Учреждение образования
«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко
(подпись)
____________________
(дата утверждения)
Регистрационный № УД-___________/баз.
АРХЕОЛОГИЯ
Учебная программа по курсу
Для специальности
История (отечественная и всеобщая»
2010
Составитель:
О.А. Макушников — доцент кафедры истории славян и специальных исторических дисциплин УО «ГГУ им. Ф. Скорины», кандидат исторических наук, доцент.
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
А.Л. Айзенштадт – зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин УО ФПБ МИТСО, к.и.н., доцент
В. П.Пичуков в.п. — к.и.н., доцент, истории Беларуси УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины».
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой истории славян и специальных исторических дисциплин УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
(протокол № __ от ____ _____________ 2010__);
Методическим советом исторического факультета
УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
(протокол № __ от ____ _____________ 2010__);
Ответственный за редакцию: О.А. Макушников
Ответственный за выпуск: О.А. Макушников
Пояснительная записка
Формирование и развитие социально-профессиональной компетентности специалиста, способного проводить теоретическое и практическое исследование исторических процессов на основе современных методов, усвоение основных теорий общественного развития в соответствии с формационными и цивилизационными подходами к рассмотрению процесса исторического развития обусловили необходимость и актуальность дисциплины в подготовке специалистов исторического профиля.
Целью дисциплины является усвоение студентами основных закономерностей развития человеческого общества на основании ископаемых памятников материальной культуры.
Задачами дисциплины являются:
– ознакомление студентов с понятийным аппаратом и терминологией дисциплины;
– усвоение основных закономерностей развития человеческого общества с древнейших времен на основании ископаемых памятников материальной культуры;
– овладение основами методики полевых и камеральных (кабинетных) историко-археологических исследований;
– овладение методологией историко-археологического исследования;
– анализ основных этапов этнической истории населения на территории Беларуси;
– формирование умений и навыков планирования, организации и ведения научных исследований, включая сбор, обработку и интерпретацию экспедиционных археологических материалов.
Общее количество часов – 74; аудиторное количество часов — 74, из них: лекции — 46, практические занятия — 28, самостоятельная управляемая работа студентов (СУРС) — ___. Форма отчётности — экзамен.
Примерный тематический план
№ п/п | Название раздела | Лекции | Практические | Семинары | Лабораторные занятия | СУРС | Всего |
1. | Археология как наука | 6 | 6 | 12 | |||
2. | Проблема происхождения и ранней истории человеческого общества | 6 | 6 | 12 | |||
3. | Мезолит и неолит | 6 | 4 | 10 | |||
4. | Энеолит и бронзовый век | 8 | 4 | 12 | |||
5. | Археология железного века | 10 | 6 | 16 | |||
6. | Средневековая археология | 10 | 2 | 12 | |||
Итого | 46 | 28 | 74 |
Содержание учебного материала
Раздел 1 Археология как наука
Тема 1 Археология: цель и задачи в исследовании человеческого прошлого
Определение археологии. Археология как составная часть исторической науки. Ее связь с другими гуманитарными и естественными науками. Становление и развитие археологии. Археологические источники. Виды археологических памятников. Стоянки. Селища. Городища. Погребальные памятники. Основные понятия археологической науки. Культурный слой. Стратиграфия и планиграфия. Археологические общности и культуры.
Тема 2 Археологическая периодизация и хронология
Археологическая периодизация. Общее и отличное археологической и общеисторической периодизаций. Создание первых археологических периодизаций археологами в XIX в. и их историческое значение. Хронология в археологической науке. Методы археологической датировки. Дендрохронология. Радиокарбонный (радиоуглеродный) метод датировки. Датировка по стратиграфии.
Тема 3 Основные методы археологического исследования
Методы полевой археологии. Методика археологических исследований. Археологические разведки. Археологические раскопки. Особенности исследования остатков поселений. Приемы раскопок захоронений. Полевое исследование курганных насыпей. Характер поиска грунтовых захоронений.
Раздел 2 Проблема происхождения и ранней истории человеческого общества
Тема 4 Ранний и средний палеолит (олдувай, ашель, мустье)
Процесс выделения человека из животного мира по данным археологии. Африканский и азиатский центры антропогенеза. Расселение человеческих коллективов. Ранний палеолит. Открытия Лики в Северо-Восточной Африке. Многогранники (сфероиды), чопперы. Жилища. Ашельская эпоха. Колун и ручное рубило. Техника обработки камня (леваллуа). Основные памятники эпохи раннего палеолита на территории бывшего СССР. Неандертальцы. Эпоха мустье. Остроконечник и скребло как основные типы орудий мустьерской эпохи. Техника ретуши. Орудия труда и оружие. Домостроительство. Мустьерские стоянки на территории Восточной Европы. Духовная культура древних обществ. Зарождение религиозной идеологии. Первые погребения. Расселение человека в эпоху мустье.
Тема 5 Поздний палеолит
Развитие главных направлений присваивающего хозяйства. Коллективная охота. Основные промысловые животные приледниковых районов. Рыболовство. Собирательство. Совершенствование техники обработки камня. Новые виды орудий труда и оружия. Вопрос о времени и путях заселения Америки и Австралии. Наскальная палеолитическая живопись на юге Франции и севере Испании. Сюжеты пещерной живописи, техника исполнения. Ареал распространения палеолитической живописи. Каповая пещера на Урале. Резьба по кости, мягким породам камня. Предметы мелкой пластики. «Палеолитические Венеры» и ареал их распространения. Костенковские стоянки.
Тема 6 Каменный век Беларуси
Проблема первоначального заселения территории Беларуси в советской и современной отечественной литературе. Местонахождения орудий труда мустьерского облика. Характер экономики. Юровичская стоянка. Стоянка Бердыж (Подлужье). Исследователи каменного века: К.М.Поликарпович. В.Д.Будько. В.П.Ксензов. Е.Г.Калечиц.