Ф.И._______________________ Дата _______________________
Выбран песок - сухой, влажный (подчеркнуть)
Состояние пациента (возбужден, утомлен, тревожен и пр.) _______________________
Тема песочной картины _______________________
Выбор фигурок
Песочный лист
Особые пометки, замечания_____________
Протокол группового сеанса сказкотерапевтической песочной терапии
________ г. Тема________________
Качественный анализ
Ф.И. | Ф.И. | Ф.И. | Ф.И. | |
Цвет | ||||
Состояние | ||||
Особенности поведения | ||||
Выбор фигурок | ||||
Количественный анализ по 10 бальной шкале. Балл «5» показывает отсутствие явной выраженности качества. Баллы 0, 1 и 9, 10 задают систему отсчета, символизируют гипервыраженность качества и обычно не выставляются.
агрессивность 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 миролюбие
тревожность - спокойствие
комформизм - лидерство
|
|
отстраненность - вовлеченность
стереотипность - креативность
индивидуализм - сотрудничество
ригидность - гибкость
Стиль ситуативной коммуникации
1. Сотрудничество
2. Конфронтация
3. Ассимиляция
4. "Параллельная игра"
5. "Борьба за территорию"
6. Другое__________
СТИЛЬ СИТУАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Стиль ситуативной коммуникации (ССК) отражает общий характер взаимодействия вокруг песочницы. В зависимости от того, каким образом вели себя участники группы по отношению друг к другу, мы определяем ССК как сотрудничество, конфронтация, ассимиляция, "параллельная игра", "борьба за территорию". Если ни один из выделенных стилей не отражает наблюдаемое Вами, можно вписать Ваше определение ССК в графу "другое".
СОТРУДНИЧЕСТВО
Если в песочнице все участники группы слушали друг друга; тот, кто предлагал свою идею, был выслушан; члены группы уважали друг друга — мы можем говорить о СОТРУДНИЧЕСТВЕ.
КОНФРОНТАЦИЯ
Если в группу "попали" два или более лидера; наблюдалось открытое или скрытое противостояние, напряжение; даже разразился конфликт —группа спонтанно разделилась на подгруппы, — скорее всего, Вы наблюдаете стиль КОНФРОНТАЦИИ. АССИМИЛЯЦИЯ
Если мы видим песочную картину с единым центром; предложения участников группы как будто объединились в одну общую идею; "территории" членов группы не выделены, размыты; все подчинены одной идее и царит полное взаимопонимание — это стиль АССИМИЛЯЦИИ.
"ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ИГРА"
В этом случае на песочной картине можно увидеть несколько "параллельных миров" — автономных стран, которые друг другу не мешают. Иногда между ними есть средства коммуникации (дороги, мосты, проходы), а иногда они отсутствуют вообще. Бывает, что два члена группы находятся между собой в конфронтации, а другой (или двое других) спокойно строят свои "Сказочные страны". Если Вы наблюдаете именно это, можно отметить два стиля ситуативной коммуникации: конфронтация и "параллельная игра". Иногда тот, кто ведет "параллельную игру", потихоньку может захватывать территории спорящих.
|
|
"БОРЬБА ЗА ТЕРРИТОРИЮ"
В этом случае участники группы прежде всего стремятся захватить территории друг друга. Они уже не выясняют друг у друга, "кто самее", как в случае конфронтации. Идет борьба за власть и территорию, сопровождающаяся агрессивными вспышками и конфликтами.
Важно, чтобы наблюдение за ССК в одной группе заняло не менее 3—5 сеансов. Если все это время ССК сохранялся — можно говорить о его устойчивости, неситуативности.
Наиболее деструктивный ССК — "борьба за территорию".
ИЗОТЕРАПИЯ
Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах.
Материалы:
1) краски, карандаши, восковые мелки, пастель;
2) для создания коллажей или объемных композиций используются журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесьма, веревочки,текстиль;
3) природные материалы — кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки;
4) для лепки — глина, пластилин, дерево, специальное тесто;
5) бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;
6) кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч.
Качество материалов должно быть достаточно высоким, так как в противном случае может снизиться ценность самой работы и ее результатов в глазах клиентов.
При восприятии продуктов изобразительного творчества арт-терапевту необходимо обращать внимание на следующие аспекты:
1) какое чувство передает рисунок, коллаж, скульптура;
2) что выглядит странным;
3) чего не хватает у данного объекта;
4) что находится в центре.
5) каковы размеры и пропорции изображенных объектов и людей.
6) есть ли повторяющиеся объекты.
7) в какой перспективе выполнена работа и как она используется автором.
8) есть ли подписи на работах, так как они могут использоваться для того, чтобы внести ясность и уменьшить возможность неправильной интерпретации данной работы.
Основные этапы изотерапии
Первый этап: свободная активность перед собственно творческим процессом — непосредственное переживание.
Второй этап: процесс творческой работы — создание феномена, визуальное представление.
Третий этап: дистанцирование, процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения.
Четвертый этап: вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.
Техника медитативного рисунка — мандала
Одной из техник изотерапии является создание циркулярных композиций — мандал. Слово мандала имеет санскритское происхождение и означает «магический круг». Технику рисования мандал можно использовать как при индивидуальной, так и при групповой арт-терапии.
Одной разновидностью рисунка в круге является цветовое колесо— это инструмент, помогающий клиентам стать более чувствительными к цветам. Поскольку работа предполагает взаимодействие с полным спектром цветов, это уже само по себе может помочь прийти в состояние равновесия.
|
|