Тема 6 Каменный век Беларуси

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

 

________________ И.В. Семченко

              (подпись)

                           

____________________

       (дата утверждения)

                           

Регистрационный № УД-___________/баз.

АРХЕОЛОГИЯ

Учебная программа  по курсу

Для специальности

История (отечественная и всеобщая»

 

 

2010


Составитель:

О.А. Макушников — доцент кафедры истории славян и специальных исторических дисциплин УО «ГГУ им. Ф. Скорины», кандидат исторических наук, доцент.

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

А.Л. Айзенштадт – зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин УО ФПБ МИТСО, к.и.н., доцент

В. П.Пичуков в.п. — к.и.н., доцент, истории Беларуси УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины».

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой истории славян и специальных исторических дисциплин УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

 

(протокол № __ от ____ _____________ 2010__);

 

Методическим советом исторического факультета

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

 

(протокол № __ от ____ _____________ 2010__);

 

 

Ответственный за редакцию: О.А. Макушников

Ответственный за выпуск: О.А. Макушников

 


                                  Пояснительная записка

 

Формирование и развитие социально-профессиональной компетентности специалиста, способного проводить теоретическое и практическое исследование исторических процессов на основе современных методов, усвоение основных теорий общественного развития в соответствии с формационными и цивилизационными подходами к рассмотрению процесса исторического развития обусловили необходимость и актуальность дисциплины в подготовке специалистов исторического профиля.

Целью дисциплины является усвоение студентами основных закономерностей развития человеческого общества на основании ископаемых памятников материальной культуры.

Задачами дисциплины являются:

– ознакомление студентов с понятийным аппаратом и терминологией дисциплины;

– усвоение основных закономерностей развития человеческого общества с древнейших времен на основании ископаемых памятников материальной культуры;

– овладение основами методики полевых и камеральных (кабинетных) историко-археологических исследований;

– овладение методологией историко-археологического исследования;

– анализ основных этапов этнической истории населения на территории Беларуси;

– формирование умений и навыков планирования, организации и ведения научных исследований, включая сбор, обработку и интерпретацию экспедиционных археологических материалов.

 

Общее количество часов – 74; аудиторное количество часов — 74, из них: лекции — 46, практические занятия — 28, самостоятельная управляемая работа студентов (СУРС) — ___. Форма отчётности — экзамен.


Примерный тематический план

 

№ п/п Название раздела Лекции Практические Семинары Лабораторные занятия СУРС Всего
1. Археология как наука 6 6       12
2. Проблема происхождения и ранней истории человеческого общества 6 6       12
3. Мезолит и неолит 6 4       10
4. Энеолит и бронзовый век 8 4       12
5. Археология железного века 10 6       16
6. Средневековая археология 10 2       12
  Итого 46 28       74

 

 






Содержание учебного материала

Раздел 1 Археология как наука

Тема 1 Археология: цель и задачи в исследовании человеческого прошлого

Определение археологии. Археология как составная часть исторической науки. Ее связь с другими гуманитарными и естественными науками. Становление и развитие археологии. Археологические источники. Виды археологических памятников. Стоянки. Селища. Городища. Погребальные памятники. Основные понятия археологической науки. Культурный слой. Стратиграфия и планиграфия. Археологические общности и культуры.

Тема 2 Археологическая периодизация и хронология

Археологическая периодизация. Общее и отличное археологической и общеисторической периодизаций. Создание первых археологических периодизаций археологами в XIX в. и их историческое значение. Хронология в археологической науке. Методы археологической датировки. Дендрохронология. Радиокарбонный (радиоуглеродный) метод датировки. Датировка по стратиграфии.

 

Тема 3 Основные методы археологического исследования

Методы полевой археологии. Методика археологических исследований. Археологические разведки. Археологические раскопки. Особенности исследования остатков поселений. Приемы раскопок захоронений. Полевое исследование курганных насыпей. Характер поиска грунтовых захоронений.

 

Раздел 2 Проблема происхождения и ранней истории человеческого общества

 

Тема 4 Ранний и средний палеолит (олдувай, ашель, мустье)

Процесс выделения человека из животного мира по данным археологии. Африканский и азиатский центры антропогенеза. Расселение человеческих коллективов. Ранний палеолит. Открытия Лики в Северо-Восточной Африке. Многогранники (сфероиды), чопперы. Жилища. Ашельская эпоха. Колун и ручное рубило. Техника обработки камня (леваллуа). Основные памятники эпохи раннего палеолита на территории бывшего СССР. Неандертальцы. Эпоха мустье. Остроконечник и скребло как основные типы орудий мустьерской эпохи. Техника ретуши. Орудия труда и оружие. Домостроительство. Мустьерские стоянки на территории Восточной Европы. Духовная культура древних обществ. Зарождение религиозной идеологии. Первые погребения. Расселение человека в эпоху мустье.

 

 

Тема 5 Поздний палеолит

Развитие главных направлений присваивающего хозяйства. Коллективная охота. Основные промысловые животные приледниковых районов. Рыболовство. Собирательство. Совершенствование техники обработки камня. Новые виды орудий труда и оружия. Вопрос о времени и путях заселения Америки и Австралии. Наскальная палеолитическая живопись на юге Франции и севере Испании. Сюжеты пещерной живописи, техника исполнения. Ареал распространения палеолитической живописи. Каповая пещера на Урале. Резьба по кости, мягким породам камня. Предметы мелкой пластики. «Палеолитические Венеры» и ареал их распространения. Костенковские стоянки.

 

Тема 6 Каменный век Беларуси

Проблема первоначального заселения территории Беларуси в советской и современной отечественной литературе. Местонахождения орудий труда мустьерского облика. Характер экономики. Юровичская стоянка. Стоянка Бердыж (Подлужье). Исследователи каменного века: К.М.Поликарпович. В.Д.Будько. В.П.Ксензов. Е.Г.Калечиц.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: