Ход игрового упражнения

 

Логопед раскладывает перед ребенком 6 картинок, предлагает внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Затем ребенок закрывает глаза,  логопед убирает одну из картинок и обращается к ребенку с вопросом: «Чего нет?»

 

Ребенок:

 

 венка

 катка

 угля

 огня

 бубна

 камня.

 

 

                           Упражнение «ПОДБЕРИ СЛОВА».

Цель:

 

1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры  5-го типа при употреблении  имен существительных винительного падежа.

2. Активизировать словарный запас.

 

Оборудование: предметные картинки: пальто, юбка, кофта, майка, белье, тапки, туфли, унты, чулки, гольфы, носки, утка, тыква, лейка.

 

Ход игрового упражнения.

     Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать». 

 

Логопед:                                      Ребенок:

 

Что можно шить?                        Пальто, юбку, кофту, майку, белье.

Что можно обуть?                       Тапки, туфли, унты.

Что можно штопать?                   Чулки*, гольфы, носки*.

Что можно слепить?                    Утку, лейку, тыкву

 

Упражнение «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».

Цель:

 

Упражнять в употреблении несклоняемого имени существительного «пальто».

Ход игрового упражнения.

 

Логопед предлагает заканчивать предложения словом «пальто».

 

Логопед:                                                     Ребенок:

В прихожей на вешалке висит...                пальто.

У мамы нет теплого зимнего...                  пальто.

Бабушки пришивает пуговицы к...             пальто. 

Брат пошел за...                                           пальто.

Малыш вышел гулять в новом...               пальто.

 

 Упражнение «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Цель:

 

1. Продолжать учить четко произносить слова  слоговой структуры  5-го типа.

2.  Учить составлять предложения по опорным словам.

 

Ход игрового упражнения.

Логопед предлагает ребенку составить предложения из отдельных слов.

 

Логопед:                                                      Ребенок:

Ольги, у, тапки, туфли, и.                      У Ольги тапки и туфли.

Ольга, ели, Инга, и, вафли.                     Ольга и Инга ели вафли.

Тополя, пух, ольха, на.                            Пух тополя на ольхе.

Илья, кидай, не, камни.                           Илья, не кидай камни.

Кегли, дайте, Ивану.                                Дайте Ивану кегли. 

Пальто, Толе, у, унты, и.                          У Толи пальто и унты.

 

 

                                            Упражнение  «ЗАГАДКИ».

Цель:

 

1. Продолжать учит четко произносить слова  слоговой структуры  5-го типа.

2.Развивать слуховое внимание и логическое мышление.

 

Ход игрового упражнения.

   Логопед предлагает ребенку отгадать загадки.

 

Логопед:                                                               Ребенок:

Во дворе поставлен дом,

На цепи хозяин в нем.                                         Будка.

 

Плещет теплая волна

В берега из чугуна:

Угадайте, вспомните,

Что за море в комнате.                                            Ванна.

 

Из железа тучка,

А у тучки ручка.

Эта тучка по порядку                                                                                                         

Полила за грядкой грядку.                                       Лейка.

 

Черные птички

На каждой страничке.

Молчат, ожидают

Кто их прочитает.                                                    Буквы.

 

 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ДВУХСЛОЖНЫХ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ

ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.

У дома ольха.

Мальвы увяли.

На Илье кепка.

Дайте Илье кегли.

На Татке новые тапки.

На окне капли воды.

Инга и Илья, пойте.

Коля, не кидай камни.

На майке моя метка.

Ольга и Инга едят вафли.

У Юльки на тумбе нитки.

Пух тополя на ольхе и мальве.

У Коли коньки. Он давно на катке.

Ольга больна. Мама дает ей капли.

 

 

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ.

                     (6-ой тип слоговой структуры).

 

Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

 

Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково». 

  Логопед:         Ребенок:                              Логопед:                  Ребенок:  
Бант –              бантик Лист –                      листик
Бинт –             бинтик Зонт –                           зонтик
Фант –                 фантик Мост –                          мостик
Куст -                 кустик Болт –                           болтик
Дождь –              дождик* Холм –                    холмик
Шарф –          шарфик*  

 

 

Упражнение «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ».

Цель:

1. Учит четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: предметные картинки: метла, губка, игла, нитка, булка, халва, вилка, ложка, масло, бинт.

 

Ход игрового упражнения.

     Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать». 

 

Логопед:                                                     Ребенок:

                                     

а) с окончанием «ОЙ».

 

Двор метут (чем?)                                   Метлой.             

Моются (чем?)                                         Губкой.

Шьют (чем?)                                            Иглой, ниткой.

Угощают (чем?)                                       Булкой, халвой.

Едят (чем?)                                               Вилкой, ложкой.

 

б) с окончанием «ОМ».

 

Хлеб намазывают (чем?)                          Маслом.

Рану бинтуют (чем?)                                 Бинтом.

 

Упражнение «ЧЕГО НЕТ?»

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен существительных множественного числа родительного падежа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: предметные картинки: винты, болты, банты, кусты, листы, зонты, волки, катки, куски, комки, узлы, козлы, дятлы, мосты.

 

Ход игрового упражнения.

 

Логопед, показывая ребенку картинку, называет предмет, изображенный на ней. Затем убирает картинку и просит ответить на вопрос:

«Чего (кого) нет?»

 

Логопед: Ребенок:          Логопед: Ребенок:  Логопед: Ребенок:

 

Винты –         винтов

Зонты –       зонтов

Узлы –  узлов
Фильмы –     фильмов

Волки –  волков

Углы –      углов
Банты –         бантов

Катки –  катков

Козлы –  козлов
Бинты –        бинтов

Куски –  кусков

Дятлы –     дятлов
Кусты –        кустов

Листы –      листов

Мосты –    мостов
   

 

       

 

Упражнение «ОДИН – ПЯТЬ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при согласовании числительного «пять» с именами существительными.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

3. Развивать слуховое внимание.

 

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

 

 

Логопед говорит ребенку: «Я буду называть один предмет, а ты пять таких предметов».

 

а) с нулевым окончанием.

 

Логопед:  Ребенок:                 Логопед:  Ребенок:

 

 

Одна комната – пять комнат Одна яблоня – пять яблонь
Одна конфета – пять конфет Одна котлета – пять котлет
Одни колготы – пять колгот Одно яблоко – пять яблок

 

б) с окончанием «ЕЙ»

Логопед:  Ребенок:                 Логопед:  Ребенок:

 

 

Один огонь – пять огней Один бивень – пять бивней
Один уголь – пять углей Один парень – пять парней*
Один камень – пять камней Один корень – пять корней*
Один ливень – пять ливней  

 

 

Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен прилагательных от имен существительных.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: