Общие методические рекомендации к семинарским занятиям

Содержание

 Предисловие.

1 Общие методические рекомендации к семинарским занятиям.

2 Методические рекомендации по подготовке творческих работ.

3 Темы на методические рекомендации к семинарским занятиям.

4 Образец оформления творческих работ.

 Литература.

 

Предисловие

    Вы получили методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий, которые разработаны на основании учебной и рабочей программ, с учетом целей и задач изучения дисциплины "Основы философских знаний» при подготовке специалистов в высших учебных заведениях 1-2 уровней аккредитации.

    Философия является открытой системой знаний, непрерывно обновляющейся, где нет навсегда зафиксированных аксиом, законов и доказанных на их основе теорем. Ее живая стихия - это множество вопросов и напряжённые размышления над вечными проблемами человеческого бытия.

    Обобщая теоретическое, методологическое и интеллектуальное наследие, которое способствует развитию культуры мышления, самостоятельности суждений, выработке надежных методологических ориентиров, необходимых для успешной теоретической и практической деятельности. Особое место в этом процессе занимают семинарские занятия.

    В пособии изложены различные формы семинарских занятий, темы и вопросы вынесенные на рассмотрение семинаров; предложены проблемные задания; перечень рефератов и выступлений; предложения по организации дискуссий, "круглых столов", деловой игры и список рекомендуемой литературы.

    Эти методические рекомендации сориентируют Вас на самостоятельный поиск решений поставленных проблем, позволят проверить свое понимание и знание основного материала, понятий и принципов которыми оперирует философия.

    Они помогут решать основные проблемы своего бытия, которые выдающийся немецкий философ И. Кант обозначил в своей триаде: "Что я должен знать? Что я должен делать? На что я надеяться? "

Итак, читайте, думайте, осознавайте... и будем умнее, более эрудированнее и увереннее.

Коллектив НСГ

"Прометей"

 

 

Общие методические рекомендации к семинарским занятиям

    Семинарские занятия как форма обучения имеют очень давнюю историю, своими корнями уходят в античность. Слово "семинар" латинского происхождения, "seminarium" - "рассадник" и связано с функцией "посева" знаний от преподавателя к студентам и "прорастанием" их в сознании студентов, способных самостоятельно мыслить и воспроизводить знания на практике.

    Семинары проводились в древних греческих и римских школах как соединения диспутов, сообщений учащихся, комментариев и выводов учителя.

    С XVII века н.э. они используются в Западной Европе, а с XIX века - в российских университетах. Эта форма обучения постоянно расширялась, реагируя на изменяющейся задачи стоящие перед высшей школой.

    Сегодня семинар является одним из главных видов практических занятий погуманитарных дисциплин и эффективным средством развития у студентов культуры научного мышления, которое включает:

• развитие творческого профессионального мышления;

• познавательную мотивацию;

• профессиональное использование знаний в условиях обучения;

• овладение языком философии;

• навыки оперирования понятиями, формулировками, определениями;

• овладение умением ставить и решать интеллектуальные проблемы

и задачи;

• отстаивать свою точку зрения.

    Семинарские занятия проводятся с академической группой, на них обсуждаются ключевые темы дисциплины или наиболее сложные для усвоения и понимания вопросы. Завершаются занятия обобщением преподавателя и оценкой участия студентов в семинаре, которая учитывается при выставлении  итоговой оценки по дисциплине.

    В практике высших учебных заведений 1 и 2 уровней аккредитации применяются различные виды семинарских занятий:

• семинар вопросов и ответов;

• семинар - развернутая беседа, предусматривающий основательную подготовку студентов по вопросам, которые рассматриваются и проводятся на старших курсах;

• семинар, предусматривающий устные ответы студентов с последующим их

обсуждением;

• семинар-дискуссия по принципу "круглого стола", "метаплана", "презентации";

• семинар, который предусматривает обсуждение письменных рефератов студентов и их оценку;

• семинар - конференция, работа с малыми группами;

• семинар - решение проблемных задач, конкретных ситуаций;

• семинар - пресс-конференция;

• семинар "мозговая атака";

 семинар может готовиться и проходить в форме "потока идей";

• научная студенческая конференция по специальности и тому подобное.

Семинарские занятия являются одной из главных форм развития самостоятельной работы студентов.

Во время семинара, на основе коллективного творческого обсуждения, обмена мнениями, товарищеских споров происходит не просто повторение материала лекции, учебника, а решается ряд важных проблем:

• во-первых, на семинарских занятиях систематически углубляются

знания студентов;

• во-вторых, семинар позволяет выявить и заполнить пробелы

в знаниях студентов, опровергнуть ложные суждения;

• в-третьих, семинар формирует навыки и умения самостоятельной работы

над литературой, первоисточниками, учит анализировать процессы

и явления, делать выводы;

• в-четвертых, вырабатываетв участников семинара навыки

пропагандистской работы.

    На семинарах при обсуждении студентами поставленных вопросов открываются большие возможности для установления связи с жизнью, современностью, профилем учебного заведения.

    Главное назначение семинара - быть школой творческой мысли, подводить итоги самостоятельной работы студентов.

    План семинара и рекомендуемую литературу студенты получают на первом занятии по теме.

    При подготовке к семинару студенты должны проработать основную и дополнительную литературу. По поручению преподавателя, студенты подбирают к семинарского занятия наглядные пособия: схемы, плакаты, таблицы, ТСО, раздаточный материал и логические задачи.

    Отдельные студенты, по поручению преподавателя, подготавливают доклады, рефераты, презентации, широко используя специальную литературу и консультации с преподавателем.

    Задания по подготовке доклада, реферата или презентации студенты должны получить за 2-3 недели до семинара.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: