Теория личности А. Адлера

Индивидуальная психология Альфреда Адлера
Основные положения:
1. Чувство неполноценности и компенсации
2. Стремление к превосходству
3. Стиль жизни
4. Социальный интерес
5. Творческое Я
6. Порядок рождения
7. Фикционный финализм (представление о конечной цели)

n Главный постулат индивидуальной теории личности заключается в том, что организм - это единая и саморегулирующаяся система. Любые недостатки в этой системе компенсируются развитием противоположных качеств, именно таким образом происходит адаптация и сохраняется целостность организма.

n Адлер ввел термин «комплекс неполноценности»; по его мнению, все люди в детстве испытывают чувство неполноценности. Выраженный комплекс неполноценности может затруднять личностный рост и индивидуальное развитие. В раннем возрасте ребенок начинает обнаруживать, что кроме него есть и другие человеческие существа, которые способны удовлетворять свои потребности более полно и в какой-то степени более лучше подготовленны к жизни. Как следствие такого открытия, у ребенка возникает желание расти и становиться не менее сильным, чем другие. Адлер отмечал, что чувство неполноценности не является чем-то ненормальным, оно мотивирует человека к лучшей жизни.









Чувство неполноценности и компенсации

n В самом начале своей карьеры, когда он еще сотрудничал с Фрейдом, Адлер опубликовал монографию "Исследование неполноценности органа и ее психической компенсации".

n  В этой работе он развил теорию о том, почему одно заболевание беспокоит человека больше, чем другое, и почему одни участки тела болезнь поражает скорее, чем другие. Он предположил, что у каждого индивидуума какие-то органы слабее других, и это делает его более восприимчивым к болезням и поражениям именно данных органов. Более того, Адлер считал, что у каждого человека происходит заболевание именно того органа, который был менее развит, менее успешно функционировал и, в целом, был "неполноценным" от рождения. Адлер впоследствии наблюдал, что люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто стараются компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства или силы. Но возможен и другой вариант - чрезмерно выраженное чувство собственной неполноценности, если усилия, направленные на компенсацию дефекта, не приводят к желаемому результату.

n Псевдокомпенсация – достижение цели окольными путями.

Виды:

n Уход в болезнь (соматические симптомы). Получение помощи от других, оправдание неудач. Контроль над окружением.

n Уход в слабость. Слезами добиваются своих целей. «Избрав страдание. Они избегают необходимости встретиться с реальностью».

n Ленивец. Лень служит оправданием для неудач.

n Лжец. Обман – средство привлечения внимания.

n Тиран и убийца. Маскировка своей слабости жестокостью.

n Самореклама. Цель – завоевать признание окружающих.

Стремление к превосходству

n Адлер пришел к выводу о том, что стремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой жизни; это "нечто, без чего жизнь человека невозможно представить" (Adler, 1956, р. 104). Эта "великая потребность возвыситься" от минуса до плюса, от несовершенства до совершенства и от неспособности до способности смело встречать лицом к лицу жизненные проблемы развита у всех людей. Трудно переоценить значение, которое Адлер придавал этой движущей силе. Он рассматривал стремление к превосходству (достижение наибольшего из возможного), как главный мотив в своей теории.

n Адлер был убежден в том, что стремление к превосходству является врожденным и что мы никогда от него не освободимся, потому что это стремление и есть сама жизнь. Адлер полагал, что этот процесс начинается на пятом году жизни, когда формируется жизненная цель, как фокус нашего стремления к превосходству. Будучи неясной и в основном неосознанной в начале своего формирования в детские годы, эта жизненная цель со временем становится источником мотивации, силой, организующей нашу жизнь и придающей ей смысл.

Стиль жизни

n В этой концепции, представлен уникальный для индивидуума способ адаптации к жизни, особенно в плане поставленных самим индивидуумом целей и способов их достижения. Согласно Адлеру, стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума.

n Адлер пришел к выводу, что в детстве мы все чувствуем себя неполноценными или в воображении, или в реальности, и это побуждает нас каким-то образом компенсироваться. С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте четырех или пяти лет, что впоследствии почти не поддается тотальным изменениям. Сформированный таким образом стиль жизни сохраняется и становится главным стержнем поведения в будущем. От него зависит, каким сторонам своей жизни и окружения мы будем уделять внимание, а какие будем игнорировать. Все наши психические процессы (например, восприятие, мышление и чувства) организованы в единое целое и приобретают значение в контексте нашего стиля жизни. Очевидно, что в теории Адлера все аспекты поведения человека вытекают из его стиля жизни.

n Адлер напоминает, что постоянство нашей личности на протяжении жизни объясняется стилем жизни. Наша основная ориентация по отношению к внешнему миру также определяется стилем жизни. Он отмечал, что истинная форма нашего стиля жизни может быть распознана только при условии знания, какие пути и способы мы используем для решения жизненных проблем. Каждый человек неизбежно сталкивается с тремя глобальными проблемами: работа, дружба и любовь. С точки зрения Адлера, ни одна из этих задач не стоит особняком – они всегда взаимосвязаны.

Типы личности: установки, связанные со стилями жизни:

n Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. Юные правонарушители и наркоманы – два примера людей, относящихся к управляющему типу по Адлеру.

n Берущий тип. Как следует из названия, люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса. Их основная забота в жизни – получить от других как можно больше. Однако, так как они обладают низкой степенью активности, то маловероятно, что они причинят страдания другим.

n Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи.

n Социально-полезный тип. Этот тип человека – воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимает три основные жизненные задачи – работу, дружбу и любовь – как социальные проблемы. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

Социальный интерес

n Люди – глубоко социальные создания, и если мы хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отношения с другими людьми, т.е. социально культурный контекст, в котором мы живём.

n  Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врождёнными, поскольку каждый человек является социальным по своей природе, а не в результате образования привычки. Подобно другим врождённым склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Социальный интерес развивается в социальном окружении. Прежде всего, мать, контакт с которой является первым в жизни ребёнка, оказывает на него наибольшее влияние. Здоровая любовь матери проистекает из настоящей заботы о людях и даёт возможность матери воспитывать у своего ребёнка социальный интерес. Её нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребёнка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи.

n Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания, могут, также и подавлять у ребёнка чувство социального интереса. Если, например, мать сосредоточена исключительно на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на других людей. Если же она предпочитает своего мужа, избегает детей и общества, её дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления социального интереса остаются нереализованными. Любое поведение. Укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству.

Творческое Я

n Эта концепция является главным конструктом адлеровской теории, его высшим достижением, как персонолога. В нём воплотился активный принцип человеческой жизни, то, что придаёт ей значимость. Стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности, каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. Люди сами ответственны за то, кем они становятся и как они себя ведут. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интересе. Творческая сила влияет на восприятие, память, фантазии и сны. Она делает каждого, что в результате появления человека свободным индивидуумом.

Порядок рождения

n Порядок рождения по Адлеру имеет решающее значение, как основная детерминанта установок, сопутствующих стилю жизни. А именно, если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, у них все же нет идентичного социального окружения. Опыт старшего или младшего ребёнка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей – всё это меняется в результате появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни.

n Первенец – его положение в семье можно считать завидным, пока он единственный ребёнок в семье. Родители обычно сильно переживают по поводу появления первого ребёнка и поэтому всецело отдают себя ему. Первенец получает безграничную любовь и заботу родителей. Он, как правило, наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием. Но всё меняется при появлении второго ребёнка. Такую ситуацию Адлер описывал как положение «монарха, лишённого трона», и отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным. Когда старший ребёнок наблюдает как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он будет склонен отвоёвывать своё верховенство в семье. Однако это сражение за возвращение прежней центральной позиции в семейной системе обречено на неудачу – прежнего не вернуть, как бы первенец не старался. В результате подобной семейной борьбы первенец «приучает себя к изоляции» и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер также полагал, что самый старший ребёнок в семье скорее всего консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству.

n Единственный ребёнок – эту позицию Адлер считал уникальной, потому что ему не с кем конкурировать. Это обстоятельство, наряду с особой чувствительностью к материнской заботе, часто приводит к соперничеству с отцом. Главной особенностью стиля жизни единственного ребёнка становятся зависимость и эгоцентризм. Такой ребёнок на протяжении всего детства продолжает быть сосредоточием жизни семьи. Однако позднее он как бы внезапно пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребёнок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не делился за эту позицию между братьями и сёстрами. В результате у него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

n Второй (средний) ребёнок – с самого начала жизни темп развития задаёт старший брат или сестра. Благодаря этому темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребёнка – раньше начинает разговаривать, ходить. В результате второй ребёнок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Для среднего ребёнка характерна ориентация на достижения, чтобы добиться своего превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. Адлер полагал, что средний ребёнок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач.

n Последний ребёнок – его положение уникально во всех отношениях. Во-первых он никогда не испытывал шока «лишения трона» и, будучи «малышом» или «баловнем» семьи, может быть окружён заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестёр. Во-вторых, если родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи. В-третьих, положение старших детей семьи позволяет им задавать тон; у них больше привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости.

n Несмотря на это, младший ребёнок обладает одним преимуществом: у него высокая мотивация обойти своих старших сиблингов. В результате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым студентом.

Фикционный финализм

n Адлер развил мысль о том, что наши основные цели представляют собой фиктивные цели, соотнесённость которых с реальностью невозможно ни проверить, ни подтвердить. Некоторые люди, например, могут выстраивать свою жизнь, исходя из представления о том, что напряжённая работа и чуть-чуть удачи помогают достичь почти всего. С точки зрения Адлера, это утверждение – просто фикция, потому что многие, кто напряжённо работают, не получают ничего из того, что заслуживают. Другими примерами фиктивных убеждений, способных оказывать влияние на ход нашей жизни, служат следующие: «Честность – лучшая политика», «Все люди созданы равными», «Мужчины стоят выше женщин».

n Хотя фиктивные цели не имеют аналогов в реальности, они часто помогают нам более эффективно решать жизненные проблемы. Адлер настаивал на том, что, если подобные цели не выполняют функции ориентира в повседневной жизни, их следует изменить, или отбросить. Фиктивные цели также могут быть опасными и пагубными для личности. Представьте, например, ипохондрика, ведущего себя так, как если бы он был действительно болен. Или человека, страдающего паранойей и действующего так, как если бы его действительно преследовали.

n Концепция фикционного финализма показывает, какое большое влияние оказывают на личность субъективные ожидания того, что может произойти, чем прошлый опыт. Наше поведение направляется осознанием фиктивной жизненной цели, и эта цель существует не в будущем, а в нашем актуальном восприятии будущего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: