Протокол сеанса индивидуальной сказкотерапевтической песочной терапии

Ф.И._______________________ Дата _______________________

Выбран песок - сухой, влажный (подчеркнуть)

Состояние пациента (возбужден, утомлен, тре­вожен и пр.) _______________________

Тема песочной картины _______________________

Выбор фигурок

Песочный лист

     
     

Особые пометки, замечания_____________

 

Протокол группового сеанса сказкотерапевтической песочной терапии

________ г.    Тема________________

Качественный анализ

 

 

 

 

  Ф.И. Ф.И. Ф.И. Ф.И.
Цвет        
Состоя­ние        

Особен­ности поведе­ния

       
       
       
       

Выбор фигурок

       
       

Количественный анализ по 10 бальной шкале. Балл «5» показывает отсутствие явной выраженности качества. Баллы 0, 1 и 9, 10 задают систему отсчета, символизируют гипервыраженность качества и обычно не выставляются.

агрессивность 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10   миролюбие

тревожность - спокойствие

комформизм - лидерство

отстраненность - вовлеченность

стереотипность - креативность

индивидуализм - сотрудничество

ригидность - гибкость

Стиль ситуативной коммуникации

1. Сотрудничество

2. Конфронтация

3. Ассимиляция

4. "Параллельная игра"

5. "Борьба за территорию"

6. Другое__________

СТИЛЬ СИТУАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Стиль ситуативной коммуникации (ССК) отражает общий характер взаимодействия вокруг песочницы. В за­висимости от того, каким образом вели себя участники группы по отношению друг к другу, мы определяем ССК как со­трудничество, конфронтация, ассимиляция, "параллельная игра", "борьба за территорию". Если ни один из выделен­ных стилей не отражает наблюдаемое Вами, можно вписать Ваше определение ССК в графу "другое".

СОТРУДНИЧЕСТВО

Если в песочнице все участники группы слушали друг друга; тот, кто предлагал свою идею, был выслушан; члены группы уважали друг друга — мы можем говорить о СО­ТРУДНИЧЕСТВЕ.

КОНФРОНТАЦИЯ

Если в группу "попали" два или более лидера; наблюдалось открытое или скрытое противостояние, напряжение; даже раз­разился конфликт —группа спонтанно разделилась на подгруп­пы, — скорее всего, Вы наблюдаете стиль КОНФРОНТАЦИИ. АССИМИЛЯЦИЯ

Если мы видим песочную картину с единым центром; предложения участников группы как будто объединились в одну общую идею; "территории" членов группы не выделе­ны, размыты; все подчинены одной идее и царит полное взаимопонимание — это стиль АССИМИЛЯЦИИ.

"ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ИГРА"

В этом случае на песочной картине можно увидеть не­сколько "параллельных миров" — автономных стран, кото­рые друг другу не мешают. Иногда между ними есть средства коммуникации (дороги, мосты, проходы), а иногда они отсутствуют вообще. Бывает, что два члена группы находятся между собой в конфронтации, а другой (или двое других) спокойно строят свои "Сказочные страны". Если Вы наблю­даете именно это, можно отметить два стиля ситуативной коммуникации: конфронтация и "параллельная игра". Иногда тот, кто ведет "параллельную игру", потихоньку может захватывать территории спорящих.

"БОРЬБА ЗА ТЕРРИТОРИЮ"

В этом случае участники группы прежде всего стремятся захватить территории друг друга. Они уже не выясняют друг у друга, "кто самее", как в случае конфронтации. Идет борь­ба за власть и территорию, сопровождающаяся агрессивны­ми вспышками и конфликтами.

Важно, чтобы наблюдение за ССК в одной группе заня­ло не менее 3—5 сеансов. Если все это время ССК сохранял­ся — можно говорить о его устойчивости, неситуативности.

Наиболее деструктивный ССК — "борьба за террито­рию".

 

ИЗОТЕРАПИЯ

Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в пер­вую очередь рисованием, используется в настоящее время для пси­хологической коррекции клиентов с невротическими, психосома­тическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обу­чении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах.

Материалы:

1) краски, карандаши, восковые мелки, пастель;

2) для создания коллажей или объемных композиций исполь­зуются журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесь­ма, веревочки,текстиль;

3) природные материалы — кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки;

4) для лепки — глина, пластилин, дерево, специальное тесто;

5) бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;

6) кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч.

Качество материалов должно быть достаточно высоким, так как в противном случае может снизиться ценность самой работы и ее результатов в глазах клиентов.

При восприятии продуктов изобразительного творчества арт-терапевту необходимо обращать внимание на следующие аспекты:

1) какое чувство передает рисунок, коллаж, скульптура;

2) что выглядит странным;

3) чего не хватает у данного объекта;

4) что находится в центре.

5) каковы размеры и пропорции изображенных объектов и лю­дей.

6) есть ли повторяющиеся объекты.

7) в какой перспективе выполнена работа и как она использу­ется автором.

8) есть ли подписи на работах, так как они могут использоваться для того, чтобы внести ясность и уменьшить возможность не­правильной интерпретации данной работы.

Основные этапы изотерапии

Первый этап: свободная активность перед собственно творчес­ким процессом — непосредственное переживание.

Второй этап: процесс творческой работы — создание феномена, визуальное представление.

Третий этап: дистанцирование, процесс рассматривания, на­правленный на достижение интенционального видения.

Четвертый этап: вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.

Техника медитативного рисунка — мандала

Одной из техник изотерапии является создание циркулярных композиций — мандал. Слово мандала имеет санскритское про­исхождение и означает «магический круг». Технику рисования мандал можно использовать как при инди­видуальной, так и при групповой арт-терапии.

Одной разновидностью рисунка в круге является цветовое ко­лесо— это инструмент, помогающий клиентам стать бо­лее чувствительными к цветам. Поскольку работа предполагает взаимодействие с полным спектром цветов, это уже само по себе может помочь прийти в состояние равновесия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: