Этнические корни Рима

РИМСКОЕ ПРАВО

 

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС РИМСКОЕ ПРАВО

ТЕМА 2. ПРЕДМЕТ КУРСА РИМСКОЕ ПРАВО

ТЕМА 3. ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ПРАВА

ТЕМА 4. РИМСКИЙ ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

ТЕМА 5. ЛИЦА

ТЕМА 6.РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕМЕЙНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

ТЕМА 7. ВЕЩНОЕ ПРАВО

ТЕМА 8.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОГО ПРАВА

ТЕМА 9. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

ТЕМА 10. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО

 

Введение в курс Римское право

I. О значении римского права

Замечательная по красоте и яркости фраза, которой открывается книга выдающегося русского цивилиста И.А. Покровского "История римского права" ("Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир" (1)), нуждается в уточнении: не римское право дважды завоевало мир, а два разных мира - античный и христианский успешно применяли к своим запросам это право.

Такой взгляд вовсе не умаляет значимости данного явления, напротив, утверждает величие и универсальную ценность того, что было достигнуто в области права античным гением. Но при таком подходе требуется перестановка акцентов в традиционных представлениях о значении римского права для других эпох, в том числе, для настоящего времени. Нижеследующие тезисы представляют попытку выяснить это значение.

1. Римское право, каким оно предстает в кодификации Юстиниана, есть не столько создание римского народа, сколько результат работы всего античного мира в пределах от Рейна до Евфрата.

2. Оно представляет по своей универсальной значимости такое же культурное достижение, какими являются греческая философия и драматургия, живопись, зодчество и ваяние, как навигационные достижения финикийцев и теологические усилия иудеев.

3. В качестве такового римское право есть неиссякаемый источник заимствования юридических идей, категорий, формул, представлений.

4. Наименование этого культурного явления, включающее имя могущественнейшего в истории человечества государства, знаменует то важное обстоятельство, что право, в отличии от философии, искусства может развиться до совершенства только в условиях прочной государственности, имеющей продолжительную самостоятельную жизнь.

5. Действительной исторической заслугой собственно римского народа является то, что он создал и длительное время сохранял именно такую государственность.

6. Право римлян на протяжении многих веков было хаотичным и бессистемным, но - всегда живым, действующим, саморазвивающимся правом.

7. Законченную форму это право приобрело в эллинизированной Восточной римской империи, принявшей православие.

8. Германские народы в последующем существенно изменили дух и букву этого права, приспособив в результате длительных усилий к городским (буржуазным) условиям жизни, сложившимся в Западной Европе в результате Реформации.

9. Это измененное и приспособленное право (Римское пандектное право) легло в фундамент правовых систем большинства стран современного мира как основа юридического образования, основа кодификаций национального гражданского права, основа теории права.

Все эти обстоятельства необходимо иметь в виду, когда приступаешь к изучению римского права с тем, чтобы не возникла иллюзия отвлеченности этого изучения от насущных запросов действительности.

II. Этнические, хозяйственные и духовные основы Рима

Этнические корни Рима

Римское право развивалось в условиях интенсивного хозяйственного, военного, культурного и политического взаимодействия народов, живших вокруг Средиземного моря. Этнически эти народы принадлежали к племенам коптов (египтян) на южном побережье, арамеев (сирийцев) на восточном, эллинов и италиков - на севере и западе. Эти главные участники исторического процесса эпохи античности естественно соприкасались с многочисленными соседями: эфиопами и берберами в Африке, персами, индийцами и арабами в Азии, кельтами и германцами в Европе.

В продолжительном соперничестве политическое и культурное лидерство досталось Риму. Но к тому времени, когда это произошло, под именем Рим действовало нечто большее: "По формальному государственному праву именно римская городская община завладела сначала Италией, а потом целым миром, но этого никак нельзя утверждать в высоком историческом смысле, и то, что обыкновенно называют завоеванием Италии римлянами, было скорее соединением в одно государство всего италийского племени, в котором римляне были лишь ветвью, хотя и самою могущественною". (2)

Корни италийского племени обнаруживают в древнейших обитателях Аппенинского полуострова, которых языкознание разделяет на три группы: япиги, этруски и италики.

Япиги проживали на крайнем юго-востоке полуострова. Предполагают, что этнически они были близки к эллинам; кроме того, их полагают историческими автохтонами, то есть коренными жителями.

Этруски проживали в северной части полуострова и заметно отличались по своим обычаям, религиозным представлениям и своим диалектом как от италиков, так и от греков.

Италийский народ (италики), расселившийся в центре и на востоке, делился на два племени - латинов и умбров. Последним были близки южные племена марсов, вольсков и самнитов. Все они принадлежали к одному звену цепи индо-европейских яыков, наряду с эллинами, кельтами, германцами, славянами.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что историческая судьба италиков и, в какой-то мере их правовое развитие, тесно связана с судьбой греков. Это проявляется, во-первых, в том, что, как предполагают историки, было время, когда эти народы проживали и действовали сообща (говорят о "греко-италийской эпохе" (Мом., 38)) и поэтому существовала единая основа их хозяйственной и общественной организации.

Во-вторых, так называемая Великая Греция осуществляла громадную культурную работу на обширной территории юга и востока Аппенинского полуострова и на Сицилии задолго до того, как Рим покорил эти земли и данное обстоятельство не могло не повлиять на государственно-правовой опыт Рима.

Наконец, как уже было сказано, завершение работы по формированию римского права было произведено в эллинизированной Византии: угасающий Рим как бы передал свое правовое наследие грекам.

Сказанное является основанием для того, чтобы проследить основные черты сходства и различия между этими двумя народами, сыгравшими главную роль в создании того, что именуют римским правом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: