Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)

 

В данном пункте следует привести иерархию функций управления и обработки данных, которые призван автоматизировать разрабатываемый программный продукт. При этом можно выделить и детализировать два подмножества функций: реализующих служебные функции (например, проверки пароля, ведения календаря, архивации баз данных, и др.) и реализующих основные функции ввода первичной информации, обработки, ведения справочников, ответов на запросы и др.

Выявление состава функций, их иерархии и выбор языка общения (например, типа “меню”) позволяет разработать структуру сценария диалога, дающего возможность определить состав кадров диалога, содержание каждого кадра и их соподчиненность.

При разработке структуры диалога необходимо предусмотреть возможность работы с входными документами, формирование выходных документов, корректировки вводимых данных, просмотра введенной информации, работу с файлами нормативно-справочной информации, протоколирования действий пользователя, а также помощь на всех этапах работы.

 В этом пункте следует выбрать способ описания диалога. Как правило, применяется два способа описания диалога. Первый предполагает использование табличной формы описания. Второй использует представление структуры диалога в виде графа, вершины которого перенумерованы, а описание его содержания в соответствии с нумерацией вершин, либо в виде экранов, если сообщения относительно просты, либо в виде таблицы.

Диалог в ЭИС не всегда можно формализовать в структурной форме. Как правило, диалог в явном виде реализован в тех ЭИС, которые жестко привязаны к исполнению предметной технологии. В некоторых сложных ЭИС (например, в экспертных системах) диалог не формализуется в структурной форме и тогда данный пункт может не содержать описанных схем. Описание диалога, реализованного с использованием контекстно-зависимого меню, не требует нестандартного подхода. Необходимо лишь однозначно определить все уровни, на которых пользователь принимает решение относительно следующего действия, а также обосновать решение об использовании именно этой технологии (описать дополнительные функции, контекстные подсказки и т.д.)

В качестве примера нестандартного диалога можно привести метод использования слоев при формировании диалога с пользователем в конфигураторе 1С-Предприятие. При этом можно выделить процесс выбора порядка вывода слоев, позволяющий уменьшить мелькание изображения на дисплее, что служит улучшению эргономических характеристик проектируемой системы.

2.2.2 Структурная схема пакета (дерево вызова процедур и
программ)

На основе результатов, полученных в предыдущем пункте, строится дерево программных модулей, отражающих структурную схему пакета, содержащей программные модули различных классов:

- выполняющие служебные функции;

- управляющие модули, предназначенные для загрузки меню и передачи управления другому модулю;

- модули, связанные с вводом, хранением, обработкой и выдачей информации.

В данном пункте необходимо для каждого модуля указать идентификатор и выполняемые функции.

В случае проектирования программного обеспечения АРМ для корпоративной ЭИС следует дополнительно рассмотреть состав транзакций и типовых процедур ведения корпоративных баз данных.

Описание программных модулей должно включать блок- схемы и описание блок-схем алгоритмов основных расчетных модулей.

Следует иметь в виду, что существующие средства проектирования отличаются терминологией по вопросам структурной схемы пакета. Например, в 1С-Предприятии процедуры и функции входят в состав модуля, модуля документа, глобального модуля. В этом подразделе следует указать в каких частях располагаются созданные дипломантом процедуры и функции, и по какой схеме они вызываются. Например, процедура «ВыводСуммыНДС» выполняется при нажатии кнопки «Готово». При этом нужно сделать ссылку на форму, содержащую эту кнопку.

 

2.2.3 Схема взаимосвязи программных модулей и
информационных файлов

Схема взаимосвязи программных модулей и информационных файловотражает взаимосвязь программного и информационного обеспечения комплекса задач и может быть представлена несколькими схемами, каждая из которых соответствует определенному режиму. Головная же часть представляется одним блоком с указателями схем режимов.

Все графические материалы должны быть оформлены в соответствии с методическими указаниями по оформлению дипломных и курсовых проектов.



Технологическое обеспечение задачи (комплекса задач, АРМ)

 

Пункты 2.3.1 - 2.3.2 технологического обеспечения включают описание организации технологии сбора, передачи, обработки и выдачи информации и отражают последовательность операций, начиная от способа сбора первичной информации, включающей два типа документов (документы, данные из которых используются для корректировки НСИ, и документы, представляющие оперативную информацию, используемую для расчетов) и заканчивая формированием результатной информации и способами ее передачи. Затем приводится схема технологического процесса сбора, передачи, обработки и выдачи информации.

Данную схему удобно выполнять с помощью CASE-средств в нотациях IDEF0 и IDEF3

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

3. Обоснование экономической эффективности проекта

3.1 Выбор и обоснование методики расчета экономической эффективности

3.2 Расчет показателей экономической эффективности проекта

В основе описания экономической эффективности лежит сопоставление существующего и внедряемого технологических процессов (базового и проектного вариантов), анализ затрат, необходимых для выполнения всех операций технологического процесса. Если дипломный проект изменяет не всю технологию обработки, а только некоторые ее этапы, необходимо сопоставить операции этих этапов. Необходимо рассчитать затраты на разработку проекта. Рекомендуется также предоставить обоснование эффективности выбранных в аналитической части ключевых проектных решений.

Выводы об экономической эффективности делаются на основе вычисленных экономических показателей.

По выбору возможны следующие направления расчета экономической эффективности:

  Сравнение вариантов организации ЭИС по комплексу задач (например, сравнение ЭИС, предлагаемой в проекте, с существующей).

  Сравнение вариантов организации информационной базы комплекса задач (файловая организация и база данных).

  Сравнение вариантов технологии проектирования ЭИС (например оригинального проектирования с методами, использующими пакеты программ или модельного проектирования).

  Сравнение вариантов технологии внутримашинной обработки данных.

В разделе выбор и обоснование методики расчета экономической эффективности проекта в зависимости от выбранного направления расчета должна быть изложена методика и специфика расчета экономической эффективности проекта, указаны все необходимые для выводов показатели и формулы их расчетов. Как правило, наиболее востребованными оказываются трудовые, стоимостные показатели, срок окупаемости проекта.

Экономическая эффективность проекта (Э) складывается из двух составляющих: - Косвенного эффекта, который, например, характеризуется увеличением прибыли, привлечением большего числа покупателей, уменьшение количества рекламаций потребителей, снижение затрат на сырье и материалы, уменьшение сумм штрафов, неустоек и т.д.

-Прямого эффекта, который характеризуется снижением трудовых и стоимостных показателей.

К трудовым показателям относятся следующие:

1) абсолютное снижение трудовых затрат ():

DТ = Т0 - Т1,

где Т0 - трудовые затраты на обработку информации по базовому варианту;

Т1  - трудовые затраты на обработку информации по предлагаемому варианту;

2) коэффициент относительного снижения трудовых затрат (КТ):

КТ  =DТ / T0 * 100%;

3) индекс снижения трудовых затрат или повышение производительности труда (YT):

YT = T0  / T1.

К стоимостным показателям относятся: абсолютное снижение стоимостных затрат (DC), коэффициент относительного снижения стоимостных затрат (КC) индекс снижения стоимостных затрат (YC), рассчитываемые аналогично трудовым показателям.

Помимо рассмотренных показателей целесообразно также рассчитать срок окупаемости затрат на внедрение проекта машинной обработки информации (Ток):

Ток  = КП /DC,

где КП - затраты на создание проекта машинной обработки информации (проектирование и внедрение).

Результаты расчета показателей экономической эффективности проекта необходимо представить в форме таблиц, графиков, повышающих наглядность восприятия. Здесь же следует определить улучшение качественных характеристик процесса управления соответствующим объектом и оценить влияние автоматизированного комплекса задач на эффективность деятельности органов управления и конечные результаты.

Операции технологического процесса могут быть представлены в табличной форме (см. табл. 3.1)

Значения для столбца 6 (норма выработки/производительность) могут получены:

* из технической документации (например, скорость модема, принтера);

* из информационных источников на предприятии (в бухгалтерии, экономическом отделе, отделе кадров);

* путем статистических наблюдений и/или вычислений;

Например, часовая норма амортизации может быть рассчитана при следующих исходных данных.

Балансовая стоимость компьютера и принтера 20000 руб;

Срок службы компьютера и принтера 5 лет;

Рабочих дней в году 256;

Работа компьютера 8 часов в день.

Рассчитываем общий объем работы компьютера и принтера за весь срок 5*256*8= 10240 часов

Рассчитываем часовую норму амортизации 20000/10240= 1,95 руб/час.

Остальные показатели рассчитываются аналогичным образом.

При затруднениях в получении некоторых показателей, например, в случае разработки проекта для информационной системы находящейся в стадии технорабочего проектирования в расчетах могут использоваться планируемые показатели.

На основе проведенных расчетов формируются показатели Т0, Т1 (гр. 7) и С0, С1 (гр. 12). С их использованием вычисляются все остальные показатели, описанные в пункте 3.1. Результаты расчетов оформляются в табличной форме (см. табл. 3.2). Может быть избрана и другая табличная форма, основными требованиями к которой являются наглядность и простота.

                                                                                         Таблица 3.1

Характеристика затрат на обработку информации при базовом варианте

 

№ п/п Наименование операций технологического процесса решения комплекса задач Оборудо-вание Ед. Изм. Объем работы в год Норма выра-ботки / производительность устройств ЭВМ (в час.) Тру- доем-кость (гр5: гр6) Средне-часовая зарплата опера-тора (руб.) Часовая норма аморти-зации / ст. 1 м.часа (руб.) Часовая стои-мость наклад-ных расходов (руб.) Стои-мость работы обору-дования (гр8+ гр9/+ гр10) для ру-чных опера-ций Стои-мостные затраты (гр7*гр11) (руб.)/гр.7*/гр.9) для операций, вып. на ЭВМ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
  ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
  Итого:         ХХХ         ХХХХХ

 

Желательно охарактеризовать связь показателей YT и YC, объяснив их равенство или неравенство с точки зрения функциональной информационной технологии.

Приведенная методика расчета экономической характеристики проекта не учитывает затрат на ее создание, поэтому после расчета оптимальных величин показателей рассчитываются капитальные затраты на создание и внедрение проекта. Затраты могут быть разбиты по категориям.

На основе полученных результатов может быть вычислен годовой экономический эффект. Срок окупаемости проекта рассчитывается как отношение затрат на проектирование к годовому экономическому эффекту, выраженное в месяцах.

После расчета срока окупаемости проекта все показатели эффективности должны быть проиллюстрированы диаграммами (например, круговыми или столбчатыми).

 

Таблица 3.2

Показатели эффективности от внедрения проекта автоматизации

 

Затраты

Абсолютное изменение Коэффициент изменения затрат Индекс изменения затрат
  Базовый вариант проектный вариант затрат    
Трудоемкость T0 (час) T1 (час) DТ=Т0 1 (час) КТ=DТ/T0 ´ 100 % YT=T0/T1
  ХХХ ХХХ ХХХ ХХ% ХХ
Стоимость C0 (руб.) C1 (руб.) DC=C0-C1 (руб.) КC=DC/C0 ´ 100% YC=C0/C1
  ХХХ ХХХ ХХХ ХХ% ХХ

 

Ошибочно считать, что экономическая эффективность проекта - формальная часть. Дипломник должен уметь доказать целесообразность своей деятельности, сравнивать между собой несколько проектов. Если у студента есть другие алгоритмы расчета эффективности проекта, он, по согласованию с руководителем диплома, может использовать их.

В заключении рекомендуется сделать выводы по проекту, определить пути его внедрения и направления дальнейшего совершенствования ЭИС. Заключение целесообразно составить в соответствии с содержанием дипломного проекта. Например, ….. в проекте проведена формализация расчета выходного показателя (штрих-кода) квитанции по оплате услуг, содержащего код выполняемой услуги, сумму оплаты и номер квитанции для задачи формирования квитанции и его же как входного для задачи учета оплат по квитанциям…. Для решения поставленной задачи была составлена информационная модель, включающая отдельное хранилище (журнал) квитанций, позволяющее активизировать ранее выписанную квитанцию по ее штрих-коду для дальнейшей обработки.

В приложении обязательно должна быть распечатка на исходном языке программирования отлаженных основных расчетных модулей или адаптированных программных средств, использованных в проекте.

Дипломный проект заканчивается обязательным листом, структура которого приведена в приложении 5.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: