Тема 1.1.13. Особенности альпинизма как вида спорта – 1 час теоретических занятий.
Место альпинизма в российской системе физического воспитания и его особенности. Специфика проведения соревнований в альпинизме. Характеристика обстановки и условий, в которой протекает деятельность альпиниста. Альпинизм как коллективный вид спорта. Физиологические, морально-этические, воспитательные и социальные аспекты альпинизма. Характер физических и психологических нагрузок. Прикладное значение альпинизма: хозяйственное, научное, военное. Обеспечение безопасности в альпинизме. Скалолазание и ледолазание – эффективные способы подготовки альпиниста.
Табельное снаряжение и экипировка альпиниста – 1 час теоретических занятий и 1 час практики.
Классификация снаряжения: личное и групповое, табельное и специальное. Основные требования, предъявляемые к снаряжению и экипировке, применяемым в альпинизме. Перечень табельного снаряжения для начинающих альпинистов, выдаваемого им на время пребывания в горах, его характеристики.
Назначение группового табельного снаряжения и его характеристика. Личная экипировка альпиниста. Правила использования, повседневного ухода, сбережения и транспортировки снаряжения. Подготовка его к проведению занятий.
Тема 1.1.14. Формы горного рельефа. Опасности в горах и меры предосторожности, применяемые в альпинизме – 2 часа теоретических занятий.
Образование горного рельефа. Формы гор: складчатые и сбросовые. Зависимость формы гор от их возраста. Породы, слагающие горы. Макро – и микрорельеф. Разрушение горных пород. Камнепадоопасность. Действия движущихся ледников. Отложение и накопление осадочных пород. Крупные формы горного рельефа и их элементы. Ледники и их виды. Области питания и таяния. «Закрытые» и «открытые» ледники. Причины образования трещин и распознавание их на закрытом леднике. Снежные мосты на леднике. Снежно-фирновый рельеф. Лавины и их последствия. Горные реки и сели. Климатогеографические и орографические особенности высокогорья как источник опасных ситуаций. Недостаточная всесторонняя подготовка и неправильное поведение альпиниста – основной источник опасности. Меры безопасности. Профилактические меры.
Сдача физнормативов – 1 час практических занятий.
Проверка общефизической подготовленности проводится на 2-й день пребывания начинающих альпинистов в горах.
Для приема физических нормативов по ОФП распоряжением по альпинистскому мероприятию назначается комиссия. Нормативы по ОФП см. в Приложении № 6.
Способы и приемы страховки – 1 час теоретических занятий и 2 часа практики.
Повторение и практическая отработка темы 1.1.7. Средства страховки, самостраховки, страховки партнера. Физические основы компенсации динамического рывка. Объекты трения. Способы и формы страховки. Организация страховочной точки (станции). Принцип движения связок. Понятие динамической и статической страховки.
Тема 1.1.15. Организация и назначение спасательной службы в горах – 1 час теоретических занятий и 1 час практики.
Назначение и задачи контрольно-спасательной службы в горах. Организация работы МЧС района и спасательного отряда альпинистского мероприятия заключается в профилактике и контроле за безопасностью проведения альпинистских мероприятий; в организации и проведении спасательных и поисковых работ; в расследовании несчастных случаев в альпинистских мероприятиях; в подготовке кадров спасательной службы; в контроле за охраной окружающей среды.
Порядок выпуска альпинистов в высокогорную зону. Определение контрольных сроков. Порядок выхода спасательного отряда в высокогорную зону.
Сигналы бедствия в горах. Правила подачи сигналов бедствия и ответов на них. Общепринятые сигналы и время связи в районе. Обязанности альпиниста, принявшего сигнал бедствия.
Первая доврачебная помощь пострадавшему и транспортировка – 2 часа теоретических занятий и 1 час практики.
Передвижение по скалам и страховка – 5 часов практики.
Отработка приемов лазания в разных направлениях по скалам различного рельефа с верхней страховкой. Приемы страховки и самостраховки через выступы, крючья, петли и т.д. Организация массовой страховки – «перил» – при передвижении по скалам средней сложности. Приемы и средства страховки и самостраховки при передвижении по закрепленной веревке. Приемы передвижения по «перилам»: подъемы, траверсы, спуски. Самостраховка в местах перехода с одних перил на другие. Демонстрация работы связки из двух человек на скальном рельефе (выполняют инструкторы или стажеры). Приемы лазания, взаимная страховка, работа с крючьями, петлями, смена направляющего в связке, организация и проведение спуска по закрепленной веревке (дюльферу), спортивный спуск, продергивание веревки после окончания спуска. Работа с веревкой во время движения связки. Выбор места для самостраховки и страховки. Команды. Темп. Взаимопомощь во время движения. Передвижение связок по простым скалам, отдельным камням. Одновременное и попеременное движение. Взаимодействие связок. Организация работы связок на спуске, движение последнего, страховка для него.
Тема 1.1.16. Подготовка и проведение учебно-тренировочных походов и восхождений на значок «Альпинист России» – 2 часа теоретических занятий.
Знакомство с маршрутом похода и восхождения, тактический план выхода. Подбор и подготовка снаряжения и питания. Распределение груза. Порядок оформления выхода в высокогорную зону. Медицинский осмотр. Распределение обязанностей. Режим движения колонны. Поведение и дисциплина в походе и на стоянках. Правила безопасности при передвижении в высокогорной зоне.
Передвижение по тропам, травянистым склонам, осыпям – 3 часа практики.
Организация и режим движения на подходах. Меры безопасности на тропах, травянистых склонах и осыпях. Самостраховка и самозадержание. Техника движения. Тема отрабатывается при подходах к местам занятий.
Переправа через горные реки – 3 часа практики.
Особенности и опасности горных рек. Главные критерии выбора места, способа и времени переправы. Обеспечение безопасности при массовой и индивидуальной переправах. Переправа на подручных средствах. Переправа вброд в одиночку, вдвоем, шеренгой, по перилам, вдвоем. Переправа над водой, по камням, перебрасывание бревна и переправа по бревну. Воздушная переправа.
Организация бивуака – 2 часа практики.
Выбор места бивуака и подготовка площадки для установки палатки в лесу, на поляне, на травянистом склоне, на моренах, на осыпях. Хранение на бивуаке продуктов питания и снаряжения. Приготовление пищи. Гигиенические требования к бивуакам. Работа отделения на бивуаке.
Тема 1.1.17. Географический обзор данного высокогорного района – 1 час теоретических занятий.
Административное и географическое положение данного района. Главнейшие хребты, горные узлы, долины, ущелья, реки и ледники района. Направление основного хребта и его боковые отроги. Основные вершины и перевалы района (названия, высоты и подходы к ним, классификационная сложность отдельных маршрутов).
Граница снеговой линии в районе. Климатические особенности района. Основной вид растительности, животный мир. Структура скальных пород, характерная для района. Маршруты перевальных походов и зачетных вершин района.
Основные данные альпинистской истории района.
Передвижение по льду и страховка – 5 часов практики.
Передвижение по льду в ботинках типа «вибрам». Надевание кошек. Применение ледоруба при движение по льду. Передвижение в кошках. Приемы самозадержания на ледовом склоне в случае срыва. Рубка ступеней. Применение ледорубных крючьев. Подъем, траверсы, спуски по веревке, работа на «перилах».
.Демонстрация передвижения по ледовому склону с организацией крючьевой страховки инструкторской связки – двойкой на кошках. Передвижение обучающихся группой в кошках по ледовому склону, отработка приемов правильной постановки ноги при подъеме, траверсе, спуске. Работа на передних зубьях кошек. Использование ледоруба как дополнительной точки опоры и средства самостраховки. Отработка приемов работы с веревкой при движении в связках. Разнообразное передвижение по открытому леднику в связках по маршрутам, близким к реальным, во время массовых походов и восхождений.
Передвижение по снегу и страховка – 3 часа практики.
Приемы передвижения по снегу (твердому, плотному, рыхлому, раскисшему). Приемы выбивания ступеней при подъеме: прямо вверх; наискось при траверсе; при спуске – прямо вниз, наискось. Приемы вытаптывания ступеней. Формирование ступеней в различном по структуре снегу.
Использование ледоруба как дополнительной точки опоры при движении по снегу.
Передвижение в три такта. Спуски «глиссированием».
Организация и приемы страховки на различном по состоянию снегу. Страховка веревкой через ледоруб. Выбирание и выдача веревки при страховке партнера. Совмещение страховки и самостраховки на ледорубе. Приемы самозадержания на снежном склоне.
Передвижение по снежному склону в связках. Попеременное движение связки прямо вверх; прямо вниз и наискось со сменой направляющего. Одновременное движение связки. Приемы страховки при движении связки (взаимная страховка).
Тема 1.1.18. Охрана окружающей среды – 1 час теоретических занятий.
Необходимо преподать основные сведения о флоре и фауне района и о необходимости их сохранения; о необходимости и способах сохранения в чистоте мест стоянок, источников, троп, ледников, скальных маршрутов.
Передвижение по скалам и страховка – 3 часа практики.
Способы и приемы страховки – 2 часа практики.
Тема 1.1.19. Собеседование по программе подготовки – 1 час теоретических занятий.
Собеседование по программе подготовки начинающих альпинистов в подготовительный период проводится командиром будущего отряда или лицом, назначенным учебной частью мероприятия. Участники должны продемонстрировать знания и умения, приобретенные ими в период предлагерной подготовки.
Цель собеседования и сдачи нормативов по ОФП – определить степень подготовленности начинающих альпинистов для распределения их по учебным отделениям и для определения программы будущих занятий.
Передвижение по льду и страховка – 4 часа практики.
Передвижение по снегу и страховка – 3 часа практики.
Тема 1.1.20.Соаершение перевального похода 1А и 1Б категории сложности.-10 часов-практика. Разбор результатов учебно-тренировочных занятий и выходов в высокогорную зону – 4 часа теоретических занятий.
Во время перевального похода проверяются навыки и знания, приобретённые на занятиях. Умение взаимодействовать в группе и безопасно вести себя в горах. Организованно двигаться по несложному горному рельефу. Организовывать бивуак и жизнь на бивуаке.-
Обязательному разбору подлежат ведущие темы учебного плана, а также – темы отдельных уроков-занятий или темы, выбранные по усмотрению учебной части альпинистского мероприятия. На разборе оцениваются качество и эффективность проведенного занятия или цикла занятий, условия проведения, активность и дисциплина участников. Разбираются успехи и недостатки обучения, ошибки в выполнении технических приемов, указываются методы исправления допущенных ошибок. Объявляются оценки, выставленные участникам за освоение тем и т.д. Анализируется деятельность участников в походе или на восхождении, выносятся на обсуждение коллектива случаи нарушения установленных правил, дисциплины в отделении, в отряде. На разборах должны не только вскрываться недостатки, но и выявляться положительные элементы деятельности участников.
Подготовка к выходу в высокогорную зону – 4 часа практики.
Тема 1.1.21. Восхождение на вершину 1Б категории сложности – 8 часов практики.
Восхождение на вершину по маршруту 1Б категории сложности является итоговой проверкой альпинистской подготовки участников. Оно включает: подготовку и оформление восхождения, меры по обеспечению безопасности, отработку взаимодействия связок, знакомство с районом, освоение правил охраны окружающей среды, организацию бивуаков, освоение технических и тактических правил и приемов.
Передвижение по скалам и страховка (в процессе восхождения) – 4 часа практических занятий.
Тема 1.1.22. Сдача снаряжения. Вручение значка «Альпинист РФ». Отъезд участников.
Эффективность обучения основывается на трех главных аспектах:
· организация урока;
· методические построения и приемы на уроке;
· обеспечение безопасности.
Нормативы по общей физической подготовке.
Подготовительный период – до выезда в горы.
№ п/п | Упражнения | Мужчины | Женщины | ||||||||||
нп | сп | сс | см | нп | сп | сс | см | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||
1 | Подтягивание на перекладине - количество раз | 4 | 6 | 8 | 10 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
2 | Лазание по канату (женщины – с помощью ног) – метры | 4 | 6 | 8 | 10 | 3 | 5 | 8 | 10 | ||||
3 | Сгибание и разгибание рук в упоре - количество раз | 10 | 15 | 20 | 25 | 6 | 10 | 15 | 20 | ||||
4 | Приседание на одной ноге («пистолетик») – количество раз, в сумме двух ног | 10 | 15 | 20 | 30 | 8 | 12 | 15 | 20 | ||||
5 | Наклоны корпуса назад, сидя, ноги закреплены – количество раз | 34 | 50 | 60 | - | 35 | 40 | 45 | - | ||||
6 | Прохождение бревна с опущенными руками и поворотами на 360° в середине бревна | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||
7 | Кросс на местности: 1000 м 3000 м 5000 м | - 11:00 - |
- 10:30 19:00 |
- - 19:00 |
- - 19:00 | 4:30 - - | 4:10 - - |
- - - | Вы- полне- ние норм 3-го разря- да | ||||
8 | Кросс на местности на любую дистанцию, или участие в соревнованиях по спортивному ориентированию или в лыжных гонках на любую дистанцию | Вы- полне- ние норм 3-го разря- да | Вы- полне- ние норм 3-го разря- да | Вы- полне- ние норм 3-го разря- да | Вы- полне- ние норм 3-го разря- да | Вы- полне- ние норм 3-го разря- да | Вы- полне- ние норм 3-го разря- да | Вы- полне- ние норм 3-го разря- да | Вы- полне- ние норм 3-го разря- да | ||||
9 | Участие в туристических походах с проверкой туристических навыков с ночевкой – км | 25 | 30 | 2*30 | 2*30 | 25 | 30 | 2*30 | 2*30 | ||||
Основной период – в горах.
№ п/п | Упражнения | Мужчины | Женщины | ||||||||||
нп | сп | сс | см | нп | сп | сс | см | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||
1 | Подтягивание на перекладине - количество раз | 6 | 8 | 10 | 12 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
2 | Лазание по канату (женщины – с помощью ног) – метры | 4 | 6 | 8 | 10 | 3 | 5 | 8 | 10 | ||||
3 | Сгибание и разгибание рук в упоре - количество раз | 15 | 20 | 25 | 30 | 10 | 15 | 20 | 25 | ||||
4 | Приседание на одной ноге («пистолетик») – количество раз, в сумме двух ног | 15 | 20 | 25 | 30 | 10 | 15 | 20 | 25 | ||||
5 | Наклоны корпуса назад, сидя, ноги закреплены – количество раз | 45 | 50 | 60 | - | 35 | 40 | 45 | - | ||||
6 | Прохождение бревна с опущенными руками и поворотами на 360° в середине бревна | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||
7 | Преодоление склона крутизной 25-30°, тропа – в минутах; норматив принимается не ранее 4-го дня пребывания в горах; перепад высот: 100 м 200 м 500 м | - - - |
6 - - |
- 15 - |
- - 24 | - - - | - - - |
6 - - | 8 - - | ||||
Для проверки устойчивости вестибулярного аппарата можно применять следующие тесты:
· ходьба попрямой (20-25 м) после 3 вращений на 360 °, руки на поясе, глаза закрыты;
· статическое равновесие: на ступеньке, на одной ноге, руки на поясе, глаза закрыты (в сумме двух ног);
· динамическое равновесие: ходьба по специальному тренажеру-ступенькам вверх, без помощи рук.
Для оценки физической подготовки наиболее подготовленных спортсменов и для дифференциации подготовленности альпинистов удобно пользоваться балльной системой, приведенной ниже:
1. Подтягивание на перекладине:
Мужчины:
количество раз | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 15 |
баллы | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 | 10 |
Женщины:
количество раз | 1 | 2 | 3 | 5 |
баллы | 5 | 6 | 8 | 10 |
2. Приседания на одной ноге (в сумме двух ног):
Мужчины:
количество раз | 8 | 10 | 14 | 17 | 20 | 25 | 30 |
Баллы | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 10 |
Женщины:
количество раз | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 20 |
Баллы | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 | 10 |
3. Лазание по канату (женщины – с помощью ног):
Мужчины:
метры | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 | 10 |
баллы | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 | 10 |
Женщины:
метры | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 | 10 |
баллы | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 10 |
4. Сгибание рук в упоре лежа:
Мужчины:
количество раз | 10 | 12 | 16 | 20 | 25 |
баллы | 3 | 4 | 6 | 8 | 10 |
Женщины:
количество раз | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 |
баллы | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 | 10 |
5. Наклоны корпуса назад, сидя, ноги закреплены:
Мужчины:
количество раз | 25 | 35 | 45 | 55 | 60 |
баллы | 3 | 4 | 5 | 8 | 10 |
Женщины:
количество раз | 20 | 25 | 35 | 40 | 45 | 50 |
баллы | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 | 10 |
6. Устойчивость вестибулярного аппарата:
Мужчины и женщины:
отклонение, м | 1,5 | 1,0 | 0,5 | 0,2 |
баллы | 3 | 4 | 5 | 8 |
7. Динамическое равновесие:
Мужчины и женщины:
количество шагов без потери равновесия | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
баллы | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |