Основные понятия: среда, социальная среда, методы изучения социальной среды.
Вопросы для обсуждения:
1. Социальная среда и ее влияние на развитие личности.
2. Критерий становления полноценной социализации и воспитания личности подростка и его показатели.
3. Методы изучения социальной среды.
4. Оформление результатов диагностического поиска. Социально- педагогический паспорт.
Реферат: Критерий становления полноценной социализации и воспитания личности подростка и его показатели.
Практикум: подготовить материал и на занятии составить анкеты для учащихся, родителей, классных руководителей для составления социального паспорта микрорайона, школы, класса и т.д.
Самостоятельная контролируемая работа: собрать разный наглядный материал для составления социально-педагогического паспорта микрорайона, школы и класса.
Литература:
1. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник / Л. В. Мардахаев. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт,2011. - 797 с.
2. Никитина, Н.И. Методика и технология социальной работы / Н.И. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 399 с.
|
|
3. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования / автор составитель Т.С. Капелевич. – Мн.: Новое знание, 2007. – 346 с.
4. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова– М., 2001. – 479с.
5. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. –
М., 2002.
6. Методика и технология работы социального педагога/ под ред. М.А. Галагузова– М., 2002. – 192 с.
7. Соц. педагогика / П. А. Шептенко; под ред. В. А. Сластенина; РАО,
Московский психолого-социальный ин-т. - Москва: Флинта,2008. - 157 с.
ТЕМА 6: Диагностика детского коллектива и межличностных отношений в коллективе
Основные понятия: детский коллектив, социализация, методы социально- педагогической диагностики детского коллектива.
Вопросы для обсуждения:
1. Детский коллектив как фактор социализации личности ребенка.
2. Методы социально-педагогической диагностики детского коллектива: наблюдение за деятельностью коллектива, анкетирование.
3. Тестовые методики изучения коллектива.
4. Социометрия как метод социально-педагогической диагностики коллектива.
5. Игровые технические приемы социально-педагогической диагностики нравственного климата в детском коллективе.
6. Диагностика межличностных отношений в коллективе. Критерии межличностного выбора (СКР).
7. Методы изучения особенностей межличностного взаимодействия (СКР).
Реферат: Детский коллектив как фактор социализации личности ребенка.
Практикум: подготовить и провести (по 2-3 человека):
|
|
- тестовые методики изучения коллектива (социометрия, опросник социально-психологического климата группы и др.);
- тестовые методики изучения межличностных отношений в коллективе (Опросник межличностных отношений);
- игровые технические приемы социально-педагогической диагностики нравственного климата в детском коллективе (проективная методика,
неоконченных предложений, методика «Если бы ты был волшебником. Если
бы у тебя была волшебная палочка», Проективная методика «Рисунок
школы» и др.
Самостоятельная контролируемая работа: собрать разный методический материал для проведения диагностики межличностных отношений в коллективе для детей разного возраста и для реализации методов изучения особенностей межличностного взаимодействия.
Литература:
1. Никитина, Н.И. Методика и технология социальной работы / Н.И. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 399 с.
2. Никончук, А.С. Социально-педагогическая работа в группах / А.С. Никончук. - Мн.: Нац. Ин-т образования, 2011. – 152 с.
3. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования / автор составитель Т.С. Капелевич. – Мн.: Новое знание, 2007. – 346 с.
4. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова– М., 2001. – 479с.
5. Шевандрин, Н.Н. Социальная психология в образовании / Н.Н.
Шевандрин. – М., 1995. – 544.
6. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.
7. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. М.Р. Битяноповой. - СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
8. Романова, Е.С. Психодиагностика: учебник для вузов / Е.С. Романова. -
СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
ТЕМА 7: Диагностика социально-педагогической запущенности детей
Основные понятия: социально-педагогическая запущенность, диагностика социально-педагогической запущенности детей
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность понятий «социальная запущенность», «педагогическая запущенность».
2. Комплексная диагностика социальной и педагогической запущенности как основа модели реабилитации детей и подростков, ее цели и задачи.
3. Диагностически значимые критерии социально-педагогической запущенности детей.
4. Этапы комплексной диагностики социально-педагогической запущенности детей.
5. Метод комплексной экспресс-диагностики состояния социально- педагогической запущенности детей (МЭДОС).
Практикум: отработать приемы владения методов диагностики социально- педагогической запущенности детей: наблюдение, беседа, метод комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей (МЭДОС) и др.
Литература:
1. Никитина, Н.И. Методика и технология социальной работы / Н.И. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 399 с.
2. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования / автор составитель Т.С. Капелевич. – Мн.: Новое знание, 2007. – 346 с.
3. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова– М., 2001. – 479с.
4. Шевандрин, Н.Н. Социальная психология в образовании / Н.Н.
Шевандрин. – М., 1995. – 544.
5. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.
6. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. М.Р. Битяноповой. - СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
7. Романова, Е.С. Психодиагностика: учебник для вузов / Е.С. Романова.
- СПб.: Питер, 2008. – 400 с.