипломного образования. – Мн.: Бестпринт, 2000. – 413 с.

 

Тема 2. Место методологии научного психологического исследования в системе научного знания. Структура и уровни методологического знания.

1. Структура современного научного знания.

2. Научные факты и теории.

3. Компоненты научной теории.

4. Наивные (обыденные) и собственно научные теории.

5. Уровни методологии.

6. Философский уровень.

7. Общенаучный уровень.

8. Конкретнонаучный уровень.

9. Соотношение понятий «методология», «метод», «методика».

10. Метод в широком и узком смысле.

 

Литература:

1. Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследования: учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва: Академический Проект: Трикста, 2006. – 350 с.

2. Ганзен, В.А. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство / В.А. Ганзен, В.Д. Балин. – СПб.: СПбГУ, 1991. 

3. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования / В.Н. Дружинин. М.: ИП РАН, 1994.

4. Корнилова, Т.В. Методологические основы психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по напр. и спец. психологии / Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2006. – 316 с.

5. Никандров, В.В. Экспериментальная психология /
В.В. Никандров. – СПб., 2003.

 


Тема 3. Вклад Б.Ф. Ломова в развитие методологии психологии.

 

1. Биография Б.Ф. Ломова.

2. Профессиональный путь Б.Ф. Ломова.

Самостоятельное задание: анализ книги Б.Ф. Ломова «Методологические и теоретические проблемы психологии».

 

Литература:

1. Лазурский, А.Ф. Психология общая и экспериментальная / А.Ф. Лазурский. – СПб., 2001.

2. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1991.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: