СССР в 1985 -1991 гг. «Перестройка»

В марте 1985г. Генеральным секретарем ЦК КПСС избирается М. С. Горбачев.

К началу 80-х гг. вокруг М. С. Горбачева складывается команда молодых реформаторов (А. Н. Яковлев – будущий идеолог перестройки, Э. А. Шеварднадзе и др.). Большинство из них принадлежали к поколению «шестидесятников», людей поверивших в перемены послесталинского правления. Все они имели высшее образование, неоднократно бывали за рубежом, где имели возможность ознакомиться с принципами рыночной экономики. Они осознавали глубокий кризис советского общества и были полны решимости приступить к обновлению страны.

Вместе с тем, сильные позиции в ЦК КПСС продолжали сохранять прежние соратники Л. И. Брежнева и К. У. Черненко, которые придерживались консервативных взглядов и не хотели значительных перемен в советском обществе. В этих условиях вполне логичной была избранная М. С. Горбачевым политика постепенных, незначительных на первых порах перемен.

В условиях монопольного господства в обществе одной партии – КПСС, наличия мощного репрессивного аппарата, десятилетиями подавлявшего всякую инициативу «снизу», реформы могли начаться только «сверху». В этом заключалась особенность начатых в стране преобразований.

Начавшаяся в 1985г. реорганизация советского общества проходила под тремя лозунгами: «гласность», «ускорение», «перестройка». Гласность понималась как здоровая критика существующих недостатков социализма и его ценностей и была призвана обновить государственную идеологию, потерявшую всякое доверие общества и ставшую препятствием для развития страны. «Ускорение» определялось как ускорение темпов развития экономики. Третий лозунг «перестройка» понимался как настоящая «реконструкция» всего здания советского общества в целом и был наиболее важным. 

На первом этапе перестройки (1985-1988) советское руководство сосредоточило основные усилия на проведении экономической реформы.

Ядром экономических преобразований стал провозглашенный на апрельском 1985

г. Пленуме ЦК КПСС новый стратегический курс на ускорение социальноэкономического развития страны. Он предусматривал преодоление обозначившегося технического и технологического отставания СССР от развитых стран за счет ускорения научно-технического прогресса и технического перевооружения промышленности, прежде всего, машиностроения таким образом, чтобы в 1990 г. 90 % его продукции соответствовали мировому уровню. Тем самым предполагалось добиться в короткие сроки подъема экономики и получить необходимые ресурсы для осуществления других реформ. В то же время правительство М. С. Горбачева не имело какой-либо четкой программы действий. В стране длительное время не проводилось глубоких экономических преобразований, отсутствовал опыт проведения реформ. Зарубежный же опыт реформаторы не использовали по «идеологическим» соображениям. К тому же довольно быстро выяснилось, что в условиях господства командно-административной системы управления осуществить быстро и в короткие сроки глубокие преобразования было невозможно. Номенклатура, державшая в своих руках все нити управления страной, в том числе экономикой, в массе своей не желала никаких перемен и оказывала сопротивление начатым центральным руководством преобразованиям. В итоге лозунг ускорения социально-экономического развития страны во многом так и остался лишь лозунгом, а вскоре и вовсе был забыт.

Неудача первых реформ вынудила руководство страны в июне 1987г. принять решение о проведении в стране радикальной экономической реформы. Основная ее цель заключалась в реорганизации государственного сектора экономики, переводе его на новые условия функционирования, в которых главная роль отводилась бы рынку и товарноденежным отношениям. Другим направлением экономической реформы было расширение сферы деятельности частного сектора. С этой целью Верховным Советом СССР был принят ряд законов, юридически обосновывающих перемены: о государственном предприятии, о кооперации, об индивидуальной трудовой деятельности. В условиях господства государственной собственности на средства производства наиболее важным стал «Закон о государственном предприятии», который вводил новые принципы: хозрасчет и самофинансирование. Вместо всеохватывающего планирования вводилась система госзаказов, за которые предприятия должны были бороться на конкурсной основе. Тем самым предполагалось повысить между предприятиями конкурентную борьбу, которая в свою очередь должна была повысить качество выпускаемой ими продукции.

Экономическая реформа не была достаточно радикальной и носила во многом компромиссный характер, свидетельствующий о сильных позициях в окружении М. С. Горбачева консервативных сил. Ее реализация с самого начала оказалась невозможной в силу высокой степени монополизации и сохранения директивной системы управления. В связи с тем, что государство оставалось главным заказчиком в промышленности, оно почти полностью покрывало госзаказом производственные мощности предприятий, оставляя за ними только ограниченные возможности для коммерческой деятельности. Закон о государственном предприятии не освободил предприятия от диктата отраслевых министерств. Кроме того, правительство не решилось на проведение наиболее важной части экономической реформы – реформы ценообразования, при которой цены на производимую продукцию устанавливало бы не государство, а рынок, так как опасалось, что это приведет к росту в стране цен и падению уровня жизни значительной части населения. Более того, рынок неизбежно привел бы к разорению и закрытию десятков тысяч предприятий и появлению многомиллионной армии безработных. Вместо того, чтобы пойти на этот шаг и закрыть нерентабельные и неконкурентноспособные предприятия, тяжелым бременем ложившиеся на экономику и мешавшие ее развитию, правительство продолжало поддерживать их большими субсидиями, которые позволяли им избежать банкротства и увольнения разросшегося персонала (главным образом, административного). Таким образом, вместо того, чтобы поставить во главу угла рынок и товарно-денежные отношения, правительство М. С. Горбачева фактически сохранило в экономике прежние командно-административные методы управления. 

Не принесла желаемого результата и введенная на предприятиях с целью повышения качества продукции государственная приемка. Ее итогом стало сокращение заработков миллионов рабочих, поскольку повсеместно обнаружившееся несоответствие изделий «стандартам качества» лишило их начислявшихся прежде премий.

Не оправдалась надежда правительства на развитие кооперативного движения, которое должно было стимулировать интерес народа к труду, с одной стороны, а с другой – повысить материальный уровень населения за счет внебюджетных средств. Отсутствие нормативной базы, которая регулировала бы деятельность этого сектора экономики и обеспечивала бы новые налоговые поступления привело к тому, что в кооперацию потекли деньги из «теневой экономики», началась их «отмывка». Как результат – этот сектор экономики быстро криминализировался. К тому же значительная часть сельского населения относилась к появлению кооператоров враждебно, т. к. считала их «новыми кулаками».

Огромное сопротивление проведению экономической реформы оказывал бюрократический аппарат, для которого она представляла смертельную угрозу для всех его привилегий и выгод от занимаемого положения.

Неудача с преобразованиями в экономической сфере подтолкнула реформаторское руководство страны на втором этапе перестройки (1988-1991) к осуществлению политической реформы общества. Началом политических преобразований стало провозглашение политики гласности – открытого обсуждения острых проблем экономики и политики в средствах массовой информации. Вместе с тем, руководство партии и страны изначально стремилось установить ее предельные рамки. Сам М. С. Горбачев понимал под гласностью здоровую критику существующих недостатков социализма, но считал, что она не должна подрывать сам социализм и его ценности. В июле 1988г. XX Всесоюзная партийная конференция подтвердила, что «гласность не должна наносить ущерба интересам государства, общества и правам человека».

В целях оздоровления общественного сознания правительство существенно смягчило цензуру в средствах массовой информации. Была разрешена публикация произведений диссидентов. Открылись периодические издания различной идейной направленности. 

Стало возможным открыто говорить то, что десятилетиями находилось под запретом. Впервые открыто в стране зазвучали голоса о необходимости построения правового государства, повороте власти лицом к человеку, установлении приоритета прав человека. Однако вскоре выяснилось, что власть фактически не имела механизмов, которые регулировали бы общественное сознание. Общество не только хотело знать замалчивавшиеся ранее страницы прошлого; в гораздо большей степени его интересовало настоящее и будущее страны. Процесс деидеологизации быстро вышел из границ, очерченных для него его создателями. На страницы массовой информации были выплеснуты практически все негативные факты и тенденции, накопившиеся за весь период развития советского общества. Ставшие достоянием гласности подробности жизни советской и партийной элиты, которые контрастом смотрелись на фоне бедной жизни подавляющего большинства советских людей, привели в шок значительную часть населения. Результатом политики гласности стало пробуждение общественного сознания миллионов людей. Началась стремительная политизация и идеологизация общества, которое раскололось как на сторонников продолжения реформ, так и на их противников, выступивших в защиту «попранных» перестройкой устоев социализма.

Продолжавшийся в стране экономический кризис и связанное с ним ухудшение жизни населения способствовали обострению межнациональных отношений. Наиболее радикальным проявлением их стали межэтнические конфликты в Грузии между грузинами и проживавшими на территории этой республики азербайджанцами, в Нагорном Карабахе – между армянами и азербайджанцами, в Северной Осетии – между осетинами и ингушами и др. Причем некомпетентное вмешательство центрального правительства нередко только усугубляло положение.

Обозначившийся еще в 70-е гг. кризис советской политической системы со всей очевидностью поставил вопрос о необходимости перестройки политической системы в СССР. Правительство М. С. Горбачева рассчитывало таким образом обновить облик советской политической системы, чтобы она вновь стала привлекательной для большинства населения. С этой целью предполагалось передать часть функций исполнительной власти от КПСС Советам и общественным организациям. В то же время КПСС как основной стержень этой системы должна была сохранить ведущее положение. 

Важная роль в решении политических проблем отводилась принятию «Новой редакции» программы партии, обсуждению которой была посвящена работа XXVII съезда КПСС (1986г.). Принятая на съезде новая редакция Программы партии сняла противоречие между построением коммунизма и реальностью. Съезд поставил в политической сфере задачу проведения определенных демократических преобразований, в частности, изменений в выборной системе общества.

На собравшейся в июне 1988г. XIX Всесоюзной партийной конференции были внесены проекты конституционной реформы. М. С. Горбачев предложил создать новый высший орган власти – Съезд народных депутатов, который в будущем должен был сформировать из своего состава профессионально действующий парламент – Верховный Совет СССР. Открывшийся 25 мая 1989г. в Москве I Съезд народных депутатов СССР взял всю полноту власти в свои руки. На съезде был сформирован первый в истории страны профессионально работающий двухпалатный парламент – Верховный Совет СССР, председателем Президиума которого был избран М. С. Горбачев.

Ухудшение экономической и политической ситуации в стране, ставшее особенно заметным к осени 1989г., вызвало кризис доверия реформаторскому руководству страны. Авторитет власти упал. Страну захлестнула волна митингов, на которых все отчетливее звучала критика действий как самого М. С. Горбачева, так и коммунистической партии, от лица которой проводились реформы. Многим была очевидна неспособность правительства М. С. Горбачева изменить ситуацию к лучшему. В этих условиях раскол КПСС стал неизбежен. Консервативно настроенные круги партии требовали от М. С. Горбачева принятия жестких мер по наведению в стране порядка и предотвращению распада государства. Им противостояли реформаторы, которые выступали за продолжение начатых в стране преобразований. Однако они в свою очередь также оказались расколотыми. Многие сторонники реформ были разочарованы способностью КПСС возглавить начатые преобразования. Многие из них стали воспринимать партию не как двигатель, а как тормоз реформ. Об этом свидетельствовало и число выбывших из КПСС: 1985г. – 157,3 тыс., 198 г. – 172,1, 1987г. – 154,7, 1988г. – 167,7, 1989г. – 211,7 тыс. человек. Ряды партии покинули такие видные деятели, как: Б. Н. Ельцин, Г. Х. Попов, А. А. Собчак, выступавшие за проведение более радикальных изменений. Во многом благодаря критике действий партийного руководства и проводимого правительством М. С. Горбачева курса реформ виюне 1990г. Б. Н. Ельцин в результате всенародного голосования был избран первым Президентом России.

В этих условиях остро встал вопрос о месте и роли КПСС в будущем страны. На II Съезде народных депутатов СССР в декабре 1989г. группа оппозиционно настроенных депутатов (Межрегиональная депутатская группа, в которую первоначально входили академик А. Д. Сахаров, Б. Н. Ельцин) поставила вопрос об исключении из Конституции СССР статьи 6-й, которая законодательно закрепляла монополию КПСС на власть в стране. Это требование было реализовано в марте следующего 1990г. на внеочередном III Съезде народных депутатов, исключившем 6-ю статью из Конституции СССР. Партия изъявила готовность бороться за сохранение положения правящей в рамках демократического процесса. Однако это мало изменило ситуацию, так как начался процесс распада самой КПСС.

С 1990г. в стране ускорились процессы формирования многопартийной системы. Появился ряд некоммунистических партий. Среди них «Демократический Союз» во главе с В. И. Новодворской, Либерально-демократичекая партия (В. В. Жириновский), Демократическая партия (Н. Травкин).

Приступая к проведению глубоких преобразований внутри страны, советское руководство стремилось создать для них благоприятные внешнеполитические условия. Внешняя политика СССР этого времени проходила в русле доктрины, получившей название «новое политическое мышление».  

Исходя из новой доктрины перед внешней политикой СССР стояли следующие задачи: 1) добиться прорыва международной изоляции страны; 2) за счет нормализации отношений с США и капиталистическим блоком создать условия, позволяющие прекратить разорительную для СССР гонку вооружений; 3) расширить экономические связи со всеми государствами, не отдавая больше предпочтения государствам социалистической ориентации. Особое внимание при достижении этих задач уделялось приоритету мирных средств в решении глобальных проблем, признанию общечеловеческих ценностей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: