Задание: 1. Прочитайте 6-ю главу учебника, выполните упражнения на стр. 137-139 и задания, сформулированные в плане практического занятия (см. ниже).
2. См. задание 2 в плане занятия №6.
I
1. Прочитайте начальный фрагмент стихотворения В. Маяковского «А вы могли бы?»:
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана;
<…>
Как вы понимаете странное выражение «карта будня», возникающее в данном контексте? С чем, на ваш взгляд, связано «нарушение» грамматики русского языка в первом стихе, появление просторечной формы («плеснувши») во втором? Как присутствующее в сознании читателя напряжение «правильных», нормативных вариантов словоупотребления («будни», «плеснув») и вариантов, представленных в стихотворении («будень»(?), «плеснувши»), соотносится с актуализированным в названии и в первой строке ценностным противопоставлением «вы» - «я»? При чем здесь краска? К кому обращен вызов, заявленный в названии (кто такие «вы» этого стихотворения)? Как символически (обобщенно) можно истолковать скандальное, «хулиганское» поведение лирического «я»? Попытайтесь показать символичность образов фрагмента (их смысловую многослойность, «одухотворенность» человеческим содержанием, обобщающий характер образов и произведения в целом), оценочный (не-нейтральный) характер этих образов.
|
|
2. Стихотворение М. Лермонтова «Родина» начинается со слов: «Люблю отчизну я, но странною любовью!» Как вы думаете, почему слово «родина», имеющее отношение ко всему художественному целому, «заменено» в первом стихе на слово «отчизна»? «Родина» и «отчизна» являются контекстуальными синонимами (сближаются, взаимно освещают друг друга) или, напротив, являются ценностными полюсами? Как соотносятся эти образы-понятия с намеченной в начале стихотворения ситуацией полемики (осознание субъектом лирического высказывания «странности» собственного чувства к родине предполагает существование нестранной, т.е. обычной, общепринятой любви)? Попытайтесь выявить ряд ценностно-смысловых оппозиций в указанном фрагменте, показать смысловую неоднозначность и многослойность символа.
3. Прочитайте внимательно первое четверостишие стихотворения Б. Пастернака «Сложа вёсла»:
Лодка колотится в сонной груди,
Ивы нависли, целуют в ключицы,
В локти, в уключины – о, погоди,
Это ведь может со всяким случиться!
На какие странности в развертывании образов этой строфы вы обратили внимание? В чем странность возникающего в стихотворении образа человека и того человеческого мироощущения, которое воплощено в образах этого произведения? Как здесь соотносятся образы человека, человеческого сердца, человеческого тела, чувств (внешнее и внутреннее, часть и целое) с образами лодки, с природными образами? К кому или к чему в стихотворении приложима характеристика некоего пассивного или беспомощного состояния, выраженная в названии – «Сложа весла»? Какой образ в данном фрагменте непосредственно связан с веслами? Какие образы стихотворения, в свою очередь, «срастаются», уравниваются с этим образом? Каков смысл этого уравнивания- отождествления? Что в данном фрагменте указывает на символический, обобщающий характер изображенного события? Что это за событие плавания без управления, по воле волн («сложа весла») и/или событие остановки, столкновения с препятствием, движения на месте, т.е. парадоксального состояния беспокойного покоя (см.: «Лодка колотится…»)? Что такое «это», которое «может со всяким случиться» и которому противопоставить ничего нельзя, можно только взмолиться: «…- о, погоди!»? Событие, которое сливает человека с миром, превращает мир в сплошную целостность «без пор», стирает все границы, в том числе, между жизнью и смертью? Почему «это» так и остается неназванным?
|
|
II
Заслушивание самостоятельных сообщений-интерпретаций. Коллективное обсуждение, анализ представленных вариантов прочтения (читательские «удачи» и читательские ошибки).
Литература:
1. Фуксон Л. Ю. 6. Символ.// Фуксон Л. Ю. Чтение. С. 83-103, 137-139.
Занятие № 8.