Тема 5. Классическая экономическая теория

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО курсу «ИСТОРИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»


 Тема 1 и тема 2.Особенности экономических воззрений в традиционных обществах

Практическое занятие № 1

Форма проведения – практическое занятие

Методы обучения – конспектирование, упражнения, тестирование

Цель: создать условия для формирования у студентов представлений о предмете и методах истории экономических учений; для формирования представлений о вкладе мыслителей Древнего мира и Средневековья в развитие экономической теории.

Основные понятия:

Предмет ИЭМ, исторический, логический методы

Вопросы к теме:

1. Предмет, методы и значение изучения истории экономической мысли.

2. Экономическая мысль Древнего мира

3.  Экономическая мысль мира Средневековья.

Задания для самостоятельной работы:

1. В чем состоят главные особенности методологии истории экономических учений?

2. Прочитать произведение Т.Мора и выписать основные экономические идеи автора. Ответить на вопрос: все ли идеи утопичны?

3. *Сравнить экономические взгляды ранних канонистов (Святой Августин) и поздних (Ф. Аквинский)

4. *Опираясь на два высказывания написать в тетради, что вы ожидаете от предмета «История экономической мысли»?

«Профессионал - это человек, опыт которого состоит из воспоминаний и правильно сделанных выводов, после полученных "синяков", "ссадин" и "шишек"» (Владимир Борисов)

«Грамотность - критический минимум профессионализма» (Александр Круглов)

 

 


Основная литература

Автономов, В.С. Мир хозяйства в сознании докапиталистических эпох / В.С. Автономов // История экономических учений / под ред. В.С. Автономова.– М., 2000.– Гл. 1.– С. 11-27.

Дополнительная литература

1. Агапова, И.И. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Юрист, 2000.

2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. – М., 1994.

3. Васильева Л.В., Игнатьева Г.В.История экономических учений. Конспект лекций М.:Высшее образование, 2008, 191 с..

4. Гловели Г.Д.История экономических учений. Учебное пособие для вузов. М.:Издательство Юрайт, 2011, 742 с.

5. Костюк, В.Н. История экономических учении / В.Н. Костюк.– М., 1998.

6. Майбурд, Е.М. Введение в историю экономической мысли / Е.М. Майбурд.- М., 1996.

7. Нинциева Г. В., Гукасьян Г. М История экономических учений. Завтра экзамен СПб.: Питер, 2010, 176 с.

8. Титова, Н.Е. История экономических учений / Н.Е. Титова. – М., 1997.

9. Шумпетер, Й.А. История экономического анализ / Й.А. Шумпетер. – С.-Пб., 2001.

10. Эконов, В.А.: Антология экономической классики в 2 т./ В.А. Эконов., 1993.

11. Ядгаров Я. С.История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 2009, 480 с., МО РФ


 


Тема 3. Меркантилизм

Практическое занятие № 2

Форма проведения – практическое занятие

Методы обучения – упражнение, ситуационный анализ, упражнения, конспектирование

Цель: создать условия для формирования у студентов представлений о вкладе меркантилистов в развитие экономической теории.

Основные понятия меркантилизм: ранний, поздний, протекционизм

Вопросы к теме:

1. Сущность меркантилизма и этапы его развития.

2. Томас Ман и английский меркантилизм.

3. Ж.-Б. Кольбер и французский меркантилизм.

4. Особенности российского меркантилизма.

5. Значение и недостаток меркантилистской теории.

Задания для самостоятельной работы:

1. Опишите в тетради плюсы и минусы политики протекционизма.

2. Найти примеры реализации политики протекционизма во внешнеэкономической политике России

3. *Сочинить и написать в тетради небольшое стихотворение (4 строки), которое предельно ясно показывало бы сущность меркантилизма

Литература:

Основная

1. Автономов, В.С. Кристаллазация научных знаний: XVI-XVIII в.в. / В.С. Автономов // История экономических учений / под ред. В.С. Автономова.– М., 2000.– Гл. 2.– С. 28-41.

Дополнительная

1. Агапова, И.И. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Юрист, 2000.

2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. – М., 1994.

3. Васильева Л.В., Игнатьева Г.В.История экономических учений. Конспект лекций М.:Высшее образование, 2008, 191 с..

4. Гловели Г.Д.История экономических учений. Учебное пособие для вузов. М.:Издательство Юрайт, 2011, 742 с.

5. Костюк, В.Н. История экономических учении / В.Н. Костюк.– М., 1998.

6. Майбурд, Е.М. Введение в историю экономической мысли / Е.М. Майбурд.- М., 1996.

7. Нинциева Г. В., Гукасьян Г. М История экономических учений. Завтра экзамен СПб.: Питер, 2010, 176 с.

8. Титова, Н.Е. История экономических учений / Н.Е. Титова. – М., 1997.

9. Шумпетер, Й.А. История экономического анализ / Й.А. Шумпетер. – С.-Пб., 2001.

10. Эконов, В.А.: Антология экономической классики в 2 т./ В.А. Эконов., 1993.

11. Ядгаров Я. С.История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 2009, 480 с., МО РФ



Раздел II. Экономические учения нерегулируемых рыночных отношений

 

Тема 4. Физиократия (2ч.).

Практическое занятие № 3

Форма проведения – практическое занятие

Методы обучения – упражнение, ситуационный анализ, упражнения, конспектирование

Цель: создать условия для формирования у студентов представлений о вкладе физиократов в развитие экономической теории.

Основные понятия: физиократия, экономическая таблица, чистый продукт

Вопросы к теме:

1. Исторические причины возникновения физиократии. Ее смысл и основные идеи.

2. Экономическая таблица Ф. Кенэ.

3. Значение и надостатки физиократической теории.

Задания для самостоятельной работы:

1. В тетради начертить экономическую таблицу Ф. Кенэ, описав основные принципы составления. Критически проанализировать математическую таблицу и выписать ее недостатки.

2. Готовиться к самостоятельной работе по Разделу № 1

3. *Сравнить по самостоятельно выбранным критериям меркантилистов и физиократов

Литература:

Основная

Автономов, В.С. Кристаллазация научных знаний: XVI-XVIII в.в. / В.С. Автономов // История экономических учений / под ред. В.С. Автономова.– М., 2000.– Гл. 2.– С. 28-41.

Дополнительная

1. Агапова, И.И. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Юрист, 2000.

2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. – М., 1994.

3. Васильева Л.В., Игнатьева Г.В.История экономических учений. Конспект лекций М.:Высшее образование, 2008, 191 с..

4. Гловели Г.Д.История экономических учений. Учебное пособие для вузов. М.:Издательство Юрайт, 2011, 742 с.

5. Костюк, В.Н. История экономических учении / В.Н. Костюк.– М., 1998.

6. Майбурд, Е.М. Введение в историю экономической мысли / Е.М. Майбурд.- М., 1996.

7. Нинциева Г. В., Гукасьян Г. М История экономических учений. Завтра экзамен СПб.: Питер, 2010, 176 с.

8. Титова, Н.Е. История экономических учений / Н.Е. Титова. – М., 1997.

9. Шумпетер, Й.А. История экономического анализ / Й.А. Шумпетер. – С.-Пб., 2001.

10. Эконов, В.А.: Антология экономической классики в 2 т./ В.А. Эконов., 1993.

11. Ядгаров Я. С.История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 2009, 480 с., МО РФ



Тема 5. Классическая экономическая теория.

Практическое занятие № 4

Форма проведения – практическое занятие

Методы проведения – ситуационный анализ, упражнения, конспектирование

Цель: создать условия для формирования у студентов представлений о вкладе классической экономической школы в развитие экономической теории.

Основные понятия: классическая политэкономия, теория цены, мальтузианство, трудовая теория стоимости, теория ренты, теория доходов

Вопросы к теме:

1. Классическая школа и ее периодизация. Сущность классической политэкономии.

2. Основные представители классической политэкономии 1 этапа. У. Петти, П. Буагильбер.

3. Концепция капитализма А. Смита.

4. Основные представители классической политэкономии 3 этапа Закон народонаселения Т. Мальтуса. Неомальтузианство и его последствия. Теория ренты у Т. Мальтуса и Д. Рикардо. Динамическая модель распределения доходов Д. Рикардо. Д. Рикардо о регламентации эмиссионной деятельности банков. Теория автоматического регулирования торгового баланса.

5. Основные представители классической политэкономии 4 этапа Теория рынков и другие идеи Ж.Б.Сэя. «Великие законы» и Программа Д.С. Милля.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выбрать любую из идей Адама Смита (кроме идеи о разделении труда)и описать в тетради, приводя конкретные факты из экономической действительности, как вы представляете себе её реализацию в современных экономических системах развитых стран (1 страница).

2. Определить свое отношение к теории народонаселения Т.Мальтуса: выделив аргументы «за» и «против» и оформив информацию в таблицу в тетради.

3. *Сравнить по самостоятельно выбранным критериям меркантилистов и классиков

Литература

Основная

1. Автономов, В.С. Классическая школа: теория стоимости и распределения / В.С. Автономов // История экономических учений / под ред. В.С. Автономова.– М., 2000.

Дополнительная

1. Агапова, И.И. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Юрист, 2000.

2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. – М., 1994.

3. Васильева Л.В., Игнатьева Г.В.История экономических учений. Конспект лекций М.:Высшее образование, 2008, 191 с..

4. Гловели Г.Д.История экономических учений. Учебное пособие для вузов. М.:Издательство Юрайт, 2011, 742 с.

5. Костюк, В.Н. История экономических учении / В.Н. Костюк.– М., 1998.

6. Майбурд, Е.М. Введение в историю экономической мысли / Е.М. Майбурд.- М., 1996.

7. Нинциева Г. В., Гукасьян Г. М История экономических учений. Завтра экзамен СПб.: Питер, 2010, 176 с.

8. Титова, Н.Е. История экономических учений / Н.Е. Титова. – М., 1997.

9. Шумпетер, Й.А. История экономического анализ / Й.А. Шумпетер. – С.-Пб., 2001.

10. Эконов, В.А.: Антология экономической классики в 2 т./ В.А. Эконов., 1993.

11. Ядгаров Я. С.История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 2009, 480 с., МО РФ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: