Память 9 / 22 декабря, в Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился 30 мая / 12 июня 1886 в селе Спасское Павшинского уезда Московской губернии (ныне район Тушино города Москвы) в семье священника Сергия Буравцева, настоятеля Спасо-Преображенской церкви.

Обучался в Московском Донском духовном училище и в Московской Духовной семинарии, которую закончил в 1907 году.

В 1907 году был рукоположен во священника.

До 1929 года служил в храмах Московской области.

В 1929 году был арестован за то, что не смог выполнить назначенный ему сельсоветом налог - сдать пятнадцать пудов (245,707446 кг.) овса. Был приговорён к одному году заключения. Отец Александр подал жалобу на несправедливый приговор, был оправдан и освобождён. После этого он уехал в Москву и служил в разных храмах города.

Служил в своём родном селе Спасское в Спасо-Преображенском храме до его закрытия в 1935 году.

С 1934 года стал служить в московском Богоявленском кафедральном соборе в Дорогомилове.

11 декабря 1937 года был арестован весь причт московского кафедрального Богоявленского собора в Дорогомилове, в том числе настоятель собора протоиерей Василий Ягодин и священник Александр Буравцев. Виновным себя не признал.

— Следствие располагает материалами, что вы являетесь участником контрреволюционной монархической организации церковников. Подтверждаете вы это?

— Своё участие в контрреволюционной группе церковников я отрицаю.

— Вы среди окружающих восхваляли старый монархический строй и говорили, что в Советском Союзе народ голодает и мучается от непосильного труда. Подтверждаете вы это?

— Старый монархический строй я никогда не восхвалял. К советской власти я настроен не враждебно.

— Вы говорите ложь. Показания других участников группы обличают вас как врага советской власти. Следствие требует правдивых показаний.

— Участником контрреволюционной группы я никогда не был. Говорю только правду.

20 декабря 1937 года тройка НКВД по Московской обл. приговорила о. Александра за "участие в контрреволюционной фашистской группе церковников" к расстрелу.

22 декабря 1937 года протоиерей Василий Ягодин и священник Александр Буравцев были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Оба причислены к лику святых в августе 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://martyrs.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/cnt/ans/n...b**
  • Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Декабрь» Тверь, 2004 год, стр. 65-68
    • http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe...462

О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 11Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства,- ибо с ним сопряжен закон народа,- то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?

12Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.

13Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.

14Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.

15И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, 16Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.

17Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

18Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, 19ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.

20И как сие было не без клятвы,- 21ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека,- 22то лучшего завета поручителем соделался Иисус.

23Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; 24а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, 25посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.

26Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, 27Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.

28Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.

И снова рассуждение о Христе, как о ПЕРВОСВЯЩЕННИКЕ, который ниспослал совершенно новый Завет. Ветхозаветные жертвы и обряды лишь напоминали о грехе, тогда как Господь своей ЖЕРТВОЙ очистил грех людей и даровал всякому человеку спасение и возможность очищения греха, притом, не символического, а истинного. Если ветхозаветные священники были просто людьми, то Господь, став человеком, не перестал быть Богом, по своей Божественной силе имея власть очищать грех. об этом-то апостол и пишет, пытаясь объяснить это соплеменникам, не все из которых внимают его словам….

Евангелие (от Луки): 1Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; 2увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, 3и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; 4ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

5И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: 6придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено.

7И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?

8Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.

9Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.

10Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; 11будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.

12Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; 13будет же это вам для свидетельства.

14Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, 15ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.

16Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; 17и будете ненавидимы всеми за имя Мое, 18но и волос с головы вашей не пропадет,- 19терпением вашим спасайте души ваши.

20Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: 21тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, 22потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.

23Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: 24и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.

25И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; 26люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, 27и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.

28Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.

29И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: 30когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.

31Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.

32Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет; 33небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

34Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, 35ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; 36итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.

37Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою.

38И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его.

Глава 22.

1Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, 2и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.

3Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, 4и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.

5Они обрадовались и согласились дать ему денег; 6и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.

7Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, 8и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.

9Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?

10Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, 11и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?

12И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.

13Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.

14И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, 15и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, 16ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.

17И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, 18ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.

19И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.

20Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.

21И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; 22впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.

23И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.

24Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться бо́льшим.

25Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, 26а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий.

27Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.

28Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, 29и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, 30да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.

31И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, 32но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.

33Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.

34Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.

35И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы́ и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем.

36Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму́; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; 37ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.

38Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.

39И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

Нам приводится начало повествования о Страстях Христовых. Еще недавно Господь говорил о судьбах мира, а теперь Он примет страдания за спасение человека. И здесь нам приводится отрывок, где повествуется о предательстве Иуды. В других Евангелиях подчеркивается, что на такой поступок его подвигло то, что некая женщина возлила на голову Христа миро. Миро было дорогим и он досадовал, ибо представлял, что эти деньги могли быть у него в руках (в Евангелии от Иоанна подчеркивается, что он воровал пожертвования, которые приносили люди). И теперь, возмущенный тем, что такие деньги прошли мимо его рук, он пошел на предательство. Евангелист резюмирует, замечая, что сделал он это, находясь под властью диавола. Евангелист Иоанн пишет, что это произошло во время вечери, Лука же замечает, что это произошло еще в момент, когда тот побежал к первосвященникам, торговаться о сумме предательства. Но никакого противоречия нет, ибо враг не вдруг входит в человека (как это представляют готические романы и мистическое кино), а постепенно овладевает им по мере того, как человек впадает в грех и привыкает к нему. А чем больше пристрастие человека ко греху, тем больше и власть диавола над человеком. Наконец, наступает момент, когда эта власть становится такой, что враг уже всецело управляет человеком, делаясь игрушкой его. Для Иуды грехом, ведущим в погибель, стала страсть к деньгам, в которой он дошел до воровства. Господь знал о духовном недуге ученика и предупреждал. Слова с обличением этой страсти к деньгам и всякого любостяжания (их было сказано чрезвычайно много) были адресованы и Иуде. Иногда Он и напрямую говорил: «…один из вас – диавол». Но тот остался глух к этим словам…. И слова Христа сбылись, ведь если кто что считает наиболее важным, то ради этого трудится и ради того готов поступиться всем остальным. Для многих этим самым важным становятся деньги. А если самое главное – деньги, то ради них можно поступиться всем остальным. Если же наступает момент, когда заповеди Господни мешают этому, то такой человек может переступить и через них, а именно так и поступал Иуда. Впоследствии он раскаялся, но раскаяние это не принесло ему пользу, ибо не имея веры в любовь Божию, он впал в отчаяние и покончил жизнь самоубийством. Нам, непрестанно согрешающим пред Богом, ближе пример Петра, который, раскаявшись в грехе своем, был прощен. К слову, здесь полезно привести цитату из «мыслей на каждый день» святителя Феофана Затворника: «Вошел сатана в Иуду и научил его, как предать Господа: тот согласился и предал. Вошел сатана потому, что была отворена для него дверь. Внутреннее наше всегда заключено; Сам Господь стоит вне и стучит, чтоб отворили. Чем же оно отворяется? Сочувствием, предрасположением, согласием. У кого все это клонится на сторону сатаны, в того он и входит; у кого, напротив, все это клонится на сторону Господа, в того входит Господь. Что входит сатана, а не Господь, в этом виноват сам человек. Не допускай сатане угодных мыслей, не сочувствуй им, не располагайся по внушению их, и не соглашайся на них, - сатана походит, походит около, да и отойдет: ему ведь ни над кем не дано власти. Если же завладевает он кем, то потому, что тот сам себя отдает ему в рабство. Начало всему злу мысли. Не допускай худых мыслей и навсегда заключишь тем дверь души твоей для сатаны. А что мысли приходят недобрые - что же делать; без них никого нет на свете, и греха тут никакого нет. Прогони их, и всему конец; опять придут, опять прогони - и так всю жизнь. Когда же примешь мысли, и станешь ими заниматься, то не дивно, что и сочувствие к ним явится; тогда они станут еще неотвязнее. За сочувствием пойдут худые намерения то на те, то на другие недобрые дела. Неопределенные намерения определятся потом расположением к одному какому-либо; начинается выбор, согласие и решимость - вот и грех внутри! Дверь сердца отворена настежь. Как только согласие образуется, вскакивает внутрь сатана, и начинает тиранствовать. Тогда бедная душа, как невольник или как вьючное животное, бывает гоняема и истомляема в делании непотребных дел. Не допусти она худых мыслей - ничего бы такого не было

И чтения праздника Зачатия Пресвятой Богородицы. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 1Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: 2он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. 3Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; 4но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, 5чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

6А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" 7Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

8Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.

9Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и

бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?

10Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.

11Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.

12Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня: 13знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, 14но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.

15Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.

16Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?

17Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.

18Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.

19Дети мои, для которых я снова в му́ках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!

20Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.

21Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?

22Ибо написано: || Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной.

23Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.

24В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, 25ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; 26а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам.

27Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа.

28Мы, братия, дети обетования по Исааку.

29Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.

30Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.

31Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.

Апостол называет Закон Моисеев законом рабства. В самом деле, то, как иудеи подчиняли себя буквам этого закона, иначе не назовешь. Впрочем, касается это, скорей к отношению человека к заповедям, чем к самим заповедям. И в Новом Завете много таких, кто именно так относится к правилам и заповедям, а меж тем они – средства к спасению. Однако Ветхий Завет еще никого не спас, а значит, с приходом Христа смысла во многих его правилах уже не было….

Евангелие (от Луки): 1После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, 2и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, 3и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.

4Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: 5вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; 6а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; 7а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; 8а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

9Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

10Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

11Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; 12а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; 13а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; 14а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; 15а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

16Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.

17Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.

18Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то́, что́ он думает иметь.

19И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа.

20И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.

21Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.

Нет ни одного дела, которое бы не открылось. Любая тайна обязательно откроется, либо в веке этом, либо на Суде Божием. Тогда одним будет похвала, а другим – позор. Потому горе тем, у кого дела злы. Дела многих открываются уже здесь, в этом мире, так что считающий, что дела его никому не видны, очень заблуждается. Тем более, страшно, если злые дела совершил кто-то из верных Божиих. Мир ревниво следит за нами, вменяя в вину то, что подчас прощает и даже вменяет в добродетель своим сынам, а потому не упустит возможности воспользоваться падением одного из христиан, чтобы поглумиться над нашей верой. Об этом следовало бы помнить всем нам….

Суббота 23 декабря.

Праздников в этот день отмечается поистине огромное количество. Главный из них – праздник святителя Иоасафа Белгородского. В календаре перед его именем стоит значок «служба без праздничного знака», но в то же время, ему рекомендуется служить полиелей. Далее перейду к рассказу обо всех праздниках дня..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: