Взрослый начинает слово, а дети его заканчивают (называя слово во множественном числе). Выигрывает тот, кто больше образует новых слов.
МОШ... MAC... ЩЕТ... ГОР...
BET... САН... ТАН... ТАП...
ДЕТ... ЛАП... КАС... КИС...
МИС... КЕП... МУШ...
Проверьте себя: мошки, маски, щетки, горки, ветки, санки, танки, тапки, детки, лапки, каски, киски, миски, кепки, мушки.
Произнесите слова, послушайте себя и скажите, чем отличаются эти слова.
Проверьте себя: в слове сок — 3 звука, а в слове соки — 4 звука.
В слове сани — 4 звука, а в слове санки — 5 звуков, добавляется мягкий согласный [к'].
В слове кепи — 4 звука, а в слове кепки — 5 звуков, добавляется мягкий согласный [к*].
Измените слова так, чтобы на конце слышалось -ки.
Проверьте себя: флажки, дружки, кружки, снежки, утюжки.
Произнесите по-разному слова: сначала с ударением на первом слоге, а потом — на втором. Назовите картинки. От ударения зависит значение слова.
УДАРНЫЙ СЛОГ
Ударный слог,
Ударный слог —
Он назван так недаром...
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!
И молоТОК, стуЧИТ, стуЧИТ,
и ЧЁТко
РЕЧЬ
моя
звуЧИТ.
А. Шибаев
Составьте предложения со словами.
Послушайте стихотворение и назовите слова, отличающиеся ударением.
Добавьте слог -ки- и получите названия профессий и занятий людей.
Взрослый называет слова, дети подбирают слово с противоположным значением, правильно произносят [к'].
ТОЛСТЫЙ ТОНКИЙ
ГЛУХОЙ ЗВОНКИЙ
низкий высокий
БЛИЗКИЙ ДАЛЕКИЙ
ТВЕРДЫЙ МЯГКИЙ
ГОРЬКИЙ СЛАДКИЙ
УЗКИЙ ШИРОКИЙ
ТЯЖЕЛЫЙ ЛЕГКИЙ
ТИХИЙ ГРОМКИЙ
БОЛЬШОЙ МАЛЕНЬКИЙ
Послушайте стихотворение.
КАТЮШКИ
В деревушке три Катюшки Взяли в руки три катушки, Шуре сшили сарафан, Сшили дедушке кафтан, Сшили бабушке жакет, Сшили дядюшке жилет. А девчонкам и мальчишкам, Всем Андрюшкам и Наташкам, Сшили яркие штанишки, Сшили пестрые рубашки.
Ответьте на вопросы.
Кому сшили Катюшки кафтан?
А жакет? Кому сшили жилет?
Что сшили Катюшки девчонкам и мальчишкам?
Послушайте слова: Катюшки, катушки. Чем отличается звучание этих слов? (Звуками [т] и [т'])