ПАЦИЕНТОВ С АПРАКСИЯМИ
Методологической основой отечественной реабилитации, наряду с принципами Л.С.Выготского и А.Р.Лурия, является теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина (Гальперин, 1966), применение которой в реабилитации подробно изложено Л.С.Цветковой (1979; 1980), Ж.М.Глозман (1983), Т.В.Ахутиной и Н.М.Пылаевой (1989; 1993), В.М.Шкловского (2009), Фукалова Ю.А. и Шкловского В.М. (2014) и другими авторами.
На сегодняшний день в нейропсихологической реабилитации можно выделить две основные стратегии работы:
• Восстановление
• Замещение
Стратегия восстановления предполагает реконструкцию тех механизмов и навыков повседневной жизни, которые были присущи пациенту до болезни. Стратегия же замещения предполагает построение новых механизмов и навыков для осуществления прежних целей (Цветкова Л.С., 2001).
В случае более легких расстройств, как правило, имеет смысл восстанавливать пострадавший навык, а в случае более грубых нарушений праксиса – обучать больного самого использовать компенсаторные стратегии поведения, либо предоставлять ему внешние подсказки.
|
|
Описанные ниже подходы и методы рекомендуется использовать на втором и третьем этапах реабилитации (Приказ Минздрава России 1705н)
Клинико-психологическая реабилитация пациентов с апраксией в аспекте механизмов и функций
В рамках аспекта механизмов для преодоления апраксии используют следующие методы. Для преодоления регуляторной апраксии ведущим методом является:
• Создание развернутых программ деятельности и действий и их постепенное сворачивание
Подробное описание методов работы с регуляторной апраксией, как частью более широкого синдрома нарушения программирования, регуляции и контроля деятельности содержится в клинических рекомендациях «Клинико-психологическая реабилитация пациентов с нарушениями регуляторных функций при повреждениях головного мозга»
Для преодоления кинестетической апраксии могут быть использованы следующие методы:
• пальчиковая гимнастика
• собирание мелких предметов со стола
• вкладывание маленьких предметов в большие
• лепка из пластилина
• вязание макраме
• определение структуры и формы предмета
Для преодоления кинетической апраксии могут быть использованы такие методы, как:
• обведение по контуру
• прописи
• одновременные движения двумя руками
• задания на реципрокную координацию движений (не используемые в тестах и пробах)
• постепенное объединение отдельных поз в последовательность
Для преодоления пространственной апраксии могут быть использованы такие методы, как:
|
|
• восстановление представлений о схеме тела с помощью смыслового обыгрывания частей тела с использованием зрительных опор
• складывание фигуры человека (или лица) из элементов
• показ частей тела на себе, на рисунке, на другом человеке
• отработка ориентации в окружающем пространстве
• работа с географической картой, часами
• отработка пространственного расположения букв и фигур
• конструированию пространственно ориентированного объекта
В качестве общих рекомендаций, не отражающих специфику формы апраксии, зачастую указывают следующие приемы:
• привлечение дополнительных опор (картинки с изображением движения, реальный показ движения)
• анализ задач движений
• оречевление движений
• использование разнообразной обратной связи
Более подробное описание приведенных и других методов работы содержится в ряде работ (Шкловский В.М., Визель Т.Г., 2000; Емельянова М.А. и соавт., 2012; Григорьева В.Н., Нестерова В.Н., 2013).