Творчество М.Ю.Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) прожил очень короткую жизнь, но его творчество стало важной страницей в истории русской литературы.

Лермонтов рано начал пробовать свои силы в различных родах и жанрах. Но основанием его художественного мира явилась лирика.

Лермонтов сформировался в эпоху, последовавшую за декабристским восстанием. Это наложило отпечаток на все его творчество, придав всем текстам отпечаток драматизма. «Лермонтовский элемент» можно отметить в произведениях, посвященных трактовке традиционных для лирики тем (тема поэта и поэзии, тема любви). Кроме того, в творчестве Лермонтова наличествуют темы, которых не было в творчестве Пушкина (тема одиночества, предчувствия собственной ранней гибели).

Среди поэтических шедевров Лермонтова прежде всего должно быть названо стихотворение «Смерть Поэта» – поэтический отклик на гибель Пушкина, созданный под непосредственным впечатлением от трагической вести в конце января – первых числах февраля 1837 года. С него началась известность Лермонтова как поэта, преемника великого Пушкина.

В «Смерти Поэта» отчетливо выделяются три части. Первая, состоящая из 33 стихов, воспроизводит картину гонений и гибели великого Поэта. Во второй, начинающейся словами: «И он убит – и взят могилой», а кончающейся стихом: «И на устах его печать» (23 стиха), преобладают элегические интонации раздумья о трагической судьбе поэта. Третью часть образует шестнадцатистрочное «прибавление» – гражданская инвектива в адрес истинных виновников трагедии.

Одной из тем, заявленных в «Смерти Поэта» и получивших свое продолжение в лирике 1837 – 1841 годов, явилась тема поэта, его назначения и судьбы – одна из главных в лирике Лермонтова. Эта тема находит свое отражение в стихотворениях «Кинжал» (1838), «Поэт» (1838), «Пророк» (1841). Последний из названных текстов завершает в лирике Лермонтова тему «Поэт и общество». Показывая трагизм положения поэта, Лермонтов подчеркивает его верность своим «заветам».

Среди наиболее значительных произведений Лермонтова, посвященных гражданской тематике, могут быть названы «Бородино» (1837) и «Дума» (1838). В этих стихотворениях выражена общая мысль-упрек поколению 1830-х годов. Автор соотносит героизм и мужество участников Отечественной войны 1812 года и отношение к жизни своих современнников. Эти два стихотворения выразили жалобу Лермонтова «на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел» (В.Г. Белинский).

Тема свободы предстает в лирике Лермонтова как тема ее безнадежной утраты и одновременно – неискоренимости устремлений к ней. Наиболее характерным отражением этого эпохального противоречия становится образ узника («Узник» (1837), «Сосед» (1837), «Пленный рыцарь» (1840) и др.)

Одной из главных в лирике Лермонтова является тема одиночества («И скучно, и грустно», «На севере диком стоит одиноко...», «Утес», «Листок», «Выхожу один я на дорогу...»). В них – искреннее и глубокое страдание от невозможности преодолеть вынужденное одиночество, стремление вырваться из его трагического круга, жажда обретения «души родной». Этот сложный комплекс чувств и дум с огромной силой запечатлен в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен...» (1840).

Сближение индивидуально-личностного и народного сознания в поздней лермонтовской лирике становится одной из определяющих ее особенностей, например, в «Родине». «Родина» непреднамеренно, но достойно увенчала цикл зрелых стихотворений, опубликованных при жизни поэта. Н.А Добролюбов писал: «Лермонтов... обладал... громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасание от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение «Родина», в котором он становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно».

Лермонтов создал значительное количество произведений. Среди них могут быть названы романтические поэмы «Демон» и «Мцыри», «Пеня про купца Калашникова», драма «Маскарад», роман «Герой нашего времени».

«Герой нашего времени» – итоговое произведение М.Ю. Лермонтова, первый русский социально-психологический и философский роман в прозе. Вместе с «Евгением Онегиным» Пушкина и «Мертвыми душами» Гоголя «Герой нашего времени» стоит у истоков русского романа второй половины XIX века.

«Герой нашего времени» – гениальное воплощение «веления времени», этап в исторической эволюции романного жанра. При необычной сжатости он отличается насыщенностью содержания, многообразием проблематики – социально-исторической, психологической, нравственно-философской. Проблема личности – центральная в нем. Личность в ее отношении к обществу и миру, в ее обусловленности социально-историческими обстоятельствами и одновременно в противостоянии им – таков особый, двусторонний подход Лермонтова к проблеме.

Образ Печорина – одно из главных открытий Лермонтова – поистине эпохален. В нем получили свое выражение коренные особенности последекабристской эпохи, в которой, по словам А.И. Герцена, на поверхности «видны были только потери», внутри же «совершалась великая работа... глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная».

Лермонтов впервые в русской литературе вывел на страницы романа героя, который прямо ставил перед собой самые главные вопросы сознательного человеческого бытия – о цели и смысле жизни человека, о его назначении.  Несмотря на то, что Печорин так и не нашел цели в жизни – и в этом один из источников его трагизма, – неверно утверждать, что у него вообще не было значительных целей. Одна из них – в постижении природы и возможностей человека. Отсюда – нескончаемая цепь его психологических и нравственно-философских экспериментов над собой и другими. С этим связана и вторая его цель – самопостроение себя как личности, соизмеряющей свое поведение с неведомым герою «назначением высоким».

Лермонтовская концепция личности расширяла и углубляла возможности художественной типизации. Печорин – типический характер, художественный тип, но особого рода. Он – порождение определенных социальных обстоятельств, среды и в этом смысле представляет собой четко очерченный социальный тип. Но как целостная развивающаяся личность с ее внесословной ценностью он выходит за пределы социального типа. Изображение характера Печорина, сильного и твердого и одновременно противоречивого и «текучего», непредсказуемого в своем поведении и окончательной судьбе, пока смерть не поставит в его развитии последнюю точку, была тем новым, что вносил Лермонтов в художественное постижение человека. Образ Печорина – это и социально детерминированный тип, и незавершенное человеческое сознание, твердо очерченный характер и бесконечно развивающийся человеческий дух.

Анализируя произведения Лермонтова, можно говорить о своеобразии его художественной манеры. На всех этапах своего творческого пути он выступал и как романтик, и как реалист, с преобладанием в ранний период романтизма, в поздний – реализма.

Как поэт-романтик Лермонтов был представителем прогрессивного, революционного романтизма, выражавший решительное неприятие современной ему действительности и утверждавшим положительное начало жизни – героическую личность, понимающую жизнь как борьбу, как активное действие («Мцыри», «Демон»). Как писатель-реалист Лермонтов выразил то же решительное неприятие современной ему действительности, дал социально-психологическое обоснование этому неприятию («Герой нашего времени»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: