Легенды о причинах принятия христианства

Развернутый план ответа к  4 билету

Правление Владимира Святославовича. Принятие христианства на Руси.

Введение.

Одним из определяющих факторов развития нашего государства в течение тысячелетия явилось принятие христианства. Христианство стало основой развития русской культуры.

 

Усобицы между сыновьями Святослава.

У Святослава было 3 сына – Ярополк, Олег и Владимир. Ярополк правил в Киеве, Олег в древлянской земле, а Владимир в Новгороде. После гибели Святослава между его сыновьями началась усобица, в результате которой Олег Древлянский был убит, Владимир в сопровождении дружинника Добрыни «бежал за море», а Ярополк остался править Русью.

 Через 3 года Владимир с наемниками вернулся в Киев. Готовясь к схватке, они оба решили заручиться поддержкой сильного половецкого князя Рогволода, посватавшись к его дочери Рогнеде. Рогнеда выбрала Ярополка, сказав: «Не хочу разувать сына рабыни» (Владимир был сыном Святослава и рабыни Малуши. «Разувать» - после свадьбы жена должна была разуть (снять сапоги) мужа в знак покорности). Но Владимир, собрав большое войско, разбил и Рогволода и Ярополка, став князем Киевской Руси.

Известно, что Владимир был ярым язычником, что доказывает тот факт, что он в 980 г. провел языческую реформу, объявив Перуна высшим божеством, покровителем князя и княжеской дружины.

 

2. Русь языческая.

   Язычество – многобожие, политеизм.

   К x веку у славян язычество прошло 3 этапа своего развития:

1. Вера в упырей и вурдалаков (славяне поклонялись злым и добрым духам, управлявшим стихиями, явлениями природы. Этот период связан с охотой – основным занятием славян на данном периоде развития);

2. Поклонение Роду и Рожаницам. Род – земледельческое божество плодородия, богатства, благополучия и приплода. Переход к этому этапу языческому этапу веры связан с переходом славян к земледелию.

3. Появление антропоморфных богов (в человеческом образе). Перун выступает как главный бог, покровитель не только грома и молнии, но и князя и княжеской дружины.

А. Вера в духов: 1. духи лесные; 2. духи плевые; 3. духи воды; 4. духи воздуха; 5 духи дома;

Б. Вера в богов.

   Вопрос о том, сложился ли пантеон славянских богов, является очень сложным и спорным.          В сохранившихся скудных источниках о языческом периоде верований древних славян присутствуют 2 порядка верований: почитание видимой природы, т.е. культ природы и невидимой – культ предков и умерших.

Обожание природы выражалосьв поклонении солнцу, небу, воде, земле, ветру, деревьям, птицам, камням и т.д. Представления о существовании человека после смерти были достаточно скудным: замогильный мир представлялся продолжением настоящей жизни. Они верили в волшебство, тайную силу предметов, могущество слова (очень много было заговоров).

Пантеон – система взаимоотношений и родства, иерархии между богами.

С уверенностью можно лишь утверждать, что первым, верховным божеством был Сварог (бог неба, небесного огня. Сварог – сварил, сварганил, сотворил мир).

Сварожичи – сыновья Сварога, это – Даждьбог – бог солнца и света, податель тепла; Стрибог – бог ветра, воздушных стихий; Велес – покровитель скота и богатства (культ природы).

Кроме этого известны боги: Семаргл – бог огня, Макошь – богиня плодородия, покровительница женщин, домашнего очага, хозяйства, земли, Лада – богиня любви. Существует точка зрения, что пантеон сложился, т.к. можно в полнее определенно выделить первых, высших богов – это Сварог, который «сварил», «сварганил» все на земле и в космосе, его сыновей – сварожичей: Даждьбог, Хорс, Велес, Стрибог, Перун, и богов 3 – его поколения. И арабский путешественник Ахмед ибн Фадлан в начале 10в. видел на волжской пристани 1 большое изображение какого – то бога, окруженного малыми кумирами. Не дошло до нас сведений и о том, что у язычников – славян были какие-то храмы, жреческие кланы, но были капища под открытым небом и отдельные волхвы и кудесники, к которыми обращались за гаданиями и предсказаниями. Религиозные представления выражались в форме идолов. Идолам, которые ставились в основном на возвышенностях, отправляли славяне требы – жертвы. Не было у славян храмов, жреческих кланов, но были капища, идолы или кумиры и отдельные волхвы и кудесники, к которым обращались за гаданиями. Так, Игорь в 945 г. дав клятву перед Перуном о соблюдении заключенного договора с Византией, а Владимир, проводя языческую реформу, поставил на холме Перуна с серебряной головой и золотыми усами.

   Доказательством того, что четкого пантеона богов не сложилось, говорит тот факт, что бог солнца имел несколько имен – Даждьбог, Ярило, Хорс.

Культ предков выражен в форме почитания рода и рожениц. Обожествленный предок чествовался под именем чура (щура), эта форма дошла до нас в слове пращур, т.е. предок или в игре «чур меня», т.е. «защити, обереги меня». Слово «чересчур» обозначает «перебор», «сверх», т.е. это находится за неразрешенной границей. Чур - мера, граница. Славяне иногда совершив тризну над покойным, сжигая его, собирали кости в костре в посуду, и ставили эту посуду на столбы на распутиях, где скрещиваются пути, т.е. сходятся границы разных владений. Придорожные столбы, на которых стояли сосуды с прахом предков, - это межевые знаки, охранявшие границы родового поля. Отсюда суеверный страх славян на перекрестках. Не случайно вещие камни также лежали на перекрестках дорог.

Известный домовой пришел к нам также из языческого прошлого, т.к. умерший дедушка считалось, что защищает дом.

Выкуп невесты женихом также уходит корнями в языческие традиции. При господстве многоженства, своих девушек не хватало, тогда приходилось их красть или выкупать у другого рода.

        Были ли языческие славянские боги автохтонами (самостоятельными)?

        Полной самостоятельности в выборе богов и их имен не было, т. к. славяне имели контакты с соседними народами и заселение Восточно - Европейской равнины шло не с одного направления и не одной группой племен, а эти народы уже имели своих богов. Так, например, Хорс – слово персидского происхождения, Макошь – фино – угорского.

   Славяне прошли очень длительный период языческого развития, п очему же именно при Владимире было принято христианство?

 

3. Причины принятия христианства.

1. Выгодное торговое сближение с Византией.

2. Сближение с христианской Европой (династические браки)

3. Усиление власти князя (обожествление княжеской власти – «князь – помазанник божий»).

4. Объединение разных восточнославянских языческих племен на основе единой веры, идеологии, культуры и морали. Создание единого русского народа, нации.

5. Обещание людям воскрешения после смерти.

Легенды о причинах принятия христианства.

  В летописях сохранилось несколько легенд, связанных с решением о принятии новой единой монотеистической веры. Монотеизм – единобожие.

1. Перед тем, как принять новую веру, решил Владимир подробнее узнать о известных религиях. Призвал к себе Владимир бояр и торговцев и сказал им: «Идите сперва к болгарам и испытайте веру их. Идите еще к немцам, высмотрите у них все, а оттуда идите в Греческую землю…».

Долго ходили посланцы Владимира, но когда вернулись, то сказали: «Ходили мы в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса, сделав поклон, сидят и глядят как безумные, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем как рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже пребывать в язычестве».

Может быть, никаких посланцев и не было. Скорей всего, Владимир расспрашивал торговцев из разных стран об их вере. Но летопись донесла до нас именно такой вариант выбора веры.

 

2. С решением Владимира перейти в христианскую веру тесно связана в летописи история его женитьбы на византийской принцессе Анне, сестре императора – соправителя Василия и Константина. Правители Византии поставили Владимиру условие – креститься, т. к. не могли отдать христианку в жены язычнику. Владимиру не оставалось ничего делать, как креститься.

 

3. В 988г. пошел Владимир на Херсонес (Корсунь, Керч), но жители города закрылись и не хотели пускать Владимира. Долго осаждал киевский князь город, но никак не мог его взять, тогда дал он дал клятву - если возьму город, то приму крещение. Некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу с запиской, где было написано: «Перекопай воду, ибо она идет по трубам в город из колодцев». Владимир лишил город воды и корсуняне, лишенные воды, сдались.

Свою клятву Владимир выполнил.

 

Вернувшись из похода, Владимир повелел уничтожить языческих идолов, которые сам недавно приказал ставить. Они были изрублены и сожжены. Статую Перуна привязали к конскому хвосту и сволокли с горы к реке, а потом сбросили в воду.

После разгрома языческих капищ (место проведения языческих обрядов) Владимир приступил обращению киевлян в христианство.

 

5. Крещение Руси.

   Христианство было известно еще до 988г. Княгиня Ольга, жена Игоря была христианкой, часть дружины князя и купцов, которые имели контакты с Византией, не просто знали о христианстве, но и были христианами.

Сама дата крещения киевлян остается достаточно спорной. Историки называют разные годы, но все же традиционно принятие христианства Русью датируется 988 г.

   Летом 988 г. пришли византийские священнослужители в Киев. Киевлянам было предложено спустить в Днепр, зайти по пояс в воду, где они и были крещены все вместе.

   Многие люди не хотели принимать новую веру, поэтому крещение проходило под принуждением. У нежелавших креститься забирали имущество и угрожали расправой. Поэтому можно говорить о том, что крещение проходило насильственным путем. Наиболее ярые противники уходили в леса и организовывали языческие общины.

   Сам процесс христианизации восточных славян проходил более 100 лет. Например, новгородцев, народ вольный, крестили очень жесткими методами. Поэтому в Новгороде говорили: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем».

 

Двоеверие.

   Стремясь облегчить принятие славянами христианства, православная церковь освятила некоторые языческие праздники и переняла поклонение многим языческим божествам под видом культа святых. Языческими по происхождению являются праздники масленицы, Иоанна Крестителя (Ивана Купалы), Ильин день (языческое поклонение Перуну), день Святого Василия (поклонение языческому скотьему богу Велесу). Сохранилась вера в низшие божества – леших, домовых, русалок. Поэтому нельзя говорить о том, что на Руси сложилась православная вера по Греческому образцу. Сложилось двоеверие – слияние православия и частично язычества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: