Социально-экономическая природа государственных внебюджетных социальных фондов

 

Государственные внебюджетные социальные фонды есть совокупность целевых финансовых ресурсов вне государственного бюджета, находящихся в распоряжении государственных органов власти (федеральной или территориальной), формируемых за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц в соответствии с действующим законодательством и предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное отчисление, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

 

По своей природе внебюджетные фонды есть продукт, предпосылка и метод перераспределения национального дохода в пользу тех или иных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды денежные накопления предприятий и населения для финансирования своих задач, которые признает как социально, так и экономически важными. Внебюджетные фонды государства решают две важные задачи:

 

• обеспечение финансовыми ресурсами сфер, областей, рассматриваемых по отношению к бюджетным как дополнительные, а также приоритетных сфер экономики и социальной сферы;

 

• расширение социальных услуг населению (повышение жизненного уровня,

социальная защита, сохранение и восстановления здоровья и трудоспособности, социальная ориентация населения, оказание социальных услуг населению. Первоначально внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого централизованного денежного фонда государства - бюджета, как самостоятельные централизованные накопления в виде специальных фондов. Государственная власть с расширением своей деятельности постоянно наталкивалась на ограниченность денежных ресурсов привсе возрастающих расходах. Эти средства концентрировались на особых счетах, предназначенных для определенных целей. Первоначально они носили временный характер. С выполнением государством своих задач они прекращали свое существование. В связи с этим они были подвижны как по назначению, так и по объемам мобилизуемых средств. Однако тенденция к увеличению как количества, так размеров фондов постоянно обнаруживалась. Подобная множественность целевых фондов создавала неудобства, ибо постоянно возникала потребность перераспределения.

 

Начинает обнаруживаться тенденция к унификации фондов. На основе объединения различных фондов возникает государственный бюджет, который, после одобрения законодателями, приобрел статус закона, обязательного к исполнению.

Однако природа социальных и экономических потребностей государства такова, что заявленных прежде статей сбора налогов не хватает, и возникает необходимость в переключении плательщиков налогов с одних социальных групп на другие. Введение новых налогов же нежелательно уже по психологическим основаниям.

Следовательно, в новых условиях вновь обнаруживается повышенное внимание к внебюджетным фондам, увеличивается их значимость, количество и объемы привлекаемых ресурсов.

Внебюджетные фонды имеют ряд преимуществ:

• правительства получают дополнительный источник для решения важных социальных программ;

• по своему характеру они более автономны, что требует более тщательного контроля за целевым использованием аккумулированных средств;

• возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях, например, при наличии положительного баланса.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями:

1. Выделяются финансовые ресурсы из государственного бюджета - централизованный источник;

2. Фонд сам изыскивает собственные доходы - децентрализованный путь формирования.


Бюджеты федеральных внебюджетных фондов выносятся на обсуждение и утверждение Государственной Думой и Советом Федерации в форме федеральных законов одновременно с принятием Государственного бюджета.

Создание ранее неизвестных фондов было вызвано появлением прежде отсутствующих проблем и расходов. В этих случаях правительство принимает решение по созданию специальных внебюджетных фондов. Так, в последние годы стали возникать различные экономические внебюджетные фонды. Обычно в названии фонда указывается цель его создания, и, следовательно, направление расходования средств.

Материальные ресурсы государственных внебюджетных страховых фондов представляют собой национальный доход. Практически вся совокупность внебюджетных фондов есть продукт его перераспределения. Методами организации являются специальные страховые сборы, устанавливаемые законодательной властью.

Значительное количество внебюджетных фондов формируется за счет средств центрального федерального и региональных бюджетов (Бюджетов субсчетов Федерации и местных бюджетов).

Источники внебюджетных фондов: безвозмездные субсидии из бюджетов, обязательные платежи, добровольные взносы и прочие ресурсы. Доходную часть внебюджетных фондов могут формировать и заемные средства. Если у внебюджетных фондов образуется положительное сальдо, то этот остаток может направляться на фондовые рынки для приобретения ценных бумаг, получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Существование внебюджетных фондов обуславливает сложные многоступенчатые связи между бюджетами различных уровней, а также между отдельными статьями бюджета.

Эти связи могут быть односторонними, двусторонними и многосторонними. Односторонние связи. Денежные средства идут в одном направлении-от финансовыхисточников к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов и при использовании средств фондов. Двусторонние связи. Образуются, например, при формировании фондов социального страхования. Средства идут как из бюджета, так и одновременно формируются за счет страховых взносов. Если образуется активное сальдо, то они направляются на фондовые рынки. Многосторонние связи. Фонд соприкасается с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т. е. средства движутся в разных направлениях.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: