Технология обучения рисованию с натуры в начальных классах

Рисование с натуры является одним из основных видов

учебно-творческой работы по изобразительному искусству, раскрывающим огромные возможности в изучении и эстетическом осмыслении формы, конструкции, объёма предметов, их цветовой окраски, закономерностей светотени, перспективы, композиции.

Начальные классы

Раздел «Рисование с натуры» включает в себе несколько подразделов:

─ Рисование с натуры «плоских» предметов

─ Рисование с натуры бытовых предметов простой формы

─ Рисование с натуры овощей, фруктов, цветов

─ Рисование с натуры природного пейзажа

─ Рисование с натуры животных (простых)

─ Рисование с натуры человека (без движения)

 

Среднее звено

- Рисование с натуры геометрических тел и гипсовыхорнаментов

- Рисование с натуры композициииз геом.тел (2-3 тела)

- Простые натюрморты

- Рисование с натуры интерьера и архитектурныхсооружений

─ Рисование с натуры животных (в движении)

─ Рисование с натуры человека (в движении)

С первого же занятия по разделу «Рисование с натуры» (Рисунок или живопись.) важно усвоить такие понятия как «натура» и «рисунок с натуры».

Предмет, который находится перед рисовальщиком и который изображается, называется натурой, а процесс рассматривания его и изображения, сравнения натуры с изображением и доведения до соответствия натуре называется рисованием с натуры.

Рисование с натуры, по памяти и по представлению занимает важное место в преподавании изобразительного искусства. На уроках рисования с натуры дети учатся наблюдать форму, пропорции, взаимосвязь частей (конструктивное строение), цвет предметов. У детей формируется умение свободно, без напряжения, не поворачивая листа бумаги, проводить линии в разных направлениях.

 

На уроках рисования с натуры учащиеся приобретают

Знания:

· о строении предметов

· перспективе

· композиции

·?????

Умения:

· работы акварельными и гуашевыми красками

· различать и передавать в рисунках цвета, колорит

· построения композиции

· передачи формы, конструкции и пропорции предметов

·??????

 

Восприятие и наблюдение предметов

Рисование с натуры следует начинать с организации наблюдения учащимися изображаемых объектов, чтобы научить их видеть натуру, анализировать форму, величину, строение и другие характерные признаки изображаемого предмета.

Умение анализировать предмет органично связывается с усвоением главного правила рисования – построения рисунка начинают с изображения общей формы, затем прорабатывают детали и в самом конце работы снова уточняют общее.

При переходе к самостоятельной работе учащиеся должны постоянно сравнивать с натурой свой рисунок на всех этапах. Это помогает достичь наиболее лучшего результата. Правильно организованное наблюдение, показ последовательности выполнения рисунка и, наконец, систематический анализ детских работ – вот решение важной педагогической задачи.

Требования к организации восприятия натуры

·?????????????????

· Как правило, натурные постановки располагают несколько ниже уровня зрения детей. Рисунок и натура должны быть освещены так, чтобы на них не попадала тень от фигуры рисующего и от каких-либо предметов. Рекомендуется, чтобы источник света находился вверху, несколько впереди и слева от рисующего. Обзор натуры во время рисования должен быть хорошим.

 

Типичный план урока рисования с натуры

Урок «рисование с натуры» в начальных классах можно проводить по следующему плану:

1. Постановка натуры

2. Организация наблюдения и анализ предметов постановки

3. Показ последовательности выполнения рисунка

4. Выполнение учащимися построения рисунка тонкими линиями

5. Общие замечания учителя, относящиеся к этапам последовательного выполнения рисунка

6. Проверка и исправление ошибок

7. Продолжение работы, завершение рисунка

8. Подведение итогов работы.

При выполнении этой же работы красками эта структура соответственно усложняется. Готовятся краски, объяснение последовательности работы с акварельными красками.

Задания по рисованию с натуры обычно бывают двух видов: рассчитанные на длительное исполнение (1–3 урока)и кратковременные (5 – 15 минут на набросок). Наброски и зарисовки могут выполняться в начале, в середине, в конце урока – в зависимости от целей урока и содержания. С 3 класса им может быть посвящён урок полностью. С целью развития у школьников зрительной памяти и пространственных представлений на уроках рисования с натуры следует чаще давать задания рисовать по памяти и по представлению.

Основные внимание учащихся 1 – 2 классов направляется на определение и передачу общего пространственного положения, пропорций, конструкций, цвета изображаемых объектов. Учитывая, что в 1 – 2 классах рисуют во фронтальном (профильном) положении.С 1 класса дети учатся определять и называть цвета, окрашивающие изображаемые объекты, а во 2 классе дети практически знакомятся с понятиями хроматические (красный, синий и т.д.) и ахроматические (черный, белый, серый), холодные и тёплые цвета, а также цветового тона.

В 3 классе начинается изучение закономерностей перспективы, конструкции, светотени; дети усваивают навыки изображения объёмных предметов, находящихся не только во фронтальном, но в угловой перспективе – предмет расположен углом к рисующему и имеет точки схода для сокращающихся в перспективе форм.

В 3 классе у учащихся продолжают развивать умение видеть гармоничные цветовые сочетания; используя краски, ребята познают богатство окружающего мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: