Вопрос. социология религии( м.вебер, э.дюргейм) Психология рел. (З.Фрейд, До.Юнг)

К. Юнг (1875-1961 гг.), швейцарский психолог и культуролог религиозные представления рассматривал как "коллективное бессознательное". "Коллективное бессознательное, -- писал он, -- идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сходным".24 Содержание коллективного бессознательного открывается сознанию людей через архетипы, под которыми понимаются "формы и образы, коллективные по своей природе, встречающиеся практически по всей земле как составные элементы мифов и являющиеся в то же самое время автохтонными индивидуальными продуктами бессознательного происхождения".25 Они могут заявлять о себе в фантазии, в художественном творчестве, медиумическом трансе, религиозном опыте, в психических продуктах патологического характера.

К. Юнг подчеркивал спонтанную активность коллективного бессознательного. "Они не творятся индивидами, а происходят -- даже насильственно вторгаются в сознание индивида". Юнг К. был убежден, что в религии человек находит не только защиту, но и пространство для психического здоровья.

З. Фрейд, (1856-1939 гг.), австрийский психолог, невропатолог и психиатр известен своими разнообразными научными интересами, в том числе в области религии. Имея дело с человеческими страстями, удовлетворенностью или неудовлетворенностью их разрешением, Фрейд создает новое научное направление для изучения бессознательного -- психоанализ. Психоанализ -- это наука об иррациональном. Фрейд убежден, что истоки религии в самом человеке, в особенностях его внутреннего мира. Он находит новый аргумент в пользу этого суждения: -- устанавливает связь между религией и субъективными влечениями, желаниями личности. Религия понимается им как следствие неудовлетворенности желаний человека и, прежде всего, сексуальных. Ученый настойчиво разъясняет, что религия есть не что иное, как иллюзорное исполнение древнейших, сильнейших навязчивых желаний человечества, которым постоянно мешали реализоваться общество и культура своими запретами, ограничениями, подавляя эгоистические, агрессивные устремления людей, вызывая их раздражение и требуя психологического смягчения мощного давления, оказываемого на человека обществом и культурой. Исходя из этого, религия, по Фрейду, это и "массовый невроз", и "психологический арсенал культуры", и проявление различных психологических комплексов. В религии человек инстинктивно сопротивляется свой беспомощности в противостоянии с природой и общественными силами. Фрейд видел в ней "арсенал представлений, порожденных потребностью сделать человеческую беспомощность легче переносимой".23

Э. Дюркгейм (1858-1917 гг.), Т. Парсонс (1902-1986 гг.), М. Вебер по-новому поставили вопрос о социальной роли религии. Она рассматривалась как стабилизатор, интегратор общественных отношений, фактор социальных изменений. Как социальный институт религия способна моделировать общественную среду человеческой жизни. По их мнению, она придает смысл существованию и "удерживает индивидуума в социуме", устанавливая определяющие нормы и мотивы социального поведения в общественной среде, делая их абсолютно значимыми для людей. Э. Дюркгейм, на наш взгляд, вполне точно выразил особенность социологического анализа религии, сконцентрировав внимание на ее функциональной роли, которая не меняется, не зависит от исторической формы религиозного феномена. Это, по мнению ученого, говорит о бессмысленности оценки религии в категориях истины и заблуждения. "Не существует религий, которые были бы ложными, все они истинны на свой лад",что мироздание (по крайней мере в той степени, в какой оно задевает интересы людей), имеет большей частью осмысленный характер".19 М. Вебер также утверждал, что религия изображает первичную картину мира и человек, исходя из этой картины, определяет отношение к тому миру, в котором он живет. Поэтому одни религии, например буддизм, стимулируют "бегство от мира" и погружение человека в глубины собственного "Я",
16. Особенности религиозного сознания:

В религиозном сознании преобладают чувственные формы, особенно велика роль представлений. Важным компонентом религиозного сознания являются религиозные чувства – эмоциональное отношение к сверхъестественному в соединении с религиозной верой. Религиозное сознание существует посредством религиозного языка. Религиозный язык – это часть естественного (этнического) языка, с помощью которой выражаются религиозные значения и смыслы. В языке религиозное сознание реализуется в устной и письменной форме, в священных слове и тексте.Религиозное сознание имеет два взаимосвязанных уровня – обыденный и теоретический. Обыденное религиозное сознание предстает в совокупности образов, представлений, чувств, традиций непосредственно отражающей условия бытия и присущей всем верующим. Теоретическое сознание – это профессионально разрабатываемая и распространяемая система понятий, идей, концепций.

Особенности религиозного сознания:

1) тесный контроль религиозных институтов над психикой и сознанием верующих, их поведением;

2) четкая продуманность идеологии и психологических механизмов ее внедрения в сознание верующих.

Структура религиозного сознания включает религиозную идеологию и религиозную психологию.

Религиозная идеология – это более или менее стройная система понятий, идей, концепций, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации.

Религиозная идеология является результатом целенаправленной деятельности, находящей свое выражение в форме учений, фиксирующих основы религиозного миропонимания.

Религиозная психология – совокупность религиозных представлений, потребностей, стереотипов, установок, чувств, привычек и традиций, связанных с определенной системой религиозных идей и присущих всей массе верующих.

Она формируется под влиянием непосредственных условий жизни и религиозной идеологии.

Человек становится сторонником той или иной религии не от рождения, а в силу определенных причин: факторов, которые с точки зрения данной личности делают ее веру необходимой.

 

17. Особенности   религиозных организации

Важнейшей целью религиозных организаций является нормативное воздействие на их членов, формирование у них определённых целей, ценностей, идеалов. Осуществление этих целей достигается посредством выполнения ряда функций:

· выработка систематизированного вероучения;

· разработка систем его защиты и оправдания;

· руководство и осуществление культовой деятельности;

· контроль и осуществление санкций за исполнением религиозных норм;

· поддержка связей со светскими организациями, государственным аппаратом.

Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализации, одним из следствий которого является усиление системных качеств религии, появление собственной формы опредмечивания религиозной деятельности и отношений. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя, противостоящего основой массе верующих — служителей культа, которые становятся во главе религиозных институтов и которые сосредотачивают в своих руках всю деятельность по производству, трансляции религиозного сознания и регуляции поведения массы верующих.

В развитой форме религиозные организации представляют собой сложный социальный институт. Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций, также имеющих статус социальных институтов. В частности, на уровне церкви уже чётко разделяются управляющая и управляемая подсистемы. Первая подсистема включает в себя группу людей, занимающихся выработкой и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной деятельности и отношений, контролем за поведением, включающим в себя разработку и применение санкций. Управляемая подсистема включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осуществлять управление религиозной деятельностью.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: