Тенденции эволюции религиозного искусства в условиях секуляризации

Секуляризация ослабляет, как известно, духовное и организационное влияние церкви на искусство. Ряд его видов и жанров развива­ется в соответствии с потребностями светской культуры (балет и комедия, симфонические и концертные сочинения в музыке, цирк, кинематограф и т. д.); в других сокращается «сектор» церковных заказов (архитектура, живопись, скульптура). Менее опре­деленными становятся церковные требования к религиозному содер­жанию художественных произведений. В протестантизме они сводятся, по существу, к защите норм религиозной нравственности художест­венными средствами и к утверждению искусством божественной природы мира и человека. Католицизм после II Ватиканского собора осуществляет программу освоения церковью современного искусства при условии, если последнее не отвергает идей христианства, способ­ствует религиозным размышлениям и переживаниям. Более строго, с канонической точки зрения, отбирает новые художественные решения православная церковь; это касается как строительства новых храмов, так и их оформления средствами живописи. В музыке и поэзии, свя­занных с православной традицией, появляются образы и сюжеты, отра­жающие противоречия бытия и сознания человека нашего времени.

Еще более разнообразен круг художественных решений, признаваемых нетрадиционными синкретическими религиями и религиозно-философскими концепциями. Наряду со своеобразным освоением восточной философско-религиозной и религиозно-художественной традиции (в том числе С. Вивеканандой, семьей Рерихов и др.) для них характерен интерес к европейской мистике (и художественным средствам воплощения ее идей), художественно-философским разра­боткам темы единства природы, общества и человека (прежде всего в религиозно-космическом варианте), к экзистенциалистской пробле­матике [представленной в наследии Б. Паскаля (1623 — 1662), С. Кьсркегора, М.Хайдеггера (1889—1976), А.Камю (1913—1960) и других философов и художников ]. Сквозь призму этих подходов пере­осмысливаются многие положения традиционных религий. Как традиционные, так и современные религии нуждаются в образных средствах искусства, обращаются к сокровищнице его находок и ас­социаций.

Вне художественного контекста мир религиозной фантазии значительно потерял бы в своей выразительности. Вместе с тем религиозное содержание многих художественных произведений древ­него мира, средневековья и Возрождения нельзя объяснить данью внешним требованиям или моде. В нем преломилось своеобразие как общественной жизни прошлого, так и мировоззрения их создателей. [338] Аналогично фундаментальные противоречия современного общества, его кризисные состояния и угрожающие ему катаклизмы получают отражение в художественных образах, в том числе и религиозного искусства, XX столетия (М. Шагал, С. Дали, Л. Гудиашвили, М. Шемякин — в изобразительном искусстве. О. Нимейер — в архитектур и др.). В нашей стране в искусстве последних десятилетий сложило несколько художественно-эстетических подходов к религиозным образам и сюжетам:

1) их воспроизведение в соответствии с каноническими требованиями христианских церквей, существующих в нашей стране (труд художника-кописта, современные версии традиционных сюжетов);

2) осмысливание в образно-художественной форме исторической роли религии в судьбах Отечества и его культуры. Наибольший резонанс в этом направлении получили художественные решения, связанные с христианством (например, творчество писателей В.Тендрякова, В.Солоухина, Ч.Айтматова, художника И.Глазунова);

3) развитие темы нравственно-религиозного содержания смысла жизни и деятельности человека (поэты Б. Пастернак, С. Аверинцев писатель А. Солженицын и др.);

4) художественное воплощение неоориенталистских (в том числе теософских и антропософских) воззрений, сочетаемых иногда с христианскими, в том числе и православными версиями истории и культуры (писатель Д. Андреев, художник О. Кандауров и др.).

Нередко между названными направлениями отсутствуют жесткие границы, имеет место взаимопроникновение образно-художественного материала и элементов философско-эстетических концепций. Конкрет­ный анализ эволюции творческих решений помогает выяснить «доминанту» в соотношении эстетической, философской, нравственной и религиозной составляющих, преломившихся в образно-художествен­ной форме современного искусства. [339]

Раздел шестой СВОБОДА СОВЕСТИ

Современное понимание свободы совести имеет в виду обеспечение в обществе таких демократических прав и свобод, которые га­рантируют личности свободу по отношению к религии, свободу убеж­дений и возможность их проявления в действиях и поступках не в ущерб другим людям и обществу в целом. Международные пакты и договоренности связывают обеспечение свободы совести с проблемами толерантности (терпимости), взаимопонимания и сотрудничества. Но эти принципы пока еще остаются идеалами, которые реализуются по мере становления планетарного мышления. Исторические условия ста­новления государственных структур, традиций и образа жизни наро­дов, общественные отношения и другие факторы определяют уровень обеспечения свободы совести в различных государствах. В одних сво­бода совести обеспечивается в соответствии с международными нор­мами, в других существуют те или иные ее ограничения, в третьих, где господствуют архаические традиции, она не получает реализации на практике.

Понимание свободы совести, выработка ее критериев во многом зависят от знания истории формирования и тенденций развития этого понятия.

Глава XXVIII ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОБОДЕ СОВЕСТИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: