Методы измерения показателей качества. Инструментальный метод

Факторы, влияющие на качество продукции и услуг

         К внутренним факторам относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежа­щего качества, т.е. зависят от деятельности самого предпри­ятия. Они многочисленны, и их целесообразно классифициро­вать в следующие группы: технические, организационные, эко­номические, социально-психологические.

Технические факторы самым существенным образом влия­ют на качество продукции. Поэтому внедрение новой техники и технологии, применение новых материалов, более качествен­ного сырья — материальная основа для выпуска конкуренто­способной продукции.

Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производст­венной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала, внедрением системы управ­ления качеством и его сертификации, улучшением работы слу­жбы ОТК и другими организационными мероприятиями.

Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, затратами на обеспечение необходи­мого уровня качества продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за про­изводство высококачественной продукции.

Социально-психологические факторы в значительной мере влияют на создание здорового социально-психологического климата в коллективе, нормальных условий для работы, вос­питание персонала в духе преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников за добросовестное отношение к работе — все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции. Иногда даже трудно понять, какие факторы более важны для решения рассматриваемой проблемы — технические или со­циально-психологические.

Внешние факторы в условиях рыночных отношений способ­ствуют формированию качества продукции (если предприятие не является монополистом). К ним в первую очередь относят­ся: требования рынка, т.е. покупателей; конкуренция; норма­тивные документы в области качества продукции; необходи­мость завоевания достойного места как на внутреннем, так и на внешнем рынке; обеспечение имиджа фирмы в среде покупа­телей, деловых людей и др.

 

 

Методы измерения показателей качества. Инструментальный метод

Измерением показателей качества объектов (изделий, услуг) занимается квалиметрия.

Квалиметрия — это наука, изучающая теоретические и прикладные проблемы оценки качества объектов (изделий, услуг, процессов, систем).

Квалиметрия ставит перед собой три основные практические задачи:

 1) разработку методов определения численных значений показателей качества продукции, сбора и обработки данных для установления требований к точности показателей.

 2) разработку единых методов измерения и оценки показателей качества.

 3) разработку единичных, комплексных и интегральных показателей качества продукции.

К методам оценки качества, используемым в квалиметрии, относятся:   

Инструментальный - основанный на использовании средств измерений. Различают автоматизированные, механизированные и ручные методы измерения.

Расчетный - заключающийся в вычислениях по значениям параметров продукции, найденным другими методами.

Статистический - использующий правила прикладной статистики и основанный на подсчете числа событий или объектов (например, при определении процента брака от общего числа изделий).

Органолептический - основанный на анализе восприятия продукции органами чувств без применения технических измерительных средств.

Социологический – основан на сборе и анализе информации о мнении фактических или возможных потребителей продукции.

Экспертный – основан на использовании и обобщении мнений группы экспертов.

Инструментальный (лабораторный, измерительный) метод определения численных значений показателей качества основан на информации, получаемой при использовании технических средств измерений (измерительных приборов, реактивов и др.). Использование технических средств осуществляется в соответствии с методикой проведения измерений и предполагает использование приборов и реактивов. Методика проведения измерений включает методы измерений; средства и условия измерений, отбор проб, алгоритмы выполнения операций по определению показателей качества; формы представления данных и оценивания точности, достоверности результатов, требования техники безопасности и охраны окружающей среды. Измерительным методом определяется большинство показателей качества, например, масса изделия, форма и размеры, механические и электрические напряжения, число оборотов двигателя. Основными достоинствами измерительного метода являются его объективность и точность. Этот метод позволяет получать легко воспроизводимые числовые значения показателей качества, которые выражаются в конкретных единицах: граммах, литрах, ньютонах. К недостаткам этого метода следует отнести сложность и длительность некоторых измерений, необходимость специальной подготовки персонала, приобретение сложного, часто дорогостоящего оборудования, а в ряде случаев и необходимость разрушения образцов. Измерительный метод во многих случаях требует изготовления стандартных образцов для испытаний, строгого соблюдения общих и специальных условий испытаний, систематической проверки измерительных средств

 

3. Принципы Ф. Кросби, определяющие последовательность действий по обеспечению качества продукции на предприятиях

Наиболее широкую известность получили 14 принципов (абсолютов) Кросби, определяющих последовательность действий по обеспечению качества на предприятиях.

 

-Четко определить ответственность руководства предприятия в области качества.

- Сформировать команду, которая будет претворять в жизнь программу обеспечения качества.

- Определить методы оценки качества на всех этапах его формирования.

- Организовать учет и оценку затрат на обеспечение качества.

- Довести до всех работников предприятия политику руководства в области   качества, добиваться сознательного отношения персонала к качеству.

- Разработать процедуры корректирующих воздействий при обеспечении качества.

- Внедрить программу бездефектного изготовления продукции(систему «ноль дефектов»).

- Организовать постоянное обучение персонала в области качества.

- Организовать регулярное проведение Дней качества (Дней «нулевых дефектов»).

- Постоянно ставить цели в области качества перед каждым работником предприятия.

- Разработать процедуры, устраняющие причины дефектов.

- Разработать программу морального поощрения работников за выполнение требований в области качества.

- Создать целевые группы, состоящие из профессионалов в области качества.

- Начать все с начала (повторить цикл действий на более высоко уровне исполнения).

 

Аксиомы Кросби

- каждый должен понимать качество как удовлетво­рение потребностей потребителя, а не только как улучшение продукта или его превосходство;

- достижение качества – система, направленная на предотвращение, а не на проверку и оценку;

- главным ориентиром в оценке качества должен быть “нулевой дефект”; неприемлемы уровни качества или процентное выражение брака;

- “цена несоответствия” – это путь к измерению качества.

 

        


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: