Информационное обеспечение фармацевтического бизнеса

Информация играет большую роль в жизни общества.

Информация является одним из главных ресурсов любой организации.

К основным свойствам информации относятся:

1. Доступность.

2. Актуальность.

3. Полнота и точность.

Полнота информации упрощает использование ее обработки и анализа. Точность гарантирует, что не произойдет никакого искажения, которое могло бы видоизменить информацию.

Информационная потребность – необходимость получения потребителем определяемой его индивидуальными предпочтениями достоверной, достаточно полной информации в удобном для него виде по приемлемой цене.

Информационные приоритеты определяются 2 группами критериев:

- Выбор, который отражает свойства информации – доступность, качество, форму и способ передачи.

- Формирование информации – определяет направление поиска информации.

Классификация информационных ресурсов:

По содержанию информации:

- Законодательная (директивная).

- Статистическая.

- Конъюнктурная – сведенья об элементах рынка, его требованиях и отношениях производителей и потребителей.

По функции управления:

- Технологическая.

- Прогнозная и плановая – сведенья о перспективах развития организации.

- Маркетинговая – информация о взаимосвязях с рынком потребителей.

- Отчетно-учетная.

По степени обработки:

- Входная или первичная.

- Выходная.

Для изучения информационных потребностей субъектов фармацевтического рынка используют следующие методы изучения информационных потребностей:

Прямые (опросные) - основаны на опросе потребителей, информационная потребность которых изучается:

Анкетирование - наиболее распространенный вид опроса, в котором общение исследователя и респондента опосредовано текстом анкеты. Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков, письменный опрос большого количества людей с помощью опросных листов (анкет), производится по заранее разработанному перечню вопросов анкеты. Анкетирование предполагает, что опрашиваемый заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него, реже анкетер заполняет вопросник со слов опрашиваемого. По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным или групповым, когда относительно за короткое время можно опросить значительное число людей.

Метод анкетирования позволяет в сравнительно короткий срок получить большое количество информации, которую можно подвергнуть количественному анализу с помощью математических и статистических методов с использованием вычислительной техники. Количественные данные, полученные путем анкетирования, затем дополняются качественным анализом.

Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.

Анкета - это объединенная одним исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета исследования.

Анкеты бывают открытыми (предполагают ответ на вопрос), закрытыми (выбрать ответ из ряда предложенных) и смешанными. При составлении анкет важно соблюдать следующие правила: вопросы должны быть тщательно составлены, предельно конкретны, корректны, доступны, они не должны содержать в себе скрытых подсказок желаемого ответа, но должны быть взаимопроверяемыми. Основная часть анкеты состоит из вопросов, связанных с целями и задачами исследования, а также самой процедурой заполнения анкеты. Большое значение имеют очередность вопросов, их формулировка, графическое оформление. Вопросы и варианты ответов, как правило, предлагается выделять шрифтом, номером, рамками. Текст анкеты обычно адаптируется с учетом уровня культуры и образования респондентов. Возможно использование схем, графиков, которые могут активизировать внимание участников опроса. Анкетирование предполагает очный индивидуальный опрос посетителей аптеки.

Данный метод обладает следующими достоинствами:

- высокой оперативностью получения информации;

- возможностью организации массовых обследований;

- сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;

- отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;

- невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих.

- Интервьюирование – целенаправленная беседа по заранее подготовленным вопросам для диалога.

Косвенные методы (документальные) – основаны на анализе документальных источников.

Вторичные методы (кабинетные исследования):

 - традиционный анализ документов (анализ документов с конкретной точки зрения);

 - информативно-целевой анализ (анализ информативности документов);

Основными характеристиками данных методов являются:

- Точность – степень приближения выявленных в процессе исследования информационных потребностей к объективным. Метод анкетирования менее точен, чем интервью.

- Трудоемкость – затраты времени на разработку метода. Метод анкетирования и интервьюирование по трудоемкости равны.

- Время реализации – время, затраченное на проведение исследования. Метод анкетирования требует меньше времени, чем интервьюирования.

- Реализуемость – возможность осуществить изучение информационных потребностей конкретными методами. Метод анкетирования позволяет охватить более широкий круг потребителей.

- Восприятие метода – характеризует метод с точки зрения психологического восприятия его специалистами.

Изучение информационных потребностей путем применения косвенных (документальных) методов специалистами (врачами) может быть реализовано при использовании следующих методов:

Для врачей на этапе сбора информации важна:

- Полнота использования ассортимента ЛП – отношение арсенала ЛП, используемых врачом, к существующему ассортименту ЛС, выраженное в процентах.

- Частота назначения ЛП – отношение числа назначений врачом конкретного ЛП к общему числу назначений, выраженное в процентах.

Источники фармацевтической информации:

1) Интернет-ресурсы.

2) Печатные издания.

Для принятия эффективных маркетинговых решений необходима объективная, оперативная, конкретная информация, которая создается маркетинговыми информационными системами – это системы взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов, предназначенных для сбора, анализа, распространения информации с целью принятия эффективных маркетинговых решений.

Организация исследования, сбор и обработка информации осуществляется в тесной связи с целями маркетингового исследования, выбранными методами проведения исследования, сбора и анализа информации. На этом этапе определяют способ организации исследования, методы его проведения, разрабатывают инструментарий, выбирают методы сора и обработки информации.

Интерпретация и использование полученных результатов. Результаты проведенного исследования представляют в форме письменного аналитического отчета, который содержит информацию об исполнителе, цели, предмете и процедуре исследования, полученных результатах и степени их достоверности.

Результаты маркетинговых исследований могут быть использованы для принятия решений в области сегментирования рынка, разработки плана маркетинга и его отдельных инструментов, конкурентоспособности товара и организации.

Маркетинговыеинформационные системы (МИС) – обеспечивают фармацевтическую организацию всей необходимой информацией, способствуют росту объемов реализации продукции, увеличению доли фирмы на рынке сбыта и повышению ее рентабельности.

Маркетинговые информационные системы в области лекарственного обеспечения разрабатываются и используются специалистами здравоохранения, фармацевтических организаций для повышения эффективности и безопасности лечения.

Информационный поиск – совокупность логических и технических операций по выявлению документов, отвечающих запросу потребителя.

Традиционно документы, отвечающие запросу потребителя, были представлены на бумажных носителях:

- Государственный реестр ЛС.

- Регистр ЛС России.

- Справочник Видаль.

Первичными документами, содержащими исходную информацию, являются документы, классифицирующиеся на:

- Опубликованные – предназначены для широкого распространения.

- Неопубликованные – не рассчитаны на широкое распространение. (Диссертация).

- Непубликуемые – содержат данные для составления новых документов (торгово-финансовый план, отчет о рецептуре).

Каналами распространения первичных документов служат различные виды изданий. Издания – это произведение печати, полиграфически оформленное, прошедшее регистрационно-издательскую обработку, имеющее выходные данные.

В состав печатных изданий в области фармации можно включить следующие:

- Научно-аналитического характера – журналы «Фармация» и «Ремедиум».

- Информационно-аналитического характера – газета «Фармацевтический вестник».

- Научно-практического характера – журналы «Новая аптека», «Экономический вестник фармации», «Фарматека», «Российские аптеки», «Фармацевтическое обозрение».

- Научно-популярного характера – журналы «Леди Вита», «Да Сигна», «Аптечное дело».

Вторичные документы являются результатом аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в первичных документах.

Вторичные документы выполняют 2 функции:

1) Оперативное оповещение потребителей о появлении первичных документов.

2) Изложение в сжатом виде первичных документов.

К вторичным документам относятся:

1. Библиографическое описание.

2. Аннотация – краткая характеристика содержания, назначения формы

3. Реферат – сокращенное изложение содержания первичного документа, основных фактических сведений, вывод.

4. Обзор – дается сводная характеристика определенного вопроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: