СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО курсу «ИСТОРИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»
Тема 1 и тема 2.Особенности экономических воззрений в традиционных обществах
Практическое занятие № 1
Форма проведения – практическое занятие
Методы обучения – конспектирование, упражнения, тестирование
Цель: создать условия для формирования у студентов представлений о предмете и методах истории экономических учений; для формирования представлений о вкладе мыслителей Древнего мира и Средневековья в развитие экономической теории.
Основные понятия:
Предмет ИЭМ, исторический, логический методы
Вопросы к теме:
1. Предмет, методы и значение изучения истории экономической мысли.
2. Экономическая мысль Древнего мира
3. Экономическая мысль мира Средневековья.
Задания для самостоятельной работы:
1. В чем состоят главные особенности методологии истории экономических учений?
2. Прочитать произведение Т.Мора и выписать основные экономические идеи автора. Ответить на вопрос: все ли идеи утопичны?
|
|
3. *Сравнить экономические взгляды ранних канонистов (Святой Августин) и поздних (Ф. Аквинский)
4. *Опираясь на два высказывания написать в тетради, что вы ожидаете от предмета «История экономической мысли»?
«Профессионал - это человек, опыт которого состоит из воспоминаний и правильно сделанных выводов, после полученных "синяков", "ссадин" и "шишек"» (Владимир Борисов)
«Грамотность - критический минимум профессионализма» (Александр Круглов)
Основная литература
Автономов, В.С. Мир хозяйства в сознании докапиталистических эпох / В.С. Автономов // История экономических учений / под ред. В.С. Автономова.– М., 2000.– Гл. 1.– С. 11-27.
Дополнительная литература
1. Агапова, И.И. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Юрист, 2000.
2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. – М., 1994.
3. Васильева Л.В., Игнатьева Г.В.История экономических учений. Конспект лекций М.:Высшее образование, 2008, 191 с..
4. Гловели Г.Д.История экономических учений. Учебное пособие для вузов. М.:Издательство Юрайт, 2011, 742 с.
5. Костюк, В.Н. История экономических учении / В.Н. Костюк.– М., 1998.
6. Майбурд, Е.М. Введение в историю экономической мысли / Е.М. Майбурд.- М., 1996.
7. Нинциева Г. В., Гукасьян Г. М История экономических учений. Завтра экзамен СПб.: Питер, 2010, 176 с.
8. Титова, Н.Е. История экономических учений / Н.Е. Титова. – М., 1997.
9. Шумпетер, Й.А. История экономического анализ / Й.А. Шумпетер. – С.-Пб., 2001.
10. Эконов, В.А.: Антология экономической классики в 2 т./ В.А. Эконов., 1993.
11. Ядгаров Я. С.История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 2009, 480 с., МО РФ
Тема 3. Меркантилизм
|
|
Практическое занятие № 2
Форма проведения – практическое занятие
Методы обучения – упражнение, ситуационный анализ, упражнения, конспектирование
Цель: создать условия для формирования у студентов представлений о вкладе меркантилистов в развитие экономической теории.
Основные понятия меркантилизм: ранний, поздний, протекционизм
Вопросы к теме:
1. Сущность меркантилизма и этапы его развития.
2. Томас Ман и английский меркантилизм.
3. Ж.-Б. Кольбер и французский меркантилизм.
4. Особенности российского меркантилизма.
5. Значение и недостаток меркантилистской теории.
Задания для самостоятельной работы:
1. Опишите в тетради плюсы и минусы политики протекционизма.
2. Найти примеры реализации политики протекционизма во внешнеэкономической политике России
3. *Сочинить и написать в тетради небольшое стихотворение (4 строки), которое предельно ясно показывало бы сущность меркантилизма
Литература:
Основная
1. Автономов, В.С. Кристаллазация научных знаний: XVI-XVIII в.в. / В.С. Автономов // История экономических учений / под ред. В.С. Автономова.– М., 2000.– Гл. 2.– С. 28-41.
Дополнительная
1. Агапова, И.И. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Юрист, 2000.
2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. – М., 1994.
3. Васильева Л.В., Игнатьева Г.В.История экономических учений. Конспект лекций М.:Высшее образование, 2008, 191 с..
4. Гловели Г.Д.История экономических учений. Учебное пособие для вузов. М.:Издательство Юрайт, 2011, 742 с.
5. Костюк, В.Н. История экономических учении / В.Н. Костюк.– М., 1998.
6. Майбурд, Е.М. Введение в историю экономической мысли / Е.М. Майбурд.- М., 1996.
7. Нинциева Г. В., Гукасьян Г. М История экономических учений. Завтра экзамен СПб.: Питер, 2010, 176 с.
8. Титова, Н.Е. История экономических учений / Н.Е. Титова. – М., 1997.
9. Шумпетер, Й.А. История экономического анализ / Й.А. Шумпетер. – С.-Пб., 2001.
10. Эконов, В.А.: Антология экономической классики в 2 т./ В.А. Эконов., 1993.
11. Ядгаров Я. С.История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 2009, 480 с., МО РФ
Раздел II. Экономические учения нерегулируемых рыночных отношений
Тема 4. Физиократия (2ч.).
Практическое занятие № 3
Форма проведения – практическое занятие
Методы обучения – упражнение, ситуационный анализ, упражнения, конспектирование
Цель: создать условия для формирования у студентов представлений о вкладе физиократов в развитие экономической теории.
Основные понятия: физиократия, экономическая таблица, чистый продукт
Вопросы к теме:
1. Исторические причины возникновения физиократии. Ее смысл и основные идеи.
2. Экономическая таблица Ф. Кенэ.
3. Значение и надостатки физиократической теории.
Задания для самостоятельной работы:
1. В тетради начертить экономическую таблицу Ф. Кенэ, описав основные принципы составления. Критически проанализировать математическую таблицу и выписать ее недостатки.
2. Готовиться к самостоятельной работе по Разделу № 1
3. *Сравнить по самостоятельно выбранным критериям меркантилистов и физиократов
Литература:
Основная
Автономов, В.С. Кристаллазация научных знаний: XVI-XVIII в.в. / В.С. Автономов // История экономических учений / под ред. В.С. Автономова.– М., 2000.– Гл. 2.– С. 28-41.
Дополнительная
1. Агапова, И.И. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Юрист, 2000.
2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. – М., 1994.
3. Васильева Л.В., Игнатьева Г.В.История экономических учений. Конспект лекций М.:Высшее образование, 2008, 191 с..
4. Гловели Г.Д.История экономических учений. Учебное пособие для вузов. М.:Издательство Юрайт, 2011, 742 с.
5. Костюк, В.Н. История экономических учении / В.Н. Костюк.– М., 1998.
6. Майбурд, Е.М. Введение в историю экономической мысли / Е.М. Майбурд.- М., 1996.
|
|
7. Нинциева Г. В., Гукасьян Г. М История экономических учений. Завтра экзамен СПб.: Питер, 2010, 176 с.
8. Титова, Н.Е. История экономических учений / Н.Е. Титова. – М., 1997.
9. Шумпетер, Й.А. История экономического анализ / Й.А. Шумпетер. – С.-Пб., 2001.
10. Эконов, В.А.: Антология экономической классики в 2 т./ В.А. Эконов., 1993.
11. Ядгаров Я. С.История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 2009, 480 с., МО РФ
Тема 5. Классическая экономическая теория.
Практическое занятие № 4
Форма проведения – практическое занятие
Методы проведения – ситуационный анализ, упражнения, конспектирование
Цель: создать условия для формирования у студентов представлений о вкладе классической экономической школы в развитие экономической теории.
Основные понятия: классическая политэкономия, теория цены, мальтузианство, трудовая теория стоимости, теория ренты, теория доходов
Вопросы к теме:
1. Классическая школа и ее периодизация. Сущность классической политэкономии.
2. Основные представители классической политэкономии 1 этапа. У. Петти, П. Буагильбер.
3. Концепция капитализма А. Смита.
4. Основные представители классической политэкономии 3 этапа Закон народонаселения Т. Мальтуса. Неомальтузианство и его последствия. Теория ренты у Т. Мальтуса и Д. Рикардо. Динамическая модель распределения доходов Д. Рикардо. Д. Рикардо о регламентации эмиссионной деятельности банков. Теория автоматического регулирования торгового баланса.
5. Основные представители классической политэкономии 4 этапа Теория рынков и другие идеи Ж.Б.Сэя. «Великие законы» и Программа Д.С. Милля.
Задания для самостоятельной работы:
1. Выбрать любую из идей Адама Смита (кроме идеи о разделении труда)и описать в тетради, приводя конкретные факты из экономической действительности, как вы представляете себе её реализацию в современных экономических системах развитых стран (1 страница).
2. Определить свое отношение к теории народонаселения Т.Мальтуса: выделив аргументы «за» и «против» и оформив информацию в таблицу в тетради.
3. *Сравнить по самостоятельно выбранным критериям меркантилистов и классиков
|
|
Литература
Основная
1. Автономов, В.С. Классическая школа: теория стоимости и распределения / В.С. Автономов // История экономических учений / под ред. В.С. Автономова.– М., 2000.
Дополнительная
1. Агапова, И.И. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Юрист, 2000.
2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. – М., 1994.
3. Васильева Л.В., Игнатьева Г.В.История экономических учений. Конспект лекций М.:Высшее образование, 2008, 191 с..
4. Гловели Г.Д.История экономических учений. Учебное пособие для вузов. М.:Издательство Юрайт, 2011, 742 с.
5. Костюк, В.Н. История экономических учении / В.Н. Костюк.– М., 1998.
6. Майбурд, Е.М. Введение в историю экономической мысли / Е.М. Майбурд.- М., 1996.
7. Нинциева Г. В., Гукасьян Г. М История экономических учений. Завтра экзамен СПб.: Питер, 2010, 176 с.
8. Титова, Н.Е. История экономических учений / Н.Е. Титова. – М., 1997.
9. Шумпетер, Й.А. История экономического анализ / Й.А. Шумпетер. – С.-Пб., 2001.
10. Эконов, В.А.: Антология экономической классики в 2 т./ В.А. Эконов., 1993.
11. Ядгаров Я. С.История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 2009, 480 с., МО РФ