Особенности развития моторики здоровых детей и детей, страдающих детским церебральным параличом

Введение

Детский церебральный паралич - заболевание мозга, начинающееся в период внутриутробного развития, в период родов или новорожденности. Заболевание продолжается в течение многих лет, чаще всего - в течение всей жизни.

Детский церебральный паралич возникает под влиянием различных экзо и эндогенных вредностей на организм эмбриона, плода или новорожденного, т. е. это заболевание полиэтиологическое. В центре клинической картины детского церебрального паралича лежат двигательные расстройства (параличи, парезы, гиперкинезы, атаксия и др.), нарушения речи и психики. Клинические проявления детского церебрального паралича полиморфны, они зависят от характера, степени нарушения развития и патологического состояния мозга в целом и преимущественно тех или иных его систем.

В силу сочетания недоразвития и патологии развития моторики особенно значимыми и сложными оказываются нарушения регуляции тонуса мышц - по типу спастичности, ригидности, дистонии, гипотонии. Нарушения регуляции тонуса мышц, особенно на ранних стадиях заболевания, тесно связаны с патологией развития тони­ческих и установочных рефлексов, формированием на этой основе патологических синергии.

По мере развития заболевания на основе этих нарушений формируются вторичные изменения в мышцах, костях и суставах - контрактуры, деформации, возникают сколиоз и кифосколиоз, оформляется патологический двигательный стереотип.

Задержка и патология развития мозга могут проявляться и в нарушении психического развития. По данным различных авторов, задержка психического развития наблюдается у 40-50% детей, страдающих детским церебральным параличом, недоразвитие его по типу олигофрении - у 20-25% детей и лишь 20-25% детей имеют нормальное развитие интеллекта. У 75% детей в той или иной форме нарушена речь.

Многообразие клинической картины заболевания приводит к тому, что построение дифференцированной восстановительной терапии требует определенных знаний о развитии нервной системы в условиях нормы и патологии, особенностях этой патологии на разных возрастных этапах и т. д.

В сложный комплекс восстановительной терапии детского церебрального паралича входят: медикаментозная терапия, работа по становлению познавательной деятельности и речи, лечебная физкультура, массаж, ортопедический режим и протезирование, при необходимости- хирургическое лечение, а также физиотерапевтическое лечение и трудотерапия.

Задачей настоящей работы является изложение основных принципов и методов лечебной физкультуры при детском церебральном параличе, приемов обычного и точечного массажа, описание различных приспособлений, способствующих становлению установочных рефлексов и произвольной моторики детей с церебральными параличами, а также изложение некоторых форм ортопедического режима при этом заболевании.

Все эти мероприятия являются важнейшими элементами комплекса восстановительной терапии, однако их эффективность будет максимальной при соблюдении двух условий.

Во-первых, проведение медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию развития мозга в целом, стимуляцию процессов миелинизации нервных волокон, подавление патологической активности структур, контролирующих тонические стволовые рефлексы, усиление активности компенсаторных процессов в нервной системе.

Медикаментозная терапия в каждом случае должна быть индивидуальной, исходить из формы заболевания, его стадии, соматического состояния ребенка.

Во-вторых, всю работу по становлению двигательных функций следует проводить на фоне постоянной и систематической работы по коррекции психических и речевых функций.

Лечебная физкультура, массаж (точечный и обычный), ортопедический режим, специальные приспособления являются обязательными компонентами комплекса восстановительной терапии на каждой стадии заболевания и при каждой его форме, но удельный вес их и методы неодинаковы в ранней стадии, начальной резидуальной и поздней резидуальной стадиях болезни.

Так, у детей с ранней стадией детского церебрального паралича общий и точечный массаж и ортопедические укладки играют ведущую роль в комплексе восстановительной терапии; лечебная физкультура, направленная на становление врожденных двигательных рефлексов, проводится с помощью пассивных движений.

В начальной резидуальной стадии болезни, когда тонические шейные и лабиринтные рефлексы и патологические синергии, все более и более нарастающие, опре­деляют формирование патологического двигательного стереотипа, точечный массаж в сочетании с определенными приемами лечебной физкультуры является необходимым элементом комплекса, направленного на устранение влияния этих рефлексов и синергии.

Лишь после расслабления мышц, нормализации их тонуса становится возможной работа над становлением установочных рефлексов и произвольной моторики.

В этой стадии комплекс: точечный массаж, специальные приемы лечебной физкультуры и приспособления, описанные ниже, в равной степени необходим для ста­новления двигательной сферы. В лечебной физкультуре преобладает элемент пассивных и пассивно-активных движений.

В поздней резидуальной стадии первой степени, когда оформляются органические контрактуры и деформации в отдельных суставах, порочные установки туловища и конечностей, точечный массаж должен предшествовать всем упражнениям, направленным на расслабление мышц и формирование активных движений тела. Активная корригирующая лечебная физкультура выступает в этой стадии на первое место.

Чрезвычайно большую роль играют и физиотерапевтические процедуры, направленные на коррекцию афферентации, а следовательно, на коррекцию импульсов, поступающих в центральные структуры двигательного анализатора. Для этого применяют терапию импульсным током, электрофорез с лидазой на область суставов, амплипульс и т. д. Для улучшения трофических функций и нормализации деятельности сосудов мозга ис­пользуют электрофорез методом «воротника» по Щербаку. Особенно эффективны лечебная физкультура и массаж, проводимые в этой стадии заболевания, на фоне бальнеологического и грязевого лечения, под влиянием которых улучшаются трофика тканей и кровообращение.

Мероприятия ортопедического характера - оперативные вмешательства, лечение гипсовыми поэтапными повязками - проводят также преимущественно в этой стадии заболевания и обязательно комбинируют с лечебной физкультурой, массажем и медикаментозной терапией.

Прибегать к хирургическим вмешательствам следует с большой осторожностью, после того как были применены все методы консервативной терапии и ортопедического режима.

В конечной резидуальной стадии второй степени, т. е, когда развиваются множественные контрактуры, неисправимые массивные деформации, приводящие к полной или почти полной обездвиженности ребенка, терапевтические мероприятия, направленные на становление моторики, практически бесполезны. Как правило, у этих детей глубоко задержано психическое и речевое развитие.

Умелое сочетание всех форм восстановительной работы на всех стадиях заболевания, за исключением последней, правильное использование всех видов массажа и лечебной физкультуры в этом комплексе являются залогом эффективной реабилитационной терапии детского церебрального паралича.

Глава

Особенности развития моторики здоровых детей и детей, страдающих детским церебральным параличом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: