Как с домочадпами угощать благодарно приходящих в твой дом

 

Перед началом трапезы прежде всего священники славят Отца и Сына и святого Духа, потом деву Богородицу и вынимают освящен­ный хлеб, а по окончании трапезы освященный хлеб выставляют и, помолясь, как должно вкушают и освященную чашу пречистой Бого­родицы пьют. Потом же пусть ска­жут о здравии и заупокой. И если едят в благоговейном молчании или за духовной беседой, тогда им не­видимо ангелы предстоят и запи­сывают дела добрые, а еда и питье тогда в сладость. Если же станут еду и питье хулить, точно в отбро­сы сразу превращается то, что едят. А если при этом грубые и бесстыд­ные речи звучат, непристойные срамословия, смех, забавы разные или игра на гуслях и всякая музы­ка, пляски и хлопание в ладоши, и прыжки, всякие игры и песни бе­совские, — тогда, словно дым отго­няет пчел, отойдут и ангелы божьи от этой трапезы и непристойной беседы. А бесы возрадуются и на­летят, свой час улучив, тогда и тво­рится все, что им хочется: бесчин­ствуют за игрой в кости и в шах­маты, всякими бесовскими играми тешатся, дар Божий — еду и питье, и плоды земные — на посмешище бросят, прольют, друг друга коло­тят, обливают, надругаясь всячески над Божьим даром, а бесы записы­вают эти дела их, несут к сатане, и вместе радуются они по гибели христиан. Но все такие деяния предстанут в день Страшного суда: о, горе — творящим такое! Когда иудеи сели в пустыне есть и пить и, объевшись и упившись, начали веселиться и блуд творить, тогда земля поглотила их — двадцать ты­сяч и три тысячи. О, устрашитесь тем, люди, и творите волю Божью так, как в законе писано; от тако­вого злого бесчинства сохрани, Господь, всякого христианина. Есть и пить вам во славу Божию, не объедаться, не упиваться, пустых речей не вести.

Когда перед кем-то ставишь ты еду и питье и всякие яства, или же перед тобою поставят их, хулить не следует, говоря: «это гнилое» или «кислое», или «пресное», или «со­леное», или «горькое», или «про­тухло», или «сырое», или «перева­рено», или еще какое-нибудь пори­цание высказывать, но подобает дар Божий — любую еду и питье — похвалить и с благодарностью есть, тогда и Бог придает пище бла­гоухание и превратит ее в сладость. А уж если какая еда и питье нику­да не годятся, накажи домочадцев, того, кто готовил, чтоб наперед по­добного не было.

Из Евангелия. Когда позовут те­бя на пир, не садись на почетном месте, вдруг из числа приглашен­ных будет кто-то тебя почетнее, и подойдет к тебе хозяин и скажет: «Уступи место!» — и тогда придет­ся тебе со стыдом перейти на по­следнее место. Но, если тебя при­гласят, сядь войдя на последнее ме­сто, и когда придет пригласивший тебя и скажет тебе: «Друже, садись выше!» — тогда почтут тебя ос­тальные гости. Как и всякий, кто возносится — смирится, а смирен­ный вознесется.

А к этому добавь еще: когда при­гласят тебя на пир, не упивайся до страшного опьянения и не сиди допоздна, потому что во многом питии и в долгом сидении рождается брань и свора и драка, а то и кровопролитие. И ты, если здесь находишься, хоть не бранишься и не задираешься, в той брани и драке не будешь последним, но первый: ведь долго сидишь, дожи­даешься этой брани. И хозяин с этим — к тебе упрек: спать к себе не идешь, а его домочадцам нет и покоя и времени для других гостей. Если упьешься допьяна, а спать к себе не идешь — не едешь, тут и уснешь, где пил, останешься без присмотра, ведь гостей-то много, не ты один. И в этом твоем перепое и небрежении изгрязнишь на себе одежду, а колпак или шапку поте­ряешь. Если же были деньги в мошне или в кошельке, их выта­щат, а ножи заберут — и вот уж хозяину, у которого пил, и в том по тебе кручина, а тебе тем более: и сам истратился, и от людей позор, скажут: там, где пил, тут и уснул, кому за ним присмотреть, коли все пьяны? Видишь сам, какой и позор и укор и ущерб тебе от чрезмерно­го пьянства. Если уйдешь или уе­дешь, а выпил все же порядочно, то по пути уснешь, не доберешься до дому, и тогда пуще прежнего по­страдаешь: снимут с тебя и одежду, все отберут, что при себе имеешь, не оставят даже сорочки. Итак, ес­ли не протрезвишься и до конца упьешься, я скажу так: тело ли­шишь души. Спьяну многие от ви­на умирают и замерзают в пути.

...А хозяин дома (или слуги его) должен подавать всем есть и пить или за стол, или послать в другой дом, разделив по достоинству и по чину, и по обычаю. От большого стола посылают блюда, от осталь­ных не бывает; за любовь да вер­ную службу — пусть как положено всех оделят, и о том поощрения просят.

А от стола или от трапезы еду и питье тайно выносить или высы­лать, без разрешения и без благо­словения — святотатство и самовольство, таких людей всегда осуж­дают.

Когда поставят перед тобой раз­личные яства и пития, но если кто-то знатнее тебя из приглашенных будет, не начинай есть раньше его; если же почетный гость ты, то под­несенную пищу начинай есть пер­вым. У иных боголюбцев обильно бывает еды и питья, и все, что ос­танется нетронутым, убирают, по­том еще пригодится — послать или дать. Если же кто, бесчувствен и неискусен, не учен и невежда, без рассуждений все блюда подряд по­чинает, уже насытясь и не желая есть, не заботясь о сохранении блюд, такого обругают и высмеют, он обесчещен перед Богом и людь­ми.

Если случится приветить приез­жих людей, торговых ли, или ино­земцев, иных гостей, званых ли, Богом ли данных: богатых или бед­ных, священников или монахов, — то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. С любовью и благодарностью, ласковым словом каждого из них почтить, со всяким поговорить и добрым словом при­ветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с добрым приветом, а иным и по­слать чего-нибудь, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать. Если какие из них ждут в сенях или сидят на дворе — и тех на­кормить-напоить и, за столом сидя, не забыть высылать им еду и питье. Если есть у хозяина сын или вер­ный слуга, пусть бы и он бы при­сматривал всюду и всех бы почтил и добрым словом приветил, и нико­го б не ругал, не обесчестил, не опозорил, не высмеял, не осудил, чтобы ни хозяину, ни хозяйке, ни детям их, ни слугам не нанес осуж­дения.

А если гости или гостьи между собой разругаются — их унимать осторожненько, а кто уже не в се­бе — бережно препроводить его ко двору его и от всякой драки по пу­ти уберечь; признательно и благо­дарно, накормив-напоив, с честью и отправить — это и Богу в дар, и добрым людям — в честь. Отнесись и к нищим милостиво и душевно — с того тебе будет от Бога награда, от людей же добрая слава.

Когда угощаешь или поминаешь родителей в монастыре, поступай точно так же: кормить и поить и милостыню раздавать по силе воз­можности, за здравие и за упокой. Если же кто сначала накормит, на­поит и одарит, но потом обесчестит и изругает, осудит и высмеет, или заочно ославит, или местом обой­дет, или, не накормив да облаяв, еще и ударит, а потом и выгонит со двора, или слуги его обесчестят ко­го-то, — тогда такой стол или пир на утеху бесам, а Богу во гнев, и средь людей и позор и ярость, и вражда, а обиженным - срам и оскорбление. Безрассудным таким хозяину и хозяйке и слугам их — грех от Бога, от людей неприязнь и укор, а от бедных людей еще и проклятье, и порицание. Если кого не накормишь, спокойно объясни, не облаяв и не побив, и не обес­честив, вежливо отпусти, отказав. А пойдет со двора кто, жалуясь на хозяйское невнимание, так учти­вый слуга вежливо гостюшке про­говорит: «Не прогневайся, батюш­ка, много гостей у хозяев наших, не поспели тебя употчивать», — то­гда они первыми бьют тебе челом, лишь бы ты на них не сердился. А по завершении пира должен слуга рассказать хозяину о госте, кото­рый ушел, а если гость мужный, так сразу и сказать господину, а уж тот как захочет.

 

19. Как воспитать своих детей в поучениях разных и в страхе Божьем

А пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху Божию и вежливости и всякому порядку. А со временем по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец — сыно­вей, а мать дочерей, кто чего дос­тоин, какие кому Бог способности даст. Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и по­учая, а не то, разобравшись, и по­колотить. Наказывай детей в юно­сти — упокоят тебя в старости тво­ей. И хранить, и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Если же дети согреша­ют по отцовскому или материнско­му небрежению, о таковых грехах и ответ им держать в день Страш­ного суда. Так что если дети, ли­шенные наставлений отца и мате­ри, в чем согрешат или зло сотво­рят, то отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и на­смешка, дому убыток, а себе самим скорбь, от судей же позор и пеня. Если же у богобоязненных родите­лей, рассудительных и разумных, дети воспитаны в страхе Божьем и в добром наставлении, и научены всякому знанию и порядку, и ре­меслу, и рукоделию, — такие дети вместе с родителями своими Богом будут помилованы, священниками благословлены и добрыми людьми похвалены, а вырастут — добрые люди с радостью и благодарностью женят сыновей своих на их доче­рях или, по Божьей милости и под­бирая по возрасту, своих дочерей за сыновей их выдадут замуж. Если же из таковых какое дитя и возь­мет Бог после покаяния и с причащением, тем самым родители при­носят Богу непорочную жертву и как вселятся такие дети в чертоги вечные, то имеют дерзновение у Бога просить милости и прощения грехов также и для своих родителей.

 

20. Как воспитать дочерей и с приданым замуж выдать.

 

Если дочь у кого родится, благо­разумный отец, который торговлей кормится — в городе ли торгует или за морем, — или в деревне пашет, такой от всякой прибыли откладывает на дочь (и в деревне так же) или животинку растят ей с приплодом, или из доли ее, что там Бог пошлет, купят полотна и хол­стов, и куски ткани, и убрусы, и уборы, и мониста, и утварь цер­ковную, и посуду оловянную и медную и деревянную, добавляя всегда понемножку, каждый год, как сказано, а не вдруг, себе в убыток. И всего даст Бог, будет полно. Так дочь растет, страху Бо­жью и знаниям учится, а приданое ей все пребывает. Только лишь за­муж сговорят — отец и мать могут уже не печалиться: дал Бог, всего у них вволю, в веселии и радости пир у них будет. Если же отец и мать не запасливые для дочери своей, по сказанному здесь, ничего не приготовили, и доли ее никакой не выделили, лишь станут замуж ее отдавать — тотчас же кинутся по­купать все, так что скорая свадьба у всех на виду. И отец и мать падут в печаль от свадьбы такой, ведь ку­пить все сразу — дорого. Если же по Божьей воле дочь преставится, то поминают ее приданым, по душе ее сороков уст, и милостыню раз­дают. А если есть и другие дочери, таким же образом заботиться и о них.

 

21.Как детей учить и страхом спасать.

 

Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости тво­ей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия, если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смер­ти. Если дочь у тебя, на нее на­правь свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не по­срамишь лица своего, если в по­слушании дочери ходят, и не твоя вина, если по глупости нарушит она свое девство, и станет известно знакомым твоим в насмешку, и то­гда посрамят тебя перед людьми. Ибо если выдать дочь свою беспо­рочной — словно великое дело со­вершишь, в любом обществе бу­дешь гордиться, никогда не страдая из-за нее. Любя же сына своего, учащай ему раны — и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоб­рожелателей сможешь им похва­литься, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благослове­ние. Понапрасну не смейся, играя с ним: в малом послабишь — в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою. Так не дай ему воля в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, воз­мужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болез­нью души, и разорением дома, по­гибелью имущества, и укором со­седей, и насмешкой врагов, и пе­ней властей, и злою досадой.

Если воспитаешь детей своих в страхе Божьем в поучении и на­ставлении, и до возмужания их со­хранишь в целомудрии и в чистоте телесной, законным браком их со­четаешь, благословив, и обеспе­чишь всем, и станут наследниками имения твоего, и дома, и всего твоего прибытка, который имеешь, то упокоят они тебя в твоей ста­рости, а после смерти вечную па­мять отслужат по родителям своим, и да и сами благословенны пребу­дут вовеки, и великую награду по­лучат от Бога в сей жизни и в бу­дущей, если живут они по запове­дям Господним.

Василия Кесарийского поуче­ние юношам. Следует оберегать душевную чистоту и телесное бес­страстие, имея походку кроткую, голос тихий, слово благочинно, пищу и питье не острые; при стар­ших — молчание, перед мудрей­шим — послушание, знатным — повиновение, к равным себе и к младшим — искреннюю любовь; нечестивых, плотских, любостраст­ных людей избегать, поменьше го­ворить да побольше смекать, не дерзить словами, не засиживаться в беседах, не бесчинствовать сме­хом, стыдливостью украшаться, с распутными бабами не водиться, опустив очи долу, душу возносить горе, избегать прекословия, не стремиться к высокому сану, и ни­чего не желать, кроме чести от всех. Если же кто из вас сможет другим помочь, тот и Господа спо­добится награды и вечных благ на­слаждения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: