Тема 8.8. Транспортный комплекс и связь Украины.
План:
Основные понятия. Роль и значение транспорта и связи Украины.
Отраслевая характеристика транспортного комплекса Украины.
Качественные показатели
Железнодорожный транспорт
Автомобильный транспорт
Трубопроводный транспорт
Морской и речной транспорт
Воздушный транспорт
Городской пассажирский транспорт
Электронный транспорт
Характеристика связи в Украине. Проблемы и перспективы ее развития.
Экономическая безопасность в транспортной сфере. Проблемы и перспективы развития транспорта в Украине.
Основные понятия. Роль и значение транспорта и связи Украины.
Транспорт и связь - наиболее важные отрасли инфраструктуры Украины. Они обеспечивает производственные и непроизводственные потребности хозяйства и населения во всех видах перевозок и связи. Это особый вид деятельности, т.к. они не создают материальной продукции, но их задача заключается в удовлетворении потребностей общества в перевозках грузов и пассажиров, обеспечении возможности разделения труда между разными частями СНГ и внешних экономических связей.
|
|
Транспортный комплекс состоит из следующих видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, водного (морского, паромного и речного), воздушного, трубопроводного (нефте-, газо-, нефтепродуктопроводы и т. д.), электронного, специального и др. Транспорт обеспечивает связь между отраслями хозяйства, городом и селом, отдельными районами страны, он способствует общественному территориальному разделению труда. Каждый вид транспорта включает в свой состав: транспортные средства - суда, локомотивы, вагоны, самолеты; пути сообщения - трассы, линии электропередачи; оборудование для передвижения транспортных средств; погрузочно-разгрузочные пункты: станции, порты, аэродромы.
По назначению выделяют транспорт общего пользования (для перевозки готовой продукции, сырья и полуфабрикатов с места производства к пунктам потребления в пространственном перемещении с производственной или частной целью), ведомственный (внутрипроизводственный, внутристроительный, внутрихозяйственный, внутризаводской и внутрипортовой) и частного назначения. Различают также транспорт наземный или сухопутный (железнодорожный, автомобильный, гужевой, вьючный), подземный (городской метрополитен), водный (морской, речной, озерный), воздушный и трубопроводный (нефте-, газо-, водопроводы и пр.), специальный транспорт (контейнерные перевозки, ленточные транспортеры, конвейеры и др.).
Все виды транспорта являются составными частями единой транспортной системы – территориального соединения взаимосвязанных видов транспорта, которые, взаимодействуя, наиболее полно удовлетворяют потребности народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров, поэтому их характеризуют как транспортный комплекс. Работу всех видов транспорта обеспечивает транспортная инфраструктура – экономически сбалансированная совокупность путей сообщения, подвижного состава, способов управления и связи, разнообразного технического оборудования. Эффективность, которой определяется уровень экономической сбалансированности всех ее составных, можно достичь только при рациональном распределении общего объема перевозок между отдельными видами транспорта в зависимости от сферы наиболее выгодного использования каждого из них.
|
|
Транспортно-экономические связи различают по видам транспорта, грузам, размерам территории и др. Они могут быть международными, межрегиональными и внутренними. Их размещение зависит от уровня развития страны и может меняться под влиянием общественно-политической ситуации в мире.
Транспортный узел – это комплекс транспортных сооружений в пункте, где сходятся, пересекаются или расходятся не менее трех линий двух или более видов магистрального транспорта, которые, взаимодействуя, обслуживают транзитные и местные перевозки грузов и пассажиров. В зависимости от видов транспорта, которые стыкуются, различают узлы железнодорожно - автотранспортные (Львов, Харьков), железнодорожно – водно -автотранспортные (Одесса, Киев, Николаев, Херсон) и водно - автотранспортные (Ялта, Алушта, Канев). В каждом из них может быть еще и воздушный и трубопроводный транспорт.
В Украине развиты все виды современного транспорта: железнодорожный, автомобильный, воздушный, речной, морской, трубопроводный и др., которые образуют транспортный комплекс. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет - 22,2 тыс. км, длина автомобильных дорог общего пользования составляет – 170 тыс. км, в том числе с твердым покрытием - 164,2 тыс. км.
Уровень развития транспортного комплекса государства - один из важнейших признаков технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в европейскую и мировую экономику, транспортная система становится базисом для эффективного вхождения Украины в мировое сообщество и занятия в нем места, отвечающего уровню высокоразвитого государства. Транспорт влияет на РПС, объемы производства, обороноспособность страны, экономические связи, как внутренние, так и внешние, а главное на стоимость продукции. Чем меньше транспортные затраты, тем выше производительность общественной работы.
Транспорт является важнейшей сферой инфраструктурного обеспечения населения и хозяйства Украины, составной частью его коммуникационной инфраструктуры наряду со связью и энергоснабжением.
Отраслевая характеристика транспортного комплекса Украины.
Качественные показатели.
Работа транспортной системы характеризуется определенными технико-экономическими показателями. Основными показателями работы транспорта служит грузооборот (выражается в тонно-километрах) - это произведение количества перевезенных грузов (в тоннах) и расстояния, на которое они перемещаются (в километрах); для пассажирского транспорта - пассажирооборот, который рассчитывается как произведение числа перевезенных пассажиров и расстояния, на которое они были перевезены, выражается в пассажиро-километрах. См. табл. 1, 2.
Грузооборот транспортных узлов - количество отправленных и принятых грузов (т) за какой-либо период(год, квартал, месяц). Грузонапряженность, густота перевозок, количество грузов (т), проходящих через данный путь (участок пути, перегон) за определенный период (сутки, год). Пропускная способность, максимальная возможная грузонапряженность транспортной магистрали.
|
|
Работу транспортной системы определяют также: длина сети путей сообщения, плотность транспортной сети, численность занятых на транспорте, количество подвижного состава, вес перевозимых грузов и др.
Таблица 1