Софийский собор сегодня

История Софийского собора

Каменный собор в Полоцке появился после своих "старших сестер" в Киеве и Новгороде, построенных по образцу собора в Константинополе, и стал четвертым в мире храмом Святой Софии.

Греческое слово "софия", означающее "мудрость, мастерство", полочане объясняли шире – как великую человеческую общность, проявление единства жителей княжества.

Впервые храм упоминается в "Житии преподобной Ефросинии Полоцкой" и "Слове о полку Игореве" ХII века.

Величественное строение возводили византийские мастера и горожане в 1044 – 1066 годах по распоряжению князя Всеслава Чародея.

Архитектура Софийского собора

Софийский собор ХI века был особенным образцом древнерусского зодчества. С храмами в Киеве и Новгороде его объединяли крестово-купольная система, 5 нефов, галереи. Но были и свои уникальные черты, например:

  • вима – дополнительное алтарное разделение, образованное двумя столбами (это необычный прием для своего времени, который использовался только в Болгарии);
  • семиглавие храма, что символизировало семь Вселенских церковных соборов (у Киевской Софии было 13 глав, у Новгородской – 5).

В ХI веке Полоцкая София стала грандиозным сооружением – 26,4 м в ширину, 31,5 м в длину и высотой 31 м, толщина стен достигала 2,3 м.

В строительстве использовались плинфа и необработанные камни-валуны. Живописный рисунок на стенах создавала кладка в технике "утопленного" ряда.

Современный облик собор в Полоцке получил в XVIII веке: по замыслу Яна Глаубица на берегу Двины появилась величественная одноапсидная базилика двумя башнями-колокольнями, развернутая фасадом в сторону реки.

Роскошный интерьер внутри дополнили барочные колонны, лепные украшения и фигурные карнизы. На алтарном своде появилось барельефное изображение Троицы Новозаветной, а второй и первый ярусы украсили деревянная скульптура и роспись.

До наших дней частично сохранились старинные фрески, в том числе изображения Спаса Нерукотворного и копия знаменитой работы Леонардо да Винчи "Тайная вечеря".

Большая реставрация собора была проведена в 70-80 годы ХХ века. А в 2010-2013-х в ходе реконструкции храма обновились кровля, фасад и оконные проемы.

Софийский собор сегодня

В настоящее время Софийский собор – один из крупнейших культурных центров Беларуси. Здесь совершаются богослужения и обряды, проходят экскурсии, концерты и творческие вечера.

Софийский собор как музей истории архитектуры и концертный зал входит в состав Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

Музей истории архитектуры Софийского собора открылся в 1987 году. В его экспозиции представлены редкие экспонаты, повествующие об истории храма, особенностях архитектуры и его последней реставрации. Среди них – фрагменты кладки ХІ века, фундамент и фресковые росписи конца ХІ века.

Для самостоятельного посещения музея разработан аудиогид на белорусском, русском и английском языках, а также путеводитель с планом собора и картой Полоцка.

В 1983 году впервые слушателей собрал концертный зал в Софийском соборе, который славится своей великолепной акустикой, а с 1985 года здесь звучит орган.

Трудно поверить, что дом на площади Свободы, где в 1914 году впервые в Минске выступил Владимир Маяковский, а в 1917–м заседали органы советской власти, собирались снести. В 1979–м на этом месте проектировали новый корпус театра имени Янки Купалы. Против тогда выступил архитектор Сергей Багласов, член Минского горсовета общества охраны памятников истории и культуры, а теперь научный руководитель исторического центра столицы.

 Багласов был не один. Его поддержал коллега по обществу охраны памятников О.А.Трусов. 18 мая 1979 года они послали в газету «Звязда» обращение: «Под угрозой уничтожения находится самый ценный памятник революционного движения в Белоруссии....Невозможно себе представить даже мысль о том, чтобы ленинградский Смольный могли снести под предлогом его неудовлетворительного технического состояния или из–за того, что он будет мешать какому–нибудь проектируемому вновь зданию.

 В Минске же с такой невероятной идеей выступили архитектурные управления, проектировщики центра города, и горисполком, не разобравшись, принял решение о сносе памятника». Багласов предлагал открыть в доме музей революционного движения, где могли бы «демонстрироваться документальные фильмы, проводиться встречи с ветеранами партии». Письмо дошло до «Звязды». 22 мая из редакции его перенаправили в Минский горком КПБ на реагирование. Ответ оттуда пришел 29 июня: «...Ведется проектирование здания театра Я.Купалы на пл. Свободы. Эти материалы неоднократно рассматривались в вышестоящих партийных комитетах. Под пятно застройки театра попадает здание на площади Свободы, № 4. 1930-е годы. Авторам письма в горкоме партии дано разъяснение по данному вопросу». Казалось бы, поставлена точка. Но ученые не остановились. 27 августа написали письмо в Москву, в газету «Правда» — главный партийный орган печати в Советском Союзе: «Предприняты шаги к выселению расположенных в этом здании организаций в связи с предстоящим сносом. Готовится непоправимое нарушение закона СССР и БССР об охране и использовании памятников истории и культуры! В любую минуту можно ожидать сноса памятника.

 Для Минска это стало обычным явлением. Уничтожение культурного наследия под различными градостроительными предлогами превратилось здесь в закоренелую практику, которую не могут переломить ни постоянные выступления общественности, ни законы СССР и БССР об охране и использовании памятников.

После сноса ряда памятников культовой и гражданской архитектуры (даже находившихся под охраной государства), целого района исторической застройки XII — XIX вв. вдоль улицы Немиги, бывшего в годы Великой Отечественной войны районом минского антифашистского подполья (о необходимости сохранения этого района писала ваша газета в № 103 от 13 апреля 1969 г., но, несмотря на это, Немига была уничтожена), теперь очередь дошла и до памятников революционного движения. 2000-е годы.

Проектирование театра по–прежнему продолжается, памятник в любой момент может исчезнуть». Письмо в «Правду» раскрывало еще одну подробность: «И наконец, откровенной ложью и введением в заблуждение редакции «Звязда» является то, что авторам письма в горкоме партии дано разъяснение по данному вопросу. Авторов письма никуда не вызывали»....На дворе 2015 год. Мы с Сергеем Багласовым встречаемся у дома, который когда–то собирались снести. Архитектор принес вырезку из газеты «Правда» от 4 ноября 1979–го со статьей собкора по БССР Ивана Новикова «Дом на площади Свободы. Октябрьский репортаж».

26 марта 1980 года бюро Минского горкома КПБ и Мингорисполком приняли постановление «О реконструкции исторической части города Минска», с которого началось восстановление древнего сердца города, а Сергей Георгиевич стал активным участником этих работ, за что был удостоен специальной премии Президента деятелям культуры и искусства 2014 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: