Клинико-психологическая реабилитация

ПАЦИЕНТОВ С АПРАКСИЯМИ

Методологической основой отечественной реабилитации, наряду с принципами Л.С.Выготского и А.Р.Лурия, является теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина (Гальперин, 1966), применение которой в реабилитации подробно изложено Л.С.Цветковой (1979; 1980), Ж.М.Глозман (1983), Т.В.Ахутиной и Н.М.Пылаевой (1989; 1993), В.М.Шкловского (2009), Фукалова Ю.А. и Шкловского В.М. (2014) и другими авторами.

На сегодняшний день в нейропсихологической реабилитации можно выделить две основные стратегии работы:

• Восстановление

• Замещение

 

Стратегия восстановления предполагает реконструкцию тех механизмов и навыков повседневной жизни, которые были присущи пациенту до болезни. Стратегия же замещения предполагает построение новых механизмов и навыков для осуществления прежних целей (Цветкова Л.С., 2001).

В случае более легких расстройств, как правило, имеет смысл восстанавливать пострадавший навык, а в случае более грубых нарушений праксиса – обучать больного самого использовать компенсаторные стратегии поведения, либо предоставлять ему внешние подсказки.

Описанные ниже подходы и методы рекомендуется использовать на втором и третьем этапах реабилитации (Приказ Минздрава России 1705н)

 

Клинико-психологическая реабилитация пациентов с апраксией в аспекте механизмов и функций

 

 

В рамках аспекта механизмов для преодоления апраксии используют следующие методы. Для преодоления регуляторной апраксии ведущим методом является:

• Создание развернутых программ деятельности и действий и их постепенное сворачивание

Подробное описание методов работы с регуляторной апраксией, как частью более широкого синдрома нарушения программирования, регуляции и контроля деятельности содержится в клинических рекомендациях «Клинико-психологическая реабилитация пациентов с нарушениями регуляторных функций при повреждениях головного мозга»

Для преодоления кинестетической апраксии могут быть использованы следующие методы:

• пальчиковая гимнастика

• собирание мелких предметов со стола

• вкладывание маленьких предметов в большие

• лепка из пластилина

• вязание макраме

• определение структуры и формы предмета

 

Для преодоления кинетической апраксии могут быть использованы такие методы, как:

• обведение по контуру

• прописи

• одновременные движения двумя руками

• задания на реципрокную координацию движений (не используемые в тестах и пробах)

• постепенное объединение отдельных поз в последовательность

 

Для преодоления пространственной апраксии могут быть использованы такие методы, как:

• восстановление представлений о схеме тела с помощью смыслового обыгрывания частей тела с использованием зрительных опор

• складывание фигуры человека (или лица) из элементов

• показ частей тела на себе, на рисунке, на другом человеке

• отработка ориентации в окружающем пространстве

• работа с географической картой, часами

• отработка пространственного расположения букв и фигур

• конструированию пространственно ориентированного объекта

 

В качестве общих рекомендаций, не отражающих специфику формы апраксии, зачастую указывают следующие приемы:

• привлечение дополнительных опор (картинки с изображением движения, реальный показ движения)

• анализ задач движений

• оречевление движений

• использование разнообразной обратной связи

 

Более подробное описание приведенных и других методов работы содержится в ряде работ (Шкловский В.М., Визель Т.Г., 2000; Емельянова М.А. и соавт., 2012; Григорьева В.Н., Нестерова В.Н., 2013).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: