Методические указания

1. Приступая к рассмотрению темы семинарского занятия, прежде всего, следует обратить внимание на качественно новый уровень культуры в связи с обретением новой технико-технологической базы. Дайте характеристику постиндустриального общества.

Сегодня человечество столкнулось с острейшими проблемами, которые принято называть глобальными (от франц. global - всеобщий) и от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс. Охарактеризуйте следующие основные группы проблем: проблемы общественно-политического характера; проблемы, связанные с взаимоотношением между человеком и обществом; проблемы предвидения и предотвращения отрицательных последствий научно-технического прогресса и рационального использования достижений науки; экологические проблемы, возникающие в сфере отношений между обществом и природой.

2. Рассматривая современную, культуру нельзя обойти стороной феномен массовой и элитарной культур. Постарайтесь выяснить понятия "элита" и "масса". Перечислите и охарактеризуйте основные признаки как в массовой, так и элитарной культуры. Определите как позитивное, так и негативное в каждой из культур. Традиционно элитарную культуру рассматривают как антипод массовой. Попытайтесь рассмотреть их соотношение и значимость в современной культурной реальности.

3. Отражение кризиса современной культуры проявляется в возникновении особого типа мировоззрения - постмодернизма. Рассмотрите общие и особенные черты трактовки термина "постмодерн" в работе Р. Панквица "Кризис европейской культуры" (1917) и А. Тойнби в работе "Постижение истории" (1947). Назовите основные характеристики постмодерна в культуре. Особое внимание обратите на такие формы проявления постмодерна как виртуализация реальности, деконструкция, уничтожение бинарных оппозиций, иронию и игру старыми смыслами.

4. Следующим немаловажным пунктом в анализе современной культуры можно считать влияние коммуникации на культурный процесс. Рассмотрите трактовку канадским культурологом Х. Маклюэном (1911-1980) проблемам современной культуры и повседневной жизни человека в мире информации. Остановитесь на понятии информационного общества. Рассмотрите развитие информационных технологий в качестве особого вида власти.

Контрольные вопросы:

1. Какие глобальные процессы характерны для современной цивилизации?

2. В чем заключается сущность постиндустриального общества?

3. Каковы основные культурные характеристики постиндустриального общества?

4. В чем сходство и различие массовой и элитарной культур?

5. В чем заключается сущность постмодернизма как основной культурной реалии современности?

6. Какое выражение постмодернизма находит в искусстве и литературе?

7. В чем выражается развитие средств массовой коммуникации на культурный процесс?

Практическое задание

Эссе на тему «Человек и природа в культуре и цивилизации XX века».

Список литературы

1. Багновская Н. М. Культурология: учеб. пособие / Н. М. Багновская. – М.: Дашков и К, 2004. 300 с.

2. Культурология: учеб. пособие для вузов / под науч. ред. Г. В. Драча. – 10 - е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 496 с.

3. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М.: Высш. образование, 2007. – 566 с.

4. Петрухинцев Н. Н. ХХ лекций по истории мировой культуры: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Н. Петрухинцев. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 400 с.

5. Платонова Э. Е. Конспект лекций по культурологии / Э. Е. Платонова. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 304 с.

6. Самохвалова В. И. Культурология: краткий курс лекций / В. И. Самохвалова. – М.: Юрайт-Издат, 2011. – 269 с.

 

 



Тесты для контроля остаточных знаний

Тест 1

1. Кто из мыслителей выделял в художественном творчестве «аполлоновское» и «дионисийское» начала?

а) А. Шопенгауер б) Г.Гегель в) Ф.Ницше

2. Какие религии относятся к мировым?

а) зороастризм, синтоизм, даосизм;

б) буддизм, христианство, индуизм;

в) ислам, кришнаизм, бахаизм;

г) иудаизм, конфуцианство, мусульманство;

д) православие, католицизм, протестанстизм;

е) буддизм, христианство, ислам.

3. Как называется сочинение немецкого философа и историка О. Шпенглера, в котором он излагает свои взгляды на культуру?

а) «Феномен человека»

б) «Идеи к философии истории человечества»

в) «Недовольство культурой»

г) «Закат Европы»

д) «Три лика культуры»

4. Кому из мыслителей XX века принадлежат следующие слова: «Культура возникает в игре, как игра»:

а) А.Тойнби б) Н. Бердяеву в) Й. Хейзинге г) О. Шпенглеру д) К. Ясперсу

5. Представители какой научной школы уподобляли культуру живому организму и предполагали, что культурные живые организмы могут совершенствоваться, развиваться от простых к более сложным?

а) функциональной; б) эволюционной; в) структурной антропологии;

г) бихевиористской.

 

Тест 2

1. Что означает термин «античность»?

а) греко-римская древность (история и культура Древней Греции и Древнего Рима); б) термин, равнозначный русскому «древность»; в) термин «античность» употребляется в обоих смыслах: в узком («а») и широком («б»).

2. Выберите правильное высказывание:

а) Катарсис – очищение через страдание и страх;

б) Катарсис – система норм, правил, господствующих в художественном направлении античности;

в) Катарсис – гармония внешнего и внутреннего состояния человека.

3. Как переводится греческое слово «Библия»?

а) святыня; б) книги; в) притчи; г) Бог

4. Как переводится латинское слово «religare», от которого произошло понятие «религия»?

а) Бог; б) благочестие; в) связывать; г) все перечисленное, кроме «а»

5. Как называется одно из центральных понятий античной культуры, обозначающее гармонию внешнего и внутреннего, являющуюся условием красоты индивида; получило отражение в античном искусстве как идеал физического и нравственного совершенства (Фидий, Поликлет, Софокл)?

а) калокагатия; б) мимесис; в) катарсис; г) канон.

6. Укажите, кому из перечисленных скульпторов принадлежат названные ниже произведения?

а) Пракситель; б) Поликлет; в) Фидий; г) Мирон; д) Скопас;

а) «Дорифор»; б) «Дискобол»; в) «Афродита Книдская»; г) «Вакханка»; д) «Афина-Парфенос»

7. Укажите, кому из перечисленных драматургов принадлежат названые ниже драматические произведения?

а) Аристофан; б) Софокл; в) Эсхил; г) Еврипид;

а) «Медея»; б) «Лисистрата»; в) «Царь Эдип»; г) «Орестея»

8. Укажите, кому из перечисленных римских писателей и поэтов принадлежат ниже названные произведения?

а) Апулей; б) Овидий; в) Вергилий г) Гораций

а) «Энеида»; б) «Памятник» в) «Искусство любви»; г) «Метаморфозы»;

9. Приведите в соответствие имена и сферы деятельности:

а) Птоломей; б) Тацит; в) Цицерон г) Катулл; д) Гален; е) Марк Аврелий; ж) Витрувий; з) Катон Старший;

а)ораторское искусство; б) поэзия; в) медицина; г) архитектура; д) история; е) астрономия; ж) литература; з) философия

Тест 3

1. Хронологические рамки европейского Средневековья:

а) X – XV вв.; б) V – XVII вв.; в) V – XV вв.; г) VI – XVI вв.

2. Как называется западноевропейское искусство XII-XIV вв., которое отличалось господством линии, вертикализмом композиции, неразрывной связью архитектуры и скульптуры?

а) барокко; б) готика; в) романтизм; г) академизм; д) классицизм;

3. Имя философа Средневековья, сформулировавшего пять доказательств бытия Бога:

а) Петр Абеляр; б) Бенедикт Нурсийский; в) Фрэнсис Бэкон; г) Фома Аквинский; д) Франциск Ассизский;

4. Суть какого архитектурного стиля Средневековья выражает геометризм, господство вертикальных и горизонтальных линий, простейших фигур геометрии при наличии больших плоскостей:

а) барокко; б)готика; в) романский; г) классициззм;

5. «Песнь о Нибелунгах» - замечательный памятник национальной литературы:

а) Скандинавии; б) Франции; в) Германии; г) Англии;

6. Важнейший памятник английской литературы XIII в. –

а) «Тристан и Изольда»; б) баллады о Робин Гуде; в) «Песнь о Нибелунгах»г) «Сага об Эрике Рыжем»;

7. Приведите в соответствие страны и произведения народного эпоса:

а) Англия; б) Франция; в) Исландия; г) Германия;

а) «Песнь о Роланде»; б) «Сага об Эрике Рыжем»; в) «Песнь о Нибелунгах»; г) баллады о Робин Гуде;

8. «Семь свободных искусств» включали в себя:

а) грамматику, риторику, логику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку; б) грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку; в) грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, физику; г) грамматику, риторику, диалектику, арифметику, философию, астрономию, музыку; д) философию, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку;

9. Первый средневековый университет был открыт в

а) Болонье; б) Сорбонне; в) Оксфорде; г) Кембридже; д) Париже

 

Тест 4

1. Культурология – это:

а) наука, изучающая историю и теорию культуры;

б) интегративное знание, которое формируется в пограничных, междисциплинарных областях, оперируя материалом, накопленным историей культуры, опирается на результаты этнографических, социальных психологических и других исследований;

в) наука, рассматривающая отношения человека с окружающей средой.

2. Кто из ученых ввел термин и выделил культурологию как самостоятельную науку?

а) Э. Дюркгейм;

б) М. Вебер;

в) Л. Уайт.

3. Первоначальное значение термина «культура» фиксировало степень влияния человека на природу через:

а) обработку, возделывание почвы;

б) подражание;

в) украшение.

4. Первое научное определение культуры, которое дал английский учёный Э.Б. Тайлор:

а) Культура – это живой организм в действии, изучение структуры которого включает в себя изучение функций структурных элементов в отношении друг к другу и в отношении к целому;

б) Культура…слагается в своём целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев, и некоторых других способностей и привычек, усвоенным человеком как членом общества;

в) Культура – это прогресс общества в стремлении к богу.

5. Основные разделы культурологии:

а) онтология культуры, гносеология культуры, морфология культуры, культурная семиотика;

б) антропология культуры, социология культуры, социальная динамика культуры, историческая динамика культуры, прикладная культурология;

в) все перечисленные.

6. Как называется область научного познания, где изучаются проблемы существования человека в природной и искусственной среде?

а) социология;

б) философия;

в) антропология.

7. Кто из англичан антропологов является автором трудов: «Первобытная культура», «Введение к изучению человека и цивилизации»?

а) Г.Г. Гадамер;

б) Э.Б. Тайлор;

в) М. Мид.

8. Кто является основателем социологической школы?

а) П. Сорокин;

б) Платон;

в) М. Вебер.

9. Что такое артефакт?

а) искусственно созданный объект: материального свойства, образец поведения, художественный образ;

б) исторический факт;

в) все перечисленные.

10. Структура культуры предполагает, что:

а) элементы системы находятся в иерархическом отношении друг к другу;

б) устойчивые элементы культурной системы находятся в определённом отношении и взаимодействии между собой обеспечивая стабильность, воспроизводство, возможность трансляции культуры;

в) все элементы системы хаотически влияют друг на друга, обеспечивая её существование.

11. Типология культуры – это:

а) метод научного познания, с помощью которого всё многообразие культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы;

б) характеристика различных культур;

в) типы различных личностей.

12. Фундаментальный характер языка культуры заключается в том, что:

а) язык – это продукт культуры;

б) язык – это структурный элемент культуры;

в) язык – это условие структуры;

г) все перечисленные.

13. Какая норма познания доминирует в искусстве?

а) рациональная;

б) интуитивная;

в) чувственная.

14. Какие существуют подходы к соотношению культуры и цивилизации?

а) термины «культура» и «цивилизация» тождественны;

б) цивилизация уровень социального развития;

в) цивилизация период деградации, упадка культуры, набор технико-механических средств;

г) все перечисленные.

25. Понятие культуры в его современном звучании начало оформляться:

а) в Эпоху Возрождения;

б) в эпоху Просвещения;

в) в середине ХХ века.

26. Кто из перечисленных ниже мыслителей не придерживался идеи универсальности и единства в развитии культуры?

а) О. Шпенглер;

б) К. Лоперс;

в) П. Тойнби;

г) П. Сорокин.

27. Игровая концепция культуры принадлежит:

а) Ф. Ницше;

б) Й. Хейзини;

в) П. Тойнби.

29. Какие учёные рассматривают цивилизацию как стадию развития общества, наступившего вслед за дикостью и варварством?

а) Л. Морган, Ф. Энгельс;

б) О. Шпенглер и Э. Бенвенист;

в) А. Тойнби и Л. Гумилёв.

30. Профессиональная культура предполагает:

а) профессиональную компетентность;

б) социальную компетентность;

в) все перечисленные.

31. Кто из учёных занимался проблемами массовой культуры, введя в научный оборот термины «человек толпы», «человек-масса»?

а) Д. Белл;

б) Э. Тоффлер;

в) Х. Ортега-и-Гассет.

32. Мораль возникает в культуре, как:

а) механизм обеспечивания согласованности действий в обществе, призванный поддержать генетическую установку на выживаемость человека как биологического вида;

б) механизм формирования социокультурной системы;

в) механизм защиты от влияния других культур.



Вопросы для итоговой проверки знаний

1. Различные трактовки термина «культура». Структура и функции культуры.

2. Предмет и задачи культурологии. Практическое применение культурологии.

3. Представления о культуре на Древнем Востоке, в античности, в средневековье, в эпоху Возрождения, в эпоху Нового времени.

4. Мир культуры и бессознательные начала человека. Психическая структура личности в концепции З. Фрейда. Культура как регулятор бессознательных желаний человека.

5. Мир культуры и бессознательные начала человека. Коллективное бессознательное в теории архетипов К.-Г. Юнга.

6. Мир культуры и бессознательные начала человека. Концепции социальной природы бессознательного: А. Адлер, Э. Фромм.

7. Разнообразие культурологических концепций. Концепция О. Шпенглера.

8. Разнообразие культурологических концепций. Концепция локальных цивилизаций А. Тойнби.

9.  Разнообразие культурологических концепций. Теория осевого времени К. Ясперса.

10.  Ценностный аспект а культуре. Ценность и оценка. Классификация и структура ценностей. Механизм действия ценностей.

11.  Социокультурная динамика. Традиция и ее роль в культуре.

12.  Мифология в системе культуры. Особенности мифологического сознания. Смыслоорганизующая и познавательная функция мифологии.

13.  Культурогенез. Традиционные эволюционистские теории происхождения человека и культуры.

14.  Культурогенез. Некоторые аспекты социально-психологических теорий формирования культуры: символической (Э. Кассирер), игровой (Й. Хейзинга, Г. Гессе), психоделической (Т. Маккенна).

15.  Первобытная культура. Специфика первобытного мышления. Представления первобытного человека об «ином мире», влияние этих представлений на развитие культуры.

16.  Восточная культурная традиция. Её модификации в буддизме, конфуцианстве, даосизме.

17.  Античный тип культуры. Полис как образ мира в Древней Греции.

18.  Античный тип культуры. Представление о красоте у древних греков. Искусство как воплощение представлений древних греков о красоте космоса и человека.

19.  Культура средневековой Европы. Христианская концепция мира и человека. Храм как образ мира, его эволюция

20.  Сословная культура средневековой Европы.

21.  Проблема гуманистического идеала в культуре Возрождения. Утверждение гуманистами новой системы ценностей.

22.  Становление рационалистической картины мира в европейской культуре. Сущность рационализма просветителей. Влияние античности на Просвещение.

23.  Проблемы культуры ХХ века. Элитарная и массовая культура ХХ века. Постмодернизм как явление кризиса культуры.

  1.  Глобальный кризис современной культуры и пути выхода из него.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: