Немецкий теолог Д. Зёлле (род. 1929) предложила концепцию «посттеистической теологии», которая включает элементы критики религии Л.Фейербахом (1804—1872), К. Марксом, Э. Фроммом. Методом этой теологии Зёлле считает социальную контекстуализацию, истолкование всех положений христианского учения в свете освободительной практики, а также современной социологии и психологии. Д. Зёлле провозглашает полное сведение божественного к человеческому, концепцию «нетеистического теизма». Она считает, что историческое и социальное понимание человека, социологическое истолкование человека и религии, включающее ее критику, направлены в конечном счете на устранение устаревших форм религиозного сознания ради поиска его подлинных и перспективных форм, нового религиозного опыта, который может быть соединен с борьбой за гуманизм и освобождение.
«Деконструктивистская» теология основывается на учении французского философа Ж.Деррида (род. 1930), предложившего преодолеть метафизические и логоцентристские (опирающиеся на звучащее слово) напластования в культуре и отыскать посредством расчленения текстов («деконструкции») глубинные истоки взаимодействия с трансценденцией. Ряд американских теологов, объединившихся в начале 80-х годов (сборник «Деконструкция и теология», 1982), не только зафиксировали кризис традиционного богословия, но и заявили о «смерти» всякой теологии, основанной на метафизике, на понимании Бога как сверхъестественной реальности. По их мнению, предмет этой теологии исчерпан, понимаемый таким образом Бог «умер», и осталось только «научиться танцевать танец смерти на могиле Бога» Raschke Carl A. The Deconstruction of God //Deconstruction and Theology /Ed. Thomas, J. Altizer/ New York, 1982. P. 28). С помощью столь радикальных метафор они выражают требование поиска глубинных основ языка религии и теологии.
|
|
Теология надежды. Эсхатологическая теология
После 60-х годов нарастает скептическое отношение к политизации и социологизации теологии. В протестантской философии и теологии все чаще рассматривается эсхатологическая проблематика. С помощью обновления эсхатологии богословы надеются преодолеть как [220] устарелость традиционного учения, так и тенденцию секулярной теологии понимать человека в качестве автономного существа. Этот сдвиг виден в концепциях двух виднейших представителей «теологии надежды», «эсхатологической теологии» —- Ю. Мольтмана (род. 1926) и В. Панненберга (род. 1928), которые трактуют откровение как включающее активное действие Бога в истории, сохраняют принципиальные положения вероучения, но пересматривают их традиционное обоснование, а в философско-теологическом и социальном аспектах своего учения используют новейшие философские, социологические и психологические теории.
|
|
Особое значение имела для эсхатологической теологии «философия надежды» Э. Блоха (1885—1977). Теологическое переосмысление этого учения Э. Блоха предложил немецкий теолог Ю. Мольтман. В книге «Теология надежды» он утверждает, что надежда на спасение оказывает сильнейшее влияние на восприятие человеком реальности, с ней связана историчность человека. Ю. Мольтман подчеркивает политический аспект эсхатологии, освободительную функцию надежды в истории, поэтому его теология рассматривается и как разновидность политической теологии. Революция, освободительное движение понимаются им как возможные конкретные манифестации эсхатологической надежды. Ю. Мольтман говорит о сходстве между эсхатологической миссией христиан и революционными движениями в истории. Правильно оценить историческую реальность и открыть в надежде путь к преобразованию общества помогает, по мнению Ю. Мольтмана, учение о страдании Бога вместе со всем человечеством. Христианская надежда способна уже в этой земной жизни предвосхитить и пережить все виды полноценного существования.
Эсхатологически ориентированную систематическую теологию разрабатывает и известный немецкий богослов Вольфхарт Панненберг. В ряде книг («Систематическая теология» и др.) он принимает основные положения философской антропологии М. Шелера (1874— 1928) и Х.Плеснера (1892—1985), социологии знания, использует учение Гегеля об отчуждении, с тем чтобы истолковать «открытость человека миру», его способность преобразовывать действительность как «открытость Богу». Только конечное будущее мира и его истории может окончательно и неопровержимо доказать действительность Бога. Не только природа человека, но и вся структура реальности ориентированы на будущее, предвосхищают его, являются «пролептическими». Эсхатологическая теология рассматривает Бога как будущее мира, ожидаемое в «базисном доверии» и пролептически открытое во Христе.
Фундаментализм
С начала 70-х годов в условиях обострения экологических и социальных противоречий усиливается тенденция церковного и теологического консерватизма. Это широкое движение обычно именуется «евангелистским» христиан [221] ством, призывает разрабатывать «евангельскую» теологию, обращенную прежде всего к учению о христианской жизни по вере. Наиболее последовательные антимодернисты продолжают линию христианского фундаментализма начала века, ведут кампанию против преподавания эволюционизма и дарвинизма в учебных заведениях. Большую известность получил в 80-е годы баптистский проповедник Д. Фолуэл (род. 1933), основатель движения «Моральное большинство» (с 1986 г.— «федерация свободы»). Против модернизации теологии резко выступили и сторонники так называемого «научного креационизма», который отстаивает учение о том, что мир и человек сотворены Богом, как об этом повествуется в Библии. Известность получил созданный в 1972 г. Институт креационистских исследований при Колледже христианского наследия в г. Сан-Диего (Калифорния, США). В книгах Г. Морриса и других обосновывается положение, что «эволюции не было и нет, жизнь не развилась из мертвой материи, а была сотворена сверхъестественным образом» (Моррис Генри. Сотворение мира: научный подход. Калифорния, 1990. С. 6). Слабость аргументации «научного креационизма» не позволила крупным религиозным организациям поддержать это учение, от него отмежевываются католические и протестантские теологи, придерживающиеся концепции «эволюционного креационизма», постепенного и поэтапного творения.