Память 18 / 31 декабря, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников Богородских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился 5 / 18 июня 1877 года в Москве в семье рабочего. Учился в народной школе. С 1893 года состоял певчим духовного хора.

Женился на Анне Никифоровне (род. 1879 г.), в их семье родилось шестеро детей: Наталия (старшая дочь, в юношестве, в 1917 г. умерла от тифа), Мария (1903 г.р.), Антонина (1905 г.р.), Алексей (1904 г.р.), Николай (1914 г.р.), Василий (1900 г.р.).

С декабря 1920 года и по 1921 год состоял псаломщиком в московской церкви Петра и Павла в Лефортове. По воспоминаниям родственников, исполняя обязанности псаломщика, он вел большую подготовительную работу дома: разучивал псалмы и молитвы, играя на скрипке под метроном.

6 сентября 1921 года был посвящен в стихарь епископом Богородским Никанором (Кудрявцевым).

С сентября 1921 года Сергей Астахов с женой Анной Никифоровной живёт в селе Троицкое-Ратманово (ныне село Ивашево Ногинского района Московской области). Их пятеро (к тому времени уже взрослых) детей живут отдельно. Он служит в церкви Троицы Живоначальной, и иногда его приглашают служить в церковь Вознесения Господня в Петропавловском в Обухове.

22 января 1922 года рукоположен во диакона епископом Никанором (Кудрявцевым).

26 ноября 1937 года был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации вместе с духовенством церкви Вознесения Господня в Обухове.

Начальник Ногинского РО УНКВД МО в обвинительном заключении писал:

"В мест.Сосновый Бор около пос.Обухово Ногинского района МО существовала группа контрреволюционно настроенных лиц из числа служителей религиозного культа, возглавляемая протоиереем церкви и настоятелем Соколовым. Участники контрреволюционной группировки собирались около церковной сторожки и в квартире Соколова, где между собой вели контрреволюционные разговоры пораженческого характера. Кроме этого, среди верующих также проводили контрреволюционную деятельность, высказывая контрреволюционную клевету на советскую власть и колхозы. В июле месяце 1937г. в день религиозного праздника "Вознесение" Соколов, как настоятель церкви "Петра и Павла", пригласил на службу благочинного Махаева, ныне арестованного за контрреволюционную деятельность, который с ведома Соколова перед верующими выступил с проповедью резко контрреволюционного содержания...".

Кроме того, лично диакон Сергий Астахов обвинялся в следующем: «"Будучи враждебно настроен против Советской власти, вместе с контрреволюционно настроенным попом Троицким, среди населения ведет антисоветскую деятельность. В июле месяце 1937 г. Астахов, будучи приглашен в церковь Петра и Павла в день религиозного праздника "Петров день", среди верующих, в присутствии ряда колхозников вел антисоветскую агитацию на тему о материальном положении колхозников в колхозах, возводил контрреволюционную клевету и говорил: "...Что это за жизнь в колхозах? Советская власть совсем замучила крестьян, крестьяне работают с утра до поздней ночи в поте лица, а сами сидят без хлеба и голодные... ".

Астахов восхвалял контрреволюционеров-террористов, говорил: "...Эти люди хотели повернуть все по-старому, они хотели дать нам хорошую жизнь, а их Советская власть расстреливает, но за них другие отомстят коммунистам...".

"Будучи в 1937г. [на богослужении] в церкви Петра и Павла с попом Соколовым, высказывал контрреволюционные настроения клеветнического характера"».

Был допрошен 28 ноября 1937 г. Виновным себя ни в одном из обвинений не признал. В период следствия содержался под стражей в Ногинской тюрьме

1 декабря 1937 года тройкой при НКВД СССР приговорен к 8 годам исправительно-трудовых лагерей.

Заключение отбывал в Бамлаге, в городе Свободный в Амурской области.

В 1942 году был арестован в лагере и приговорен к расстрелу.

Расстрелян 31 декабря 1942 года в Бамлаге, г. Свободный.

19 июля 1989 года был реабилитирован Прокуратурой Московской области по 1937 году репрессий.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2001 года.

Использованные материалы

  • Священномученик Сергий (Астахов) // Сайт Богородского благочиния Московской епархии
    • http://bogorodsk-blago.ru/saints/sergij-astahov/
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/no_dbpath/koi/newmr/?HY...b**

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где службу совершал о.Димитрий Осипов, настоятель храма Великомученика Димитрия Солунского поселка Пшада Геленджикского района, Геленджикского благочиния. Некогда он был диаконом в Свято-Троицком храме нашего города… Чин же полиелея возглавлял о.Антоний Новицкий в сослужении о.Евгения Кузнецова и о.Димитрия Осипова. Пели оба штатных хора собора. За исключением попеременного пения стихир в конце утрени, хоры пели, как обычно.

Молитву «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[265] пело духовенство в алтаре.

Евангелие на бдении (от Иоанна): 1В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.

2Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.

3Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.

4Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.

5И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. 6Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, 7и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.

8Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.

9Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.

10Итак ученики опять возвратились к себе.

11А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, 12и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.

13И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.

14Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

15Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.

16Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни́! - что значит: Учитель!

17Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.

18Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.

В конце службы о.Димитрий напомнил расписание воскресных служб и сообщил, что позднюю литургию будет совершать правящий архиерей.

Литургия.

В сам день, так как ожидается архиерейское богослужение, то я отправляюсь к службе пораньше. Погода в этот день пасмурная, прохладно. Вот, и храм. Верхние ворота храма, как всегда, открыты настежь. В самом храме служба уже идет. В центре, как и ожидается, стоит архиерейский амвон. На амвоне обычном стоят аналои с иконами для чтения входных молитв, а также расстелены орлецы. У солеи к празднику Рождества Христова поставлены две наряженные елки. Итак, читаются часы. На 6 часе заканчивается проскомидия[266], открывается завеса, и диакон кадит весь храм. Наконец, чтение часов заканчивается. Воцаряется ожидание. Один из чтецов начинает чтение молитв ко святому причащению. При чтении третьей молитвы начинается суета. На солею выходят иподиаконы с архиерейским жезлом и подсвечником. Значит, чина встречи не будет… И действительно, открываются Царские врата, и на амвон выходит правящий архиерей в сопровождении о.Евгения Кузнецова и о.Антония Новицкого, а также диаконов. Начинается чтение входных молитв, в которых священнослужители просят у Бога удостоить их возможности совершать литургию (чтение этих молитв для священника не отменяет необходимости чтения правила ко Святому причащению, даже более обширного, чем то, что предназначено для мирян). При чтении особых тропарей архиерей прикладывается к установленным иконам (после чего аналои убираются в стороны), а после чтение молитв просит прощения у верующих, а затем благословляет народ на три стороны. После этого духовенство снова уходит в алтарь. Царские врата закрываются. Проходит минут десять. прежде чем духовенство выходит в центр, уже в полном облачении. И вот, духовенство, поклонившись архиерею, выходит в центр, а иподиаконы с подсвечником и архиерейским жезлом становятся у амвона. Духовенство выстраивается и читает предначинательные молитвы. Псаломщик читает конечную молитву 6 часа (который не читался). «Время сотворити Господеви, преосвященнейший Владыко благослови… Помолися за ны, преосвященнейший Владыко, помяни нас преосвященнейший Владыко…» - Слышен голос диакона. Старший священник и диаконы берут благословение архиерея. Старший священник (о.Евгений Кузнецов) идет к престолу. а архидиакон Сергий идет на амвон.

Литургия. Малый вход.

Благослови Владыко!» - Произносит диакон и следует начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.» - Благословенное Царство Божие – это не только те райские обители, куда нам всем надлежит попасть (если мы не хотим угодить в ад, в место, уготованное не нам, но сатане), но и здесь, в здании храма, приготовленном Богу, но также, по слову Христову: «Царство Божие внутри вас есть». Каждый устраивает в течение своей жизни в себе дом либо для духов злобы, либо для Духа Божия и последнее есть Царство воистину благословенно, так как лишь в нем человек обретает искомое всем человечеством счастье, так что радости о Господи от него уже не отнимет никто. После этого начинается великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и о всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты. 

Отец Александр Лысенко, как и раньше, исполняет обязанности иподиакона, держа архиерейский чиновник, открывая его во время ектений, дабы архиерей читал положенные для чтения во время литургии священнические молитвы. Начинается пение антифонов. Звучит 103 псалом, в котором псалмопевец восторгается милостью Божией к человеку. Так как воспитанники регентско-псаломщических курсов на каникулах, то антифон этот поет верхний хор. «Благослови душе моя Господа [Благословен еси Господи]! Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желания твоя, обновится, яко орля (орленок), юность твоя. Творяй милости своя Господь и судьбы всем обидимым, сказа пути своя Моисеови и сыновом Израилевым хотения своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам, но по высоте небесней от земли сотворил есть Господь милость свою на боящихся Его. Елика отстоит восток от запад, тако удалил от нас беззакония наша, якоже щедрит Отец сыны, тако ущедрит Господь боящихся Его, яко позна создание наше, помяну, яко персть (земля) есмы. Яко человек трава дни его, яко цвет сельный, тако отцветет, яко дух пройдет в нем и не будет, и не познает к тому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся его и правда его на сынех сынов, хранящих Завет его и помнящих вся заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова престол свой и Царствие его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его и сильнии крепостию творящи слово (сильные в творении Слова Его), услышати глас Словес Его. Благословите Господа вси силы Его, слуги Его, творящии волю Его, благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его Благослови душе моя Господа!»

Как всегда, следует малая ектения, еще один призыв к молитве. Ектения – это в основном, не молитва, а призыв к ней, дабы и мы не стояли в храме бесцельно, но использовали это время для беседы с Богом. Отвечает на призывы диакона боковой хор. После чтения молитв при этой ектении архиерею подносят умывальнцу и он умывает руки, при этом находящийся рядом диакон скороговоркой прочитывает ряд псалмов (умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой….. и т.д.)….. После этого следует второй антифон, восхваляющий милость Божию и говорящий о том, что надежда на Бога не будет посрамлена: «Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем, пою Бога моего дондеже есть. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения, изыде дух – возвратится в землю свою, с ним же погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа, Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведныя, Господь хранит пришельцы, сира (сироту) и вдову примет и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род».

Этот антифон поет боковой хор. Во время пения этого псалма архиерей сидит в принесенном в начале литургии кресле. После этого боковой хор поет традиционное песнопение: «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!»  Архиерей в это время встает с кресла, которое на сей раз не убирается. И снова звучит ектения…. Начинается пение третьего антифона (поет верхний хор), включающего пение молитвы Благоразумного разбойника: «Помяни мя (в данном случае поется «нас») Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» и 9 заповедей Блаженства, данных Христом, которые, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, дают представление о том, что есть благо: осознание своей нищеты духовной пред Богом, плюс обнищание сомнительным «богатством» грехов, осознание и оплакивание с отвержением своих грехов, кротость и смирение, жажда правды Божией и оправдания, милосердие, которого в нас так не хватает, чистота сердца, стремление к миру и миротворчеству, до которого нам тоже далеко, и наконец, готовность принять любые страдания от ненавидящих имя Господне и радость, ибо «мзда ваша многа на небесех», как сказал Господь. Вот, текст с этими заповедями (Мф. Гл.5, ст 2 – 12): 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4Блаженны плачущие, (прежде всего, плачущие о грехах своих) ибо они утешатся. 5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Заповеди Блаженства, точнее, похвалы тем, кто идет по пути Христовому, в отличие от заповедей Закона

Синайского, имеющего больше запретов, чем повелений. Нишета духа – эта фраза дает повод неверующим

злословить нас, но на деле это означает лишь видение своей нищеты пред Богом, что без Бога он не способен ни к чему доброму, что всякое добро его на поверку отравлено злом, а желая искоренить в себе грех, он видит, что…. не может это сделать. И он понимает, что он ничто пред Богом, что он может лишь просить о помощи и лишь с помощью Божией способен одолеть путь спасения. «Я есть червь, а не человек» - вопит он вместе с псалмопевцем, желая спастись от своей нищеты. Плачущие – это не плачущие, вообще, как злословят неверующие, но плачущие, видя мерзость своих грехов. Однако «плач мирская производит смерть, а плач по Богу – жизнь…». И здесь речь не об унынии, лишающем сил, но о плаче деятельном, подвигающем на борьбу со злом в себе. Такому человеку, занятому оплакиванием своих грехов, некогда судить других, а потому он стяжает кротость, незлобие и даже благодарит обличающих его, ведь 90% обличений и поношений, которым мы подвергаемся – справедливы, но наша гордость мешает нам видеть это. А такой человек ясно видит это и благодарит напоминающих ему об этом. Жаждущий правды – это жаждущий оправдания Божия, жаждущий исполнения воли Божией в себе, жаждущий того, чтобы на нем Бог исполнил все, что пожелал. Таким образом, человек такой жаждет спасения и особенно жаждет достижения праведности не мнимой, но подлинной. Жаждущий же правды и смиренный человек и в ближнем видит Творение Божие и по слову апостола Иоанна Богослова, любя Бога, любит и творение Его и всячески помогает всякому из ближних не из страха перед заповедью «если вы что сделали малым сим, вы сделали это мне», но из любви, подражая Богу, всегда творящему добро и помогающему людям. Плод же заботы о спасении души есть чистота сердца, которая не собственными силами достигается, но с помощью Божией и такой человек также будет любить мир, мир в себе, который с очищением и будет нисходить на него от Бога, мир с ближними, к которому он будет стремиться, не по менторскому стремлению поучать других, но по любви, не терпящей злобы и вражды. И такой человек, любя Бога, вкусив мир Божий, вкусив сладкого, не сможет уже питаться горечью, которую дает мир сей и ради этой сладости будет готов терпеть всевозможные поношения и даже гонения, какие не способен претерпеть ни один человек и читая жития святых, иные даже не верят, что человек такое может претерпеть (даже некоторые рационалисты-богословы и те подвергают подлинность житий мучеников сомнению). Он и не может, но благодатью Божией он обретает эту силу претерпевать скорби от людей и всякие вообще и разумеет их, как поучения…. Таковы эти заповеди. Читая их еще раз, понимаешь, сколь ты сам далек от того пути, к которому призваны мы все. «Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен» - Так говорит Господь, заграждая уста говорящим, что святые – это какие-то другие люди, а нам им даже подражать не нужно…. Другого пути в Царство Божие нет. Боже, настави мя на путь правый!

Начинается малый вход. Из алтаря в центр направляется процессия из иподиаконов с архиерейским жезлом и дикирием и трикирием и рипидами, диакон с кадилом и еще один диакон – с Евангелием, а затем – священники, участвующие в литургии. Все выстраиваются в центре. Наконец, архидиакон Сергий испрашивает благословение на вход и следует возглас: «Премудрость прОсти». Затем духовенство традиционно начинает петь: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, Воскресый из мертвых, поющия Ти. Аллилуиа.» При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. Хор подхватывает со слов «Спаси ны……» и снова пропевает. По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение «бокового» хора «Исполла эти дэспота». Начинается пение тропарей и кондаков. При этом верхний тропарь пропевает воскресный тропарь, а духовенство… тут же поет кондак Недели Святых Отцов. И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и затем попеременно тремя хорами, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. И начинается пение Трисвятого, как всегда, попеременно хором и духовенством. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение хора, продолжающего петь Трисвятое протяжным распевом.

Возглашал прокимен и читал Апостольское послание архидиакон Сергий.

Чтения литургии. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

2В ней свидетельствованы древние.

3Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.

4Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.

5Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.

6А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

7Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.

8Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.

9Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; 10ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.

11Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.

12И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.

13Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; 14ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.

15И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; 16но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.

17Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, 18о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.

19Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.

20Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.

21Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.

22Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.

23Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.

24Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, 25и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, 26и поношение Христово почел бо́льшим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

27Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.

28Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.

29Верою перешли они Чермное море, как по суше,- на что покусившись, Египтяне потонули.

30Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.

31Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.

32И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, 33которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 34угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 35жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 36другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, 37были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 38те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 40потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

И снова нам читается отрывок из того же послания, где апостол рассуждает о вере. Он показывает соплеменникам примеры веры из отцов и праотцев Ветхого Завета, которые лишь получали обетования о спасении, но не самое спасение. Бог заботился о них, но прожив жизнь, они не получили спасения, а подобно многим, снизошли в ад, где ждали его. А мы имеем самое спасение, которое уже совершилось во Христе! И нам ли унывать, и давать волю маловерия, если все перечисленные подвижники, не имели этого спасения, с верой ждали его? И если они ждали веками, то нам остается ждать жалкие несколько десятилетий, пока мы разрешимся от тела и предстанем пред Богом. Вместо уныния мы призываемся с терпением проходить эту земную жизнь, дабы не лишиться уготованного нам…

«Аллилуиа» - возглашает пронзительный голос диакона, а на архиерейский амвон ставится аналой и в который

раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат рипиды по обе стороны от Евангелия, дикирий и трикирий также держат вблизи. С архиерея в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Иподиаконы с дикирием и трикирием становятся у аналоя с иконой праздника. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Матфея): 1Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

2Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; 3Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; 4Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; 5Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; 6Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; 7Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; 8Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; 9Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; 10Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; 11Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.

12По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; 13Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; 14Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; 15Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; 16Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

17Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

18Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.

19Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

20Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; 21родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

22А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: 23се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

24Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, 25и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

Евангельский текст Недели перед Рождеством является как бы предисловием к самому празднику, воспоминания событий которого еще будут звучать на службах. А ныне мы слышим родословную Христа, которая, как говорят, далеко не полная – упоминаются лишь важнейшие имена, упоминаемые в Писании. Цель у Евангелиста другая – напомнить, что Христос действительно, как о нем предсказывает Писание, происходит от рода царя Давида и, соответственно¸ от Иуды (Иегуда (Иехуд, Эхуд) по-еврейски), одного из сыновей праотца Иакова. Впрочем, здесь показана родословная Иосифа, который к рождению Христа не имеет отношения. Однако же, Дева Мариам также происходила от рода Давидова, хоть о ее родословной здесь не упоминается. Она по достижении 14 лет, когда девочек в те времена выдавали замуж, дала обет безбрачия, а потому ее не выдали, но отдали под опеку одного из уважаемых представителей рода Давидова – Иосифа, с которым, для видимости, обручили. И вот, вдруг выявляется беременность Мариам, давшей, как сказано выше, обет безбрачия. Иосиф, разумеется, заподозрил самое худшее, но не хотел открывать ее грех иудеям, так как, по Закону Моисееву, ее должны были побить камнями, но тайно выслать ее из дома. И только вразумление, бывшее от явившегося ему Ангела, спасло ее от еще худших бедствий. Разумеется, он, будучи человеком праведным, понимал, когда можно доверять духовным явлениям, а когда – нет, а потому принял опекаемую им. Так, СВЯТОЙ ДЕВЕ, давшей согласие на непорочное зачатие, приходится теперь терпеть смущения и скорби, которые, впрочем, ничтожны, в сравнении с тем, что ей придется претерпеть в будущем. Предание говорит о том, что ей пришлось претерпеть и скорби от иудейских начальников, которые следили за ее жизнью и только знамения от Бога спасли ее от побиения камнями…. Дав согласие на совершение через НЕЕ непорочного зачатия, она дала согласия терпеть все эти скорби. Началом скорбей этих было смущение и тяжкие подозрения в связи с ее беременностью (ведь она, как было написано, дала обет безбрачие), а концом – созерцание страданий и смерти ЕЕ Божественного СЫНА на Кресте. Впрочем, для нас это – не так важно. Важно то, что Бог приготовил себе, наконец, СОСУД, в котором вместился и в котором принял человеческую плоть. Но Господь пришел не для славы, а для спасения мира, спасения мира через собственные страдания, которые отчасти придется разделить и Ей, матери Его по плоти….

Заканчивается чтение, и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ под пение

«Исполла эти дэспота». Архиерейский амвон в это время убирается из центра и уносится. Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. При этом была вознесена особая молитва об успешном окончании строительства кафедральных соборов в честь апостола Андрея Первозванного – в Геленджике, а также в честь святителя Николая чудотворца – в Новороссийске.  Также, как всегда, диакон призывал к молитве о священноначалии, а в ответ на призыв к молитве о правящем архиерее отвечало сначала духовенство, потом оба хора. После этого снова была прочитана молитва о прекращении междоусобицы в Малороссии и вразумлении людей, озлобленных друг на друга. Была провозглашена и ектения об усопших, в которой мы призываемся молиться о наших братьях и сестрах, оставивших этот мир. Эта молитва напоминает и нам о том, что и нам надлежит оставить мир сей и дать ответ пред Богом. следует ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность.… В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. Звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу¸ ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Диакон кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий и трикирий, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной, архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. А затем, хор поет «Достойно есть…..».И после этого правящий архиерей возносит молитву, прося Бога помянуть (вспомнить) Святейшего патриарха Кирилла и митрополита Исидора, как главу Кубанской митрополии, после чего один из священников возносит такую же молитву о правящем архиерее. Традиционной для архиерейского богослужения выклички не было. После пения молитвы Господней и закрытия Царских врат перед причащением духовенства (что символизирует тайную вечерю Христову, совершаемую когда-то тоже при закрытых дверях), хор пел ирмосы канона Рождества Христова….

Причастников на литургии было очень много. Причащение шло на две чаши. И вот, причащение завершается. Как и всегда, частицы, вынутые во время поминовения на литургии, погружаются в Чашу с прошением к Богу омыть грехи всех, здесь поминаемых, Кровью Своей. Именно поэтому поминовение на литургии выше, чем на любой другой из служб и треб. Наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению и ты, не причащающийся на литургии, чувствуешь себя лишним и скорбишь о том, что не подготовился (впрочем, этого не бывает, если ты все-таки подготовился к сему Таинству). Читается заамвонная молитва, в которой священник просит помощи Божией всем молившимся в храме, дабы Господь сохранил их после того, как они после службы пойдут в мир с его злом.

Молебен.

Пока литургия завершается, у аналоя с иконой праздника расстилается орлец. Наконец, произносится отпуст и духовенство выходит в центр. Начинается служение новогоднего молебна. После всеобщего пения «Царю Небесный…» диакон читается Трисвятое по «Отче наш…», а затем – 64 псалом. Великая ектения посвящалась благодарению за пройденный год и молитве о благополучном начале будущего. После этого было провозглашено «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне» и тропари. Пелся тропарь благодарения, взятый из молебна Недели торжества православия:

Тропарь, глас 4-й:

Благода́рни су́ще недосто́йнии раби́ Твои́, Го́споди,/ о Твои́х вели́ких благодея́ниих, на нас бы́вших,/ сла́вяще Тя, хва́лим, благослови́м, благодари́м, пое́м и велича́ем Твое́ благоутро́бие/ и ра́бски любо́вию вопие́м Ти:// Благоде́телю, Спа́се наш, сла́ва Тебе́.

Тропарь, глас 3-й:

Твоих благодеяний и даров туне,/ яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко,/ к Тебе усердно притекающе,/ благодарение по силе приносим/ и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием:// слава Тебе, Боже Прещедрый.

И уже затем был пропет тропарь новолетия:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: