Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Русская христианская гуманитарная академия»
Факультет психологии и философии человека
Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры___________________ Протокол от ___________ № ___________ зав. кафедрой ____________________________________ | «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе К.и.н, доц. К.Е. Нетужилов «______» ________________2008 г. ________________________________ |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Курс, 4 семестр
Форма обучения дневная
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020400 «Психология»
Составитель Вахрушева И.А.
Санкт-Петербург
2008
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Русская христианская гуманитарная академия»
Факультет психологии и философии человека
Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры___________________ Протокол от ___________ № ___________ зав. кафедрой ____________________________________ | «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе К.и.н, доц. К.Е. Нетужилов «______» ________________2008 г. _________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Курс, 4 семестр
Форма обучения дневная
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020400 «Психология»
Составитель Вахрушева И.А.
Санкт-Петербург
2008
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Программа курса "Клиническая психология" составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальности 020400 «Психология».
Курс «Клиническая психология» является одним из базовых теоретических курсов в профессиональной подготовке психолога, так как в нем закладываются основы для формирования знаний о поведении и особенностях личности больных людей, протекания у них психических процессов, а также изучаются способы психологической помощи людям, страдающим различными заболеваниями.
Основным методом преподавания курса являются лекционные занятия, в процессе которых студенты овладевают теоретическими знаниями в области Клинической психологии. Также проводятся и лабораторные занятия с целью практического овладения навыками клинической диагностики.
Пояснительная записка
Курс «Клиническая психология» читается студентам в четвертом семестре и состоит из девяти тематических разделов. Итоговая форма контроля: зачет. Текущие формы контроля – аттестация по работе на лабораторных занятиях, а также учет самостоятельной работы студентов.
Цель курса – формирование у студентов знаний в области современного состояния клинической психологии.
Задачи курса:
· Сформировать целостное представление о методологических основах клинической психологии
· Изучить основы направлений клинической психологии: нейропсихологии, патопсихологии, психологических основ психотерапии, психологических проблем психосоматических взаимоотношений, а также психопрофилактики и психогигиены.
· Познакомиться с принципами и методами медико-психологического исследования в клинике, а также способами психологической помощи пациентам.
Требования к освоению дисциплины.
После изучения курса студенты должны
Знать
· историю, предмет, цели, теоретическое и практическое значение клинической психологии
· основные проблемы нейропсихологии как раздела, изучающего особенности нарушения психической деятельности при локальных поражениях мозга
· проблемы, принципы и методы патопсихологии как раздела, изучающего нарушения и особенности распада психической деятельности у больных людей, систематику нарушений восприятия, памяти, мышления, эмоций, воли
· проблемы психогений
· проблему нормы и патологии в рамках клинической психологии.
· концепции личности в клинической психологии, понятие внутренней картины болезни и масштаба переживания болезни
· проблему психосоматических взаимоотношений
· основные психологические проблемы психотерапии, психокоррекции и реабилитации
· основы психогигиены и психопрофилактики
· специфику психологии больного ребенка
Уметь
· проводить экспериментально-психологическое исследование нарушений восприятия, памяти, внимания, мышления и других психических процессов
· проводить нейропсихологическое исследование нарушений высших психических функций (речи, гнозиса, праксиса и др.)
· проводить психодиагностическое исследование изменения личности и особенностей внутренней картины болезни.
· собирать анамнез жизни и болезни пациента
Место курса в профессиональной подготовке выпускника.
Данный курс относится к блоку общепрофессиональных дисциплин. ГОС по специальности 020400 «Психология».
Программа курса строится на основе межпредметных связей с такими курсами как: «Общая психология», «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем», «Физиология центральной нервной системы», «Психология здоровья».
Материально-техническое оснащение
Бланки изучаемых клинических психодиагностических методик.
Формы проведения занятий
Основными методами преподавания курса являются лекционные занятия, в процессе которых студенты овладевают теоретическими основами в области клинической психологии, а также лабораторные занятия где у студентов формируются умениями работать с конкретными клинико-психологическими методами исследования.
Формы промежуточного и итогового контроля
Итоговые формы контроля: зачет по теоретическому курсу лекций по клинической психолгии. Текущие формы контроля - оценка выполнения индивидуальных практических заданий по клинической диагностике.
Объем дисциплины, виды учебной работы, формы текущего и промежуточного контроля
специалист
Форма обучения | очная | ||||||||||||||
Общая трудоемкость дисциплины | 120 | ||||||||||||||
Количество аудиторных часов | 60 | ||||||||||||||
Из них – лекций | 36 | ||||||||||||||
– лабораторных занятий | 24 | ||||||||||||||
Самостоятельная работа студента | 60 | ||||||||||||||
Текущие формы контроля | оценка выполнения индивидуальных практических заданий. | ||||||||||||||
Форма итогового контроля знаний | зачет | ||||||||||||||
Тематический план
Название темы | Всего часов | Лекции | Практ. занятия | Сам. работа | Контроль с/р | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. | 16 | 6 | 10 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предмет, цели и задачи клинической психологии | 3 | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Структура клинической психологии и история ее развития | 6 | 2 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные понятия клинической психологии. | 3 | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Понятие нормы и патологии в клинической психологии. | 4 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 2. | 20 | 4 | 8 | 8 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личность в клинической психологии. Акцентуации характера. | 10 | 2 | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психопатии. | 10 | 2 | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 3. | 13 | 5 | 8 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психогении. | 4 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Невроз. | 4 | 2 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психопатологические симптомы. | 3 | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 4. | 10 | 4 | 6 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общие вопросы психосоматики | 4 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Частные вопросы психосоматической медицины. | 10 | 2 | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 5. | 10 | 4 | 6 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предмет и задачи патопсихологии. | 4 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нарушения психических процессов. | 10 | 2 | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 6. Нейропсихология и ее проблемы. | 10 | 4 | 6 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предмет и задачи нейропсихологии | 4 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Частные вопросы нейропсихологии. | 10 | 2 | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 7. Психологические основы психологической коррекции, психотерапии и реабилитации. | 9 | 3 | 6 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психологическая коррекция. | 3 | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психотерапия. | 3 | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психологические основы реабилитации. | 3 | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 8. Психологические основы психогигиены и психопрфилактики. | 6 | 2 | 4 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психогигиена и проблемы сохранения психического здоровья. | 3 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Понятие о психопрфилактике. | 3 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 9. | 10 | 4 | 6 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проблемы аномального онтогенеза | 4 | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дети и болезнь | 7 | 1 | 4 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Смерть в мире детей | 3 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итоговый контроль (зачет) | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего часов | 120 | 36 | 24 | 60 | 14 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание курса