Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности

В работе Генеральной прокуратуры РФ по координации усилий правоохранительных органов в борьбе с экономическими и служебными преступлениями можно выделить три основных направления.

1.Борьба с коррупцией. В прошлом году проведено несколько обобщений следственной и судебной практики по уголовным делам о корыстных злоупотреблениях должностных лиц. Результаты обобщений обсуждены на расширенной коллегии Генпрокуратуры.

2.В соответствии с решением координационного совещания руководителей правоохранительных органов Генеральная прокуратура при активном участии МВД, ФСБ, ФСНП и ГТК подготовила проект Федеральной программы по усилению борьбы с коррупцией на 1996-1997 годы, которой недавно в несколько обновленном виде повторно направлен Президенту РФ (экземпляр проекта находится в оргкомитете конференции).

3.Борьба с разбазариванием бюджетных средств. Генпрокуратурой разработан план по реализации Указа Президента РФ «Об усилении контроля за использование средств федерального бюджета»

К числу наиболее важных мероприятий следует отнести направление указания «Об обеспечении действенности прокурорского надзора за законностью использования средств федерального бюджета: выделяемых на заработную плату и социальные выплаты».

Следует подчеркнуть, что, несмотря на исключение из законодательства нормы об уголовной ответственности за задержку выплаты заработной платы, и ныне имеются уголовно- правовые средства борьбы с этими нарушениями. Как представляется в целом ряде случаев в рассматриваемых ситуациях вполне применима ст. 201 УК РФ, предусматривающая, в частности, ответственность за использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и с целью извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан.

4. Организация надзора за исполнением законодательства об ответственности за совершение хищений посредством использования так называемых «финансовых пирамид» и совершенствование порядка возмещения ущерба, причиненного финансовыми структурами значительному числу российских граждан.

Генпрокуратура является ответственной за исполнение соответствующего поручения Президента РФ, работает в тесном взаимодействии с МВД РФ.

Одной из главных задач видится скорейшее разрешение множества уголовных дел данной категории путем применения статьи 26 УПК РСФСР в новой редакции.

Региональные особенности преступности в сфере экономической деятельности.

В настоящее время традиционно распространена экономическая преступность. Преступления против собственности составляют 2/3 всех зарегистрированных преступлений. «Ведущими» внутри данной категории являются посягательства на личную собственность.

К традиционно высокой по объективным основаниям латентной экономической преступности в последние годы добавилась искусственная латентность вследствие того, что частные собственники, в т. ч. коммерческие банки, не сообщают правоохранительным органам об известных им преступлениях, даже когда они оказываются потерпевшими от них. Правоохранительные органы пополняют искусственную латентность, не возбуждая дела о заведомых преступлениях, а оценивая их как гражданско-правовые деликты или административные правонарушения. Например, за десять последних лет в 3 раза снизилось число выявленных лиц, совершивших должностные преступления. В 1995 г. на Алтае зарегистрирован один (!) факт взятничества, в Москве - 337, в 1996 г. по всей России выявлено всего 5453 случая взятничества.

Наказуемость взяткополучателей, являющихся ответственными должностными лицами, сократилась за десятилетие более чем в 12 раз. За нарушения налогового законодательства осуждаются несколько сот виновных лиц при том, что уклонение от уплаты налогов исчисляется многими триллионами рублей.

Мощный процесс криминализации экономики в России продолжается и в первую очередь в таких ее отраслей, как бюджетно-финансовая, топливно-энергетическая, сырьевая, внешне-экономическая.

Одной из составляющей структуры российской преступности является организованная преступность. Только в 1996 г. раскрыто 26. 4 тыс. преступлений, совершенными организованными группами. Более всего их в контрабанде, незаконных сделках с валютными ценностями и т.д.

Применительно к территориальному распределению преступности по субъектам РФ отмечены значительные перепады ее уровня. Например, к регионам с относительно низкой криминальностью в 1996 г. относилась Москва, Московская обл., Башкортостан и др. (коэффициент преступности на 100 тыс. населения с 14 лет - от 1209). К регионам с высоким коэффициентом преступности относились Еврейская автономная обл., Тува и Сахалинская обл. (коэффициент 3826) и др. Тува более двух десятков последних лет стабильно относится к регионам с наиболее высоким уровнем преступности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: