Словарь экспериментатора

Все термины в словаре представлены в алфавитном порядке. Большинство из них тесно связаны между собой. В первую очередь это относится к таким фундаментальным понятиям, как «безупречный эксперимент», «валидность», «обобщение», «контроль», «экспериментальная  схема», и др. Эти связи учтены и отра­жены в словаре: содержательно близкие термины сгруппированы в еди­ные блоки (иногда довольно крупные), в тексте каждого блока другие термины, вошедшие в словарь, выделены полужирным шрифтом.  Описа­ние содержания используемых понятий позволяет также уточнить осо­бенности перевода терминов. В некоторых случаях полезно знать их экви­валенты на языке оригинала. А если перевод термина не буквален, в словаре можно найти соответствующее разъяснение.

ВАЛИДНОСТЬ (validity) - достоверность (или степень достоверно­сти) вывода, которую обеспечивают результаты реального эксперимен­та по сравнению с результатами безупречного эксперимента. «В.» - цен­тральное понятие словаря экспериментатора: оно объединяет основные цели исследования с идеальными эталонами их достижения и реальны­ми процедурами проведения эксперимента.

Глобальной целью любого экспериментального исследования явля­ется обобщение полученных результатов и вывода об экспериментальной гипотезе. Однако полное достижение этой цели возможно лишь в мыс­ленном, безупречном эксперименте, невыполнимом на практике. Реаль­ный эксперимент в той или иной мере репрезентирует (представляет) безупречный, и чем лучше эта репрезентативность, тем выше В. эксперимента. Таким образом, повышение В., т. е. планирование проведения эксперимента в соответствии с его безупречным образцом, является кон­кретной задачей исследователя, успешность решения которой зависит, во-первых, от характера реальных условий и, во-вторых, от адекватно­сти выбора средств. Так, источники нарушения В. (прежде всего нена­дежность и смешение) отдаляют реальный эксперимент от безупречно­го, а способы их контроля позволяют приблизиться к нему, т. е. обеспе­чить высокую В. для обобщения экспериментальных результатов. В. полу­ченных данных можно, оценить статистически, например В. теста (в кор­реляционном исследовании) определяется степенью корреляции результатов его выполнения с изучаемым видом деятельности испытуемых.

В соответствии с разными типами безупречного эксперимента различают внутреннюю и внешнюю В.    

- внутренняя В. - достоверность выводов, которую обеспечивают ре­зультаты реального эксперимента по сравнению с результатами идеаль­ного и бесконечного экспериментов. Повышение внутренней В. связано с устранением результатов действия побочных переменных и с усреднением их изменчивости и нестабильности. Внутренняя В. - первое и необхо­димое требование к экспериментальным выводам: эксперимент, не об­ладающий внутренней В., назван автором просто неудачным;

- внешняя В. - достоверность выводов, которую обеспечивают ре­зультаты реального эксперимента по сравнению с результатами экспе­римента полного соответствия. Повышение внешней В. обеспечивается достижением соответствия уровней дополнительных переменных в экс­перименте уровням этих переменных в изучаемой реальности. Экспери­мент, не обладающий внешней В., является неверным, несоответствую­щим поставленной гипотезе (но, быть может, пригодным для проверки другой гипотезы).  

Следует отметить, что любую переменную (фактор), отличную от независимой, также оказывающую влияние на зависимую переменную называют просто «other» - другая. При переводе для обозначения таких переменных используются два разных термина «побочная» - применительно к переменной, нарушающей внутреннюю В., и «дополнительная» - переменная, уровень которой входит в экспериментальную гипотезу и должен быть адекватно представлен с целью достижения внеш­ней В. Иногда одни и те же факторы могут выступать в эксперименте как побочные (нарушающие внутреннюю В.) и как дополнительные (влия­ющие на внешнюю В.). Устранение и унификация побочных факторов, повышающие внутреннюю В., могут приводить к несоответствию уров­ней дополнительных переменных, что снижает внешнюю В. (см. Соответствие).  

- операциональная В. - разновидность внешней В. для лабораторного эксперимента, соответствие (или степень соответствия) применяемых методических процедур тем теоретическим понятиям, которые входят в

экспериментальную гипотезу.

   

  ВЗАИМОДЕИСТВИЕ - количественный результат, обусловленный соотношением между действием двух или нескольких независимых пере­менных, выделенный в факторном эксперименте. Вычисляется как раз­ность между различиями значений зависимой переменной, полученных при действии разных условий первой, второй и т.д. переменных, и иллюстрируется графически. По графическому изображению В. выделяют, три его вида: нулевое (zеrо), или отсутствие В., расходящееся (spreading) и пересекающееся (crossing) В.;  

- В. 1-го порядка - В. между двумя независимыми переменными (факторами), В. 2-го порядка - В. трех независимых переменных и т.д.

ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬ (replicating) эксперимента - возможность

повторить эксперимент, руководствуясь описанием применяемых методических процедур в экспериментальном отчете.

 

ВЫБОРКА (sample) - испытуемые, отобранные из изучаемой популяции для участия в эксперименте. В. разделяют на экспериментальную и контрольную группы. Эксперименты с привлечением В. являются, как правило, межгрупповыми, но в принципе могут проводиться и по инди­видуальным схемам. Основное качество В., необходимое для полноцен­ного эксперимента, - ее репрезентативность (см.), которая определяет внешнюю валидность эксперимента и достигается адекватными метода­ми отбора испытуемых (см). Внутренняя валидность зависит от степени взаимного соответствия экспериментальной и контрольной групп и обес­печивается с помощью различных стратегий распределения испытуемых по группам (см.).

 

ВЫВОД (inference) СТАТИСТИЧЕСКИЙ - нахождение такой вели­чины различия между значениями зависимой переменной, которая в случае подтверждения нуль-гипотезы может быть превышена только с вероятностью, задаваемой правилом статистического решения (decision) (например, Р = 0,05). В.С. определяет значимость полученных различий, служит условием для экспериментальных выводов (conclusions), зависит от числа испытуемых и величины стандартного отклонения.

 

ВЫДЕЛЕНИЕ (isolation) независимой переменной - отделение не­зависимой переменной, входящей в экспериментальную гипотезу, от сопутствующих ее воздействию побочных влияний, достигаемое с помо­щью специальных методических процедур в лабораторном эксперименте. В отличие от практических экспериментов, где независимая переменная фактически всегда представляет собой группу факторов, в лабораторных (или собственно научных) ее стремятся выделить, т. е. сделать единич­ной, чтобы иметь возможность исследовать только ее воздействие на зависимую переменную. В. независимой переменной вместе с очищением ее условий позволяет ставить и проверять точные экспериментальные ги­потезы, касающиеся механизмов изучаемого поведения.

 

ГИПОТЕЗА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ - конкретизация некото­рой догадки или идеи с целью ее проверки в эксперименте. Г.Э. включает в себя: независимую переменную, зависимую переменную, отношение между ними и уровни дополнительных переменных. Таким образом, Г.Э. - это предположение об отношении между независимой и зависи­мой переменными при определенном уровне дополнительной переменной. В той мере, в какой это отношение не будет зависеть от побочных и дополнительных переменных, Г.Э. может становиться все более обоб­щенной;

- контргипотеза - Г.Э., альтернативная к основному предположению; возникает автоматически;

- третья конкурирующая Г.Э. - Г.Э. об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую переменную; проверяется только в лабораторном эксперименте (см. Нуль-гипотеза);  

- точная Г.Э. - предположение об отношении между единичной независимой переменной и зависимой переменной в лабораторном экспе­рименте; проверка требует выделения независимой переменной и очищения ее условий;

- Г.Э. о максимальной (или минимальной) величине - предположение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая перемен­ная принимает максимальное (или минимальное) значение. Основан­ный на представлении о двух базисных процессах, оказывающих проти­воположное действие на зависимую переменную: при достижении опре­деленного (высокого) уровня независимой переменной «негативный» процесс становится сильнее «позитивного»; проверяется только в многоуровневом эксперименте;

- Г.Э. об абсолютных и пропорциональных отношениях - точное предположение о характере постепенного (количественного) изменения зависимой переменной с постепенным количественным изменением независимой переменной (см. Отношение); проверяется в многоуровневом эксперименте;         

- Г.Э. с одним отношением - предположение об отношении между одной независимой и одной зависимой переменными. Для проверки Г.Э. с одним отношением может быть использован и факторный эксперимент, но вторая независимая переменная является при этом контрольной;

- комбинированная Г.Э.- предположение об отношении между определенным сочетанием (комбинацией) двух (или нескольких) независимых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной - с другой (см. также Взаимодействие); проверяется только в факторном эксперименте.

 

ДАННЫЕ - первоначальные, еще не обработанные результаты эксперимента, зафиксированные в протоколе (например, время выполне­ния задачи, субъективный отчет испытуемого и т. п.). Наиболее важная часть Д. служит материалом для определения значений зависимой переменной (См. Протоколирование, Показатели измеряемые, Способ пред­ставления результатов.)

 

ЗНАЧЕНИЕ (meaning) - единица измерения зависимой переменной, конечный результат обработки полученных данных. Каждому из условий, или уровней независимой переменной соответствует определенное З. Совокупность З. представлена обычно в таблицах или на графиках.

 

ЗНАЧИМОСТЬ (significance) результатов- статистическая достовер­ность полученных различий между средними значениями зависимой пе­ременной (при воздействии разных условий независимой переменной), отвечающих экспериментальной гипотезе. Для повышения внутренней ва­лидности эксперимента проводится проверка З. - проверка отвержения (или неотвержения) нуль-гипотезы. З. результатов - необходимое (иног­да - недостаточное) условие достоверности вывода, об исследуемой гипотезе.          

 

ИЗМЕНЧИВОСТЬ (variability) НЕСИСТЕМАТИЧЕСКАЯ - одно из свойств любой переменной, проявляющееся в непостоянстве ее изменений и приводящее к широкому разбросу экспериментальных данных (ср. «variability» и «vaгiable» - переменная). Основной источник ненадежно­сти эксперимента, нарушения внутренней валидности. В практических (естественных) индивидуальных экспериментах - это И. Н. побочных пере­менных с течением времени (см. Фактор времени), для усреднения кото­рой применяются способы первичного контроля (в частности, увеличение числа проб). В условиях искусственных экспериментов с относительной унификацией побочных факторов И. Н. сокращается, а благодаря возможности предъявить все необходимое число проб за сравнительно коpоткоe время уменьшается и разброс данных. Внутреннюю валидность группового эксперимента может нарушить И.Н. (здесь - изменения, или вариации) индивидуальных различий испытуемых; для контроля следует либо увеличивать количество испытуемых, либо добиваться взаимного соответствия экспериментальной и контрольной групп. Возможность И.Н. необходимо учитывать даже в лабораторных экспериментах, ведь полная стабилизация всех побочных факторов (т. е. проведение идеального, эксперимента) неосуществима на практике.

 

ИСПЫТУЕМЫЙ (fubiect) - субъект, привлеченный к участию в эксперименте для испытания воздействия независимой переменной. Эксперименты могут быть индивидуальными (здесь - с одним И.) и гpyпповыми. Потенциальными И. являются специально отобранные или имеющиеся в наличии (available) представители изучаемой популяции. Индивидуальные различия И. могут нарушать внутреннюю валидность экспе­римента.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ (study) КОРРЕЛЯЦИОННОЕ - исследование соотношения двух (или нескольких) переменных, характеризующих наличные индивидуальные различия людей и их поведения. В отличие от эксперимента, т. е. активного управления состояниями независимой переменной, в И.К. проверяются гипотезы о взаимосвязи уже существующих характеристик. И.К. необходимо также для определения диагностической ценности тестов, измеряющих эти характеристики. И.К. проводятся, как правило, на большом количестве испытуемых, с применением статистических способов контроля (для выделения возможных детерминант изучаемых различий используется, в частности, факторный анализ). И.К. разделяют по следующим параметрам: 1) возможность интерпретации одной из переменных в качестве независимой: либо эта переменная пред­шествует другой во времени (что позволяет высказывать эмпирические предположения об их причинно-следственной связи), либо нет; 2) воз­можность вычисления коэффициента корреляции (см. Корреляция) и 3) цель - либо собственно познавательная, теоретическая, либо чисто прикладная.

 

КВАДРАТ ЛАТИНСКИЙ - наиболее распространенная схема кроссиндивидуального (многоуровневого) эксперимента, основанная на пози­ционном уравнивании предъявления уровней независимой переменной (см. Уравнивание позиционное). «КЛ.» - это набор таких последовательностей уровней независимой переменной, в которых каждый из уровней встречается в каждой позиции только один раз. Схема КЛ. - случайный выбор и использование экспериментатором одного из вариантов этих наборов, когда каждая последовательность уровней предъявляется одному испытуемому (или одной группе). Способ контроля эффектов одно­родного и, главное, неоднородного переноса при относительно неболь­шом числе испытуемых. Возможность возникновения эффектов ряда и центрации сохраняется;

- К. сбалансированный - редуцированный вариант латинского К:, в последовательностях которого каждому уровню независимой перемен­ной только один раз непосредственно предшествует каждый из осталь­ных уровней. Позволяет контролировать эффекты неоднородного пере­носа с несложной статистической обработкой.

 

КОНТРОЛЬ, СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ (controls) - способы усовершенствования эксперимента, приближающие его к безупречному. При обозначении С.К. учитывается, во-первых, та общая или частная цель, которая достигается с их применением, и, во-вторых, - общий или частный фактор, подлежащий К. (т. е. устранению или усреднению). Так, с одной стороны, любые С.К. являются в итоге К. обобщения полученных результатов и выводов, а также К. внутренней или внешней валидности. С другой стороны, они выступают как С.К. основных источников нару­шения валидности - ненадежности и смешения, и порождающих их кон­кретных факторов (например, фактора времени, фактора задачи, инди­видуальных различий испытуемых, эффектов последовательности проб, предубеждений экспериментатора и др.). Конкретные С.К. приводятся в словаре вместе с описанием этих контролируемых факторов. Для общей характеристики С.К. их можно организовать так.

Во-первых, С.К. могут быть непосредственно связаны с самим типом эксперимента. Некоторые источники нарушения валидности устраняются либо в результате «улучшения» реальности (например, К. системати­ческого смешения и ненадежности в искусственном и лабораторном экс­периментах), либо благодаря другим преимуществам, которые дает каж­дый новый тип эксперимента. Неслучайно поэтому некоторые виды экс­периментов автор рассматривает как С.К: многоуровневый эксперимент­ - К. неполноты независимой переменной и др., факторный - К. сопут­ствующего смешения базисной переменной при проверке гипотез с од­ним отношением. В корреляционных исследованиях оказывается возможным только статистический К.  

Во-вторых, С.К. побочных и дополнительных влияний, неизбежно возникающих при проведении эксперимента, является любая экспери­ментальная схема. В соответствии с центральным параметром классифи­кации экспериментальных схем - основанием сравнения условий (или уровней) независимой переменной, выделяют интраиндивидуальный, межгрупповой и кроссиндивидуальный К. О возможностях применения конкретных экспериментальных схем для К. внутренней валидности см. Последовательность, Стратегия построения групп, Распределение, От­бор, Уравнивание позиционное и др. Нужно добавить, что для К. сопутствующего смешения в лабораторных экспериментах требуются специальные схемы, не входящие в основную классификацию. С. К внешней  валидности, связанные с решением проблем соответствия привлекаемых переменных, приведены в табл. 1.  

И наконец, существуют универсальные меры по К. побочных факторов, не зависящие от типа эксперимента и применяемых экспериментальных схем и названные поэтому С. первичного К. Они могут быть общими, например выбор адекватного количества проб, испытуемых, уровней независимой переменной, и частными - подбор задач, предвари­тельные меры по распределению испытуемых и т. п. Сюда же относятся и сами условия проведения любого эксперимента (см. Планирование действий, Протоколирование), а также строгое соблюдение эксперименталь­ных процедур.

 

КОРРЕЛЯЦИЯ - реально наблюдаемый факт, пример взаимосвязи того или иного состояния независимой переменной с определенным зна­чением зависимой переменной. Без наличия и использования плана экс­перимента исследователь может получить только отдельные К., не по­зволяющие проверить гипотезу. В тех случаях, когда управлять независи­мой переменной невозможно, привлекается корреляционный подход, т. е. установление статистического соотношения исследуемых переменных на большом числе испытуемых (cм. Исследование корреляционное). Если рас­пределение полученных значений каждой из этих переменных имеет ку­полообразную форму, то можно вычислить коэффициент К. между ними. Коэффициент К. используется также для проверки надежности экспериментальных результатов, валидности тестов.

 

ЛИНИЯ ПРЕДСКАЗАНИЯ - линия на диаграмме разброса данных, полученных в корреляционном исследовании двух переменных (например, при апробации нового теста: ось абсцисс – тестовые оценки, ось орди­нат - оценки диагностируемых различий). Л.П. соединяет средние оценки исследуемой переменной и тем самым позволяет в дальнейшем предсказывать её значения по тестовым оценкам. Достоверность предсказания определяется величиной коэффициента корреляции переменных, которая и задает угол наклона Л.П. (от нуля - горизонтальная линия ­до единицы - 45").

 

МЕТОДИКА (method) - совокупность конкретных операций, про­цедур проведения эксперимента. Одним из условий достижения внутренней валидности является точность (precision) соблюдения М.

При проведении лабораторных экспериментов особо обсуждается во­прос о соответствии компонентов М. теоретическим понятиям, привлекаемым для определения независимой переменной (например, может ли резкий звук зуммера расцениваться как «наказание», и т. п.) (см. Опе­рациональная валидность). М. подробно излагается в соответствующем раз­деле экспериментального отчета.

 

НЕНАДЕЖНОСТЬ (unrеliabilitу) - одно из основных нарушений внутренней валидности эксперимента. Источником Н. является главным образом несистематическая изменчивость побочных переменных, прежде всего фактора временииндивидуальном эксперименте) и индивидуаль­ных различий испытуемых (в групповом), а также нестабильность всех привлекаемых переменных Н. экспериментальных данных означает, что при каждом новом повторении эксперимента результаты оказываются иными. Аналогично оценивается надежность (или Н.) тестов в корреля­ционных исследованиях: при каждом новом испытании одни и те же ис­пытуемые должны получать одни и те же оценки. Способами обеспече­ния надежности результатов является увеличение числа проб и испыту­емых (эталон - бесконечный эксперимент), выбор адекватных измеряемых показателей изучаемого поведения, искусственная стабилизация побочных факторов и др. Одна из форм Н. - неполнота независимой переменной, преодолеваемая с помощью введения большого числа уровней в многоуровневом эксперименте.

 

НУЛЬ-ГИПОТЕЗА - гипотеза об отсутствии различия между усло­виями независимой переменной (по их действию на зависимую пере­менную). Проверка Н.-г. возможна только в лабораторном эксперименте и необходима для установления статистической значимости экспериментальных результатов. Вероятности отвержения и неотвержения Н.-г. зада­ются альфа - и бета- уровнями (см. также Вывод статистический).

 

ОБОБЩЕНИЕ (generalization) - главная цель любого эксперимента: на основании ограниченного числа полученных данных сделать выводы, распространяющиеся на более широкую область практики. В практических индивидуальных экспериментах О. совершается так же, как и в жизни,- ­это общее заключение на основании ограниченного числа опытов, спра­ведливое только для данного конкретного испытуемого. Возможность О. результатов связана с репрезентативностью эксперимента и его валидно­стью и зависит от контроля побочных факторов (внутренняя валидность) и от соответствия (и полноты представленности) дополнительных пере­менных в эксперименте. Выделяют О. экспериментальных результатов на изучаемую реальную ситуацию (искусственный эксперимент), на других представителей популяции (групповой эксперимент), распространение теоретических представлений (лабораторный эксперимент). Для контро­ля О. привлекают также новые уровни дополнительной переменной в факторном эксперименте. Наиболее широкое О. исследуемой гипотезы требует проведения целого ряда экспериментов при разных уровнях дополнительных переменных.

 

ОСНОВАНИЕ СРАВНЕНИЯ - первый и определяющий параметр классификации экспериментальных схем. Выделяются три глобальных типа О. С. между условиями независимой переменной, необходимого для про­верки экспериментальной гипотезы: интраиндивидуальное (within-subject), межгрупповое (bеtwееn-grouрs) и кроссиндивидуальное (across-subjесt). В пер­вом случае сравнение данных, полученных при предъявлении исследуе­мых условий, проводится по каждому испытуемому. Во втором случае условия сравниваются по данным соответствующих (экспериментальной и контрольной) групп испытуемых. А в третьем - для получения средних оценок каждого из сравниваемых условий (здесь - уровней) необхо­димы данные всех участников эксперимента, т. е. подсчет проходит по всем испытуемым. Интраиндивидуальными, межгрупповыми и кроссин­дивидуальными называют экспериментальные схемы, а также сами типы эксперимента и используемые в них способы контроля.

 

ОТБОР (selection) - способ привлечения испытуемых, позволяющий обеспечить представленность изучаемой популяции и тем самым - высо­кую внешнюю валидность межгруппового эксперимента. Для О. испыту­емых используются две из основных стратегий построения групп, т. е. две эффективные схемы межгруппового сравнения - случайный О. групп и случайный О. групп с предварительным выделением слоев (или случайный послойный О.). Последняя схема (при условии адекватности принципа выделения слоев изучаемой деятельности) позволяет достичь более высокой внешней валидности при одинаковом числе испытуемых. В указан­ных схемах О. сочетается с распределением испытуемых по группам, по­этому они обеспечивают не только внешнюю, но автоматически и высо­кую внутреннюю валидность (см. Распределение).

 

ОТНОШЕНИЕ между независимой и зависимой переменными - ­центральная составная часть экспериментальной гипотезы. С достовер­ностью полученного О. связана внутренняя валидность эксперимента. В многоуровневом эксперименте становится возможным проверять точ­ные гипотезы об определенном типе количественных О. - абсолютных и пропорциональных, и выражать их в виде математической зависимо­сти. Существуют три типа О. между независимой и зависимой перемен­ными:

- абсолютно-абсолютное О.: равные абсолютные изменения незави­симой переменной связаны с равными абсолютными изменениями за­висимой переменной (математически - линейная зависимость);

- относительно-абсолютное О.: равные относительные изменения не­зависимой переменной связаны с равными абсолютными изменениями зависимой переменной (логарифмическая зависимость);

- относительно-относительное О.: равные относительные изменения независимой переменной связаны с равными относительными измене­ниями зависимой переменной (степенная зависимость).

Количество входящих в гипотезу О. определяет ее вид: различают ги­потезы с одним О. и комбинированные.

 

ОЧИЩЕНИЕ (purifyiпg) условий - отделение условий независимой переменной от сопутствующих их предъявлению, но не входящих в экс­периментальную гипотезу, влияний, достигаемое с помощью специаль­ных методических процедур в лабораторном эксперименте. О. условий необходимо для проверки точных экспериментальных гипотез (см. также Выделение независимой переменной).

 

ПЕРЕМЕННАЯ (variable) - основной термин словаря эксперимен­татора: любая реальность, которая может изменяться, и это изменение проявляется и фиксируется в эксперименте;  

- независимая П. (или фактор) - П., изменяемая экспериментато­ром; включает в себя два или несколько состояний (условий) или уров­ней;

- зависимая П. - П., изменяющаяся при действии независимой П., принимая различные значения;

- побочная П. - П. (или фактор), порождающая ненадежность или систематическое смешение; совокупностями побочных П. являются, на­пример, фактор времени (см.), фактор задачи (см.), индивидуальные раз­личия испытуемых (или субъективный фактор) (см.);

- дополнительная П. - одна из составных частей экспериментальной гипотезы; для адекватной проверки частной экспериментальной гипоте­зы необходимо, чтобы уровень дополнительной П. соответствовал ее уров­ню в изучаемой реальности, а для проверки общей экспериментальной гипотезы - проведение экспериментов при разных уровнях дополни­тельной П.;

- ключевая П. - дополнительная П., наиболее важная для проверки экспериментальной гипотезы и ее обобщения;

- единичная (unitary) независимая П. - независимая П, в лабораторном эксперименте (см. Выделение независимой П.);  

- вторичная П. - любая П., привлекаемая в лабораторном эксперименте для контроля действия первичной (независимой) П;

- расширенная (widеr) П. - результат введения нового условия независимой П. для контроля сопутствующего смешения;      

- качественная (qualitative, иngrаdеd) П. - независимая П., условия (состояния) которой отличаются друг от друга качественным образом;    - количественная (quаntitаtivе, graded) - независимая П., различия между уровнями которой можно количественно измерить; привлекается в многоуровневом эксперименте;

- базисная (undеrlуing, «лежащая в основе») П. - П., на которую (и только на нее), согласно теоретическим предположениям, оказывает свое действие независимая П.; точное определение результата этого действия требует проведения факторного эксперимента;

- контрольная П. - одна из дополнительных П., ставшая второй не­зависимой П. в факторном эксперименте, проведенном для контроля сопутствующего смешения базисной П. или обобщения результатов.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ (planned manipulation - «запланированная манипуляция») эксперимента - первое необходимое условие его проведения, возможность самостоятельного управления независимой переменной. На практике - заранее составленный план предъявления условий или уровней, независимой переменной, т. е. экспериментальная схема.

   

ПОКАЗАТЕЛИ ИЗМЕРЯЕМЫЕ (assessment) - количественная ха­рактеристика деятельности испытуемого в эксперименте, материал для определения значений зависимой переменной. Адекватный выбор П.И. повышает надежность и тем самым внутреннюю валидность эксперимента: чем больше отдельных реакций или действий испытуемого характеризу­ется одним П.И., тем меньше несистематическая изменчивость получаемых результатов. От степени соответствия П.И. реальной деятельности испытуемого зависит внешняя  валидность.

 

ПОПУЛЯЦИЯ - контингент потенциальных испытуемых, объединен­ных общей возрастной, профессиональной или другой принадлежностыо, изучаемый в экспериментальном исследовании. Распространение экспе­риментальных результатов на П. (обобщение) - основное преимущество эксперимента с привлечением большого числа испытуемых. Необходи­мым условием такого эксперимента является представленность П. иссле­дуемой выборкой испытуемых, достигаемая с помощью их правильного отбора.      

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ (order) - порядок предъявления испыту­емым условий (или уровней) независимой переменной в экспериментах, проводимых по индивидуальным схемам. С последовательным характером предъявления проб связаны эффекты П. (в частности, эффекты переноса). Выделяют три типа П., которым соответствуют основные схемы интраиндивидуального эксперимента: - схема случайной П. - предъявление испытуемому условий (или уровней) независимой переменной в случайном порядке. Эффективный способ интраиндивидуального контроля факторов времени. Для использования схемы (и повышения надежности) требуется большое количе­ство проб: Систематическое смешение практически устраняется (за счет усреднения эффектов переноса), кроме случаев асимметричного взаи­мовлияния предъявляемых условий. Случайная П. применяется также для распределения экспериментальных задач по разным условиям независимой переменной;

- схема регулярного чередования - поочередное предъявление испытуемому двух условий независимой переменной; способ интраиндивиду­ального контроля факторов времени. При достаточно большом количе­стве проб повышается надежность эксперимента, усредняются эффекты однородного, симметричного и неоднородного переноса. Регулярный характер предъявления условий не позволяет устранить ряд источников систематического смешения: предубеждения экспериментатора, асиммет­ричные взаимовлияния условий независимой переменной, а также последствия периодических событий, происходящих (по объективным при­чинам) во время предъявления одного из этих условий;

- схема позиционно уравненной (counterbalanced) П.- П. предъявле­ния условий (или уровней) независимой переменной, в которой пози­ции (номера) каждого из них составляют в среднем равные числа. При­меняется при относительно небольшом количестве проб (или блоков проб). Эффективна как способ контроля факторов времени, если его измене­ния линейны, а также однородных и симметричных влияний П. В случаях неоднородного и асимметричного переноса схема не обеспечивает кон­троля систематического смешения. Возможность усреднения последних видов эффектов П. проб возникает при использовании позиционного урав­нивания сразу для нескольких П. уровней в кроссиндивидуальных экспериментах (см. Уравнивание позиционное).

   

ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА (experimenter bias) - один из источников систематического смешения, оказывающий побоч­ное благоприятное (или неблагоприятное) влияние на действие одного из условий независимой переменной. П.Э. (в. отношении этого условия) могут передаваться испытуемым и влиять на их деятельность в экспери­менте, приводить к необъективности учета экспериментальных данных и т. п. Способы контроля П.Э. связаны с повышением точности соблюде­ния экспериментальных процедур (в частности, с применением автома­тических устройств). Если снятие показателей необходимо включает субъективный элемент, то используется схема случайной  последователь­ности предъявления условий, привлекаются методы экспертных оценок и т. п. Эффективным средством устранения П.Э. (и испытуемых) являет­ся постепенное и точно фиксируемое изменение независимой перемен­ной в многоуровневом эксперименте. П.Э. и испытуемых - основные (и трудноконтролируемые) побочные переменные в корреляционных ис­следованиях. В специальной литературе термин «bias» часто переводится буквально - «байес», причем выделяются его различные виды, каждый из которых представляет собой побочное систематическое влияние.

 

ПРОТОКОЛИРОВАНИЕ (documentation - «подтверждение докумен­тами») - второе необходимое условие проведения эксперимента. П. плана эксперимента и хода его проведения обеспечивает полный учет данных для составления экспериментального отчета.

 

ПРОЦЕСС БАЗИСНЫЙ - составная часть представления комплекс­ной зависимой переменной, входящей в теоретическую модель, которая позволяет интерпретировать результаты эксперимента. Такие модели слу­жат для постановки точных экспериментальных гипотез о механизмах изучаемого поведения. Например, модели о взаимодействии двух П. Б., на каждый и которых независимая переменная оказывает различное воздействие, являются источником гипотез о максимальной (или мини­мальной) величине (см.). При проведении эксперимента П.Б. соответству­ет базисная переменная и от адекватности этого соответствия зависит его внутренняя валидность.

 

РАЗЛИЧИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ (subject variable - «субъективная переменная», или фактор) испытуемых - основной источник ненадежности (и тем самым - нарушения внутренней валидности) в групповом эксперименте. Испытуемые могут различаться как по известным призна­кам (возраст, пол и т.д.), так и по трудноконтролируемым. Усреднение Р. И. испытуемых экспериментальной и контрольной групп достигается с помощью различных схем межгруппового сравнения (см. Распределение, Отбор). Как в экспериментальных, так и - корреляционных исследова­ниях построению групп может предшествовать выявление (и точное оп­ределение) Р.И., важных для изучаемого поведения, с помощью пред­варительных проверок (см. Стратегия построения групп).

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ (assigning) - способ организации эксперимен­тальных групп из имеющихся в наличии испытуемых - либо специально привлеченных («сaptive», «заложников»), либо добровольных участников эксперимента. В соответствии со стратегиями, применяемыми для Р. ис­пытуемых по группам, выделяют три эффективные схемы межгруппово­го сравнения: случайное, Р. групп, попарное Р. групп и случайное Р. групп с предварительным выделением слоев (или послойное случайное Р.). Если признаки подбора пар и выделения слоев тесно связаны с изучаемой деятельностью, то отвечающие им схемы обеспечивают более высокую внутреннюю валидность по сравнению со случайным Р. при одинаковом числе испытуемых. Достижение же внешней валидности эксперимента зависит не только от Р. выборки испытуемых, но и от их правильного отбора.

 

РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ ОСНОВНОЙ (main effect) - количествен­но выраженная сила воздействия независимой переменной на зависимую (базисную) переменную. Вычисляется как разность средних значений зависимой переменной, полученных при воздействии разных уровней второй независимой переменной в факторном эксперименте. Для полно­ценного анализа полученных данных необходимо учитывать не только основные Р.Д. привлекаемых независимых переменных, но и взаимодействие между этими переменными;

- простой Р.Д. - Р. Д. независимой переменной, не связанный с влия­нием дополнительных факторов (альтернатива - действие комбинации нескольких независимых переменных). Определение простого РД. требу­ет проведения факторных экспериментов при разных уровнях дополнительных переменных.

      

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ эксперимента - степень приближения реального эксперимента (или конкретной экспериментальной схемы) к одному из видов безупречного эксперимента. Поскольку реальный эксперимент в принципе не может быть безупречным, постольку оценка Р. каждого данного эксперимента (или схемы) проводится обычно путем cpaвнения его с другим аналогичным экспериментом (или схемой) по отношению к одному из видов безупречного эксперимента, который слу­жит образцом для сравнения.

Репрезентативность выборки испытуемых - степень адекватности отражения свойств и характеристик изучаемой популяции в выборке испытуемых, привлеченных для эксперимента. Высокая Р. выборки означает высокую представленность популяции, то и другое достигается с помо­щью правильного отбора испытуемых. Термин «Р.» (здесь - «соответ­ствие») используется также по отношению к конкретному испытуемо­му, а иногда - к условиям проведения эксперимента.

Буквальный перевод термина «representativeness» принят в специаль­ной литературе. Однако при переводе однокоренных слов считают более удобным русский вариант: «to represent» - «представлять», непосред­ственно передающий содержание. При чтении учебного текста это по­зволит избежать трудностей в понимании таких терминов, как «пред­ставленность» (ср. «репрезентированность»), «представитель» (ср. «ре­презентант») и т. п.

 

СМЕШЕНИЕ (соnfоunding) СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ - второй основ­ной источник нарушения внутренней валидности. С.С. связано с тем фактом, что действие независимой переменной со­провождается целым рядом других переменных, которые могут система­тически различаться при предъявлении разных условий независимой пе­ременной, и тем самым оказывать на действе одного из них благопри­ятное (или неблагоприятное) влияние. Предъявить же эти условия одно­временно невозможно, и поэтому иногда С. называют «процедурным».

  Факторы, порождающие С. С., можно разделить на три группы. Во-первых, это различия уровней необходимых дополнительных перемен­ных: факторов задачи, индивидуальных различий испытуемых и т. п. Во-вторых, периодические или долговременные изменения побочных фак­торов, входящих в состав факторов времени (например, изменение по­годных условий, периодическая регулировка экспериментальной аппа­ратуры и т.д.). И, наконец, различия взаимных влияний самих условий независимой переменной, приводящие (в индивидуальных эксперимен­тах) к эффектам последовательности.

Совокупность способов контроля С. С. можно описать следующим об­разом. Во-первых, с усовершенствованием экспериментов появляется возможность полного устранения некоторых (но не всех) источников С. С. Так, в искусственном эксперименте унифицируется ряд важных до­полнительных переменных, в групповом - устраняются факторы задачи и эффекты последовательности, в многоуровневом - предубежденность испытуемых. Во-вторых, для усреднения результатов неустранимых вли­яний применяются различные экспериментальные схемы. В интраиндиви­дуальных экспериментах, где таких влияний больше всего, наиболее эф­фективной является схема случайной последовательности (и это понят­но, ведь остальные последовательности - систематичны): только она позволяет усреднить эффекты неоднородного (и отчасти - асимметрич­ного) переноса, снять влияния предубеждений экспериментатора и т.п.

Схемы межгруппового сравнения позволяют достичь соответствия групп по индивидуальным различиям испытуемых. Кроме того, привлекаются меры для контроля отдельных факторов: подбор и распределение экспе­риментальных задач, применение косвенных инструкций и т.д.

В специальной литературе термин «confounding» иногда переводят как «смешивание». Предложенный нами вариант выбран не только в силу чуть лучшего звучания по-русски. Ведь постоянное взаимное сопровождение, т. е. смешивание основной и дополнительной переменных происходит в реальности (где, собственно, нет никаких проблем контроля С.С.), а экспериментатор имеет дело с уже совершившимся событием - фактом С., последствия которого ему нужно предусмотреть, устранить или усреднить, т. е. проконтролировать.

 

СМЕШЕНИЕ СОПУТСТВУЮЩЕЕ (associative confounding) - источ­ник нарушения внутренней валидности, возникающий с необходимо­стью оперировать единичными переменными для проверки точных экс­периментальных гипотез. Напрямую это оказывается невозможным даже в лабораторном эксперименте, где независимая переменная освобождена от побочных влияний: предъявление активного условия независимой пе­ременной (например, рассечение свода) необходимо (дословно – «ассоциативно») связано с воздействием, не входящим в экспериментальную гипотезу (оперирование животного). По характеру этой связи различаются два вида С.С. - искусственное и естественное. С.С. неустранимо, его последствия можно только усреднить. Проблема контроля С.С. возникает также в отношении зависимой (точнее, базисной) переменной, когда для проверки теоретической модели требуется точно определить результат действия независимой переменной (а результат, свидетельствующий, например, о нарушении памяти, может быть приписан нарушению восприятия). Кроме того, вопросы С.С. являются важными для теоретических корреляционных исследовании, где необходимо различать возможные детерминанты полученных результатов (например, порядок рождения детей, величина семьи, социальное происхождение родителей и т.д.);

- искусственное (агtifасtuаl) С. - сопутствующее С. независимой или базисной переменной в лабораторном эксперименте, вызванное своеоб­разием условий и процедур его проведения, Для контроля искусственно­го С. независимой переменной (например: введение лекарства - факт инъекции) контрольной группе испытуемых предъявляется не просто пассивное условие этой переменной (отсутствие инъекции), но специ­альное контрольное условие (инъекция без лекарства), и, таким обра­зом, при сравнении результатов экспериментальной и контрольной групп воздействия сопутствующего влияния усредняются. Контроль искусст­венного С. базисной переменной (например, нарушения узнавания у жи­вотных, требующего для своего исследования привлечения задач на за­поминание по ассоциации) возможен только в факторном эксперимен­те: используется вторая, контрольная переменная (объекты, не получаю­щие подкрепления, либо предъявляются, либо нет), при активном усло­вии которой воздействие испытывает только сопутствующая перемен­ная, а при пассивном - и сопутствующая, и базисная;

- естественное (nаturаl) С. - натуральная, не зависящая от методи­ческих процедур связь независимой (или базисной) и сопутствующей ей переменных, не позволяющая проверить точную гипотезу в лабораторном эксперименте (например, плач ребенка может быть вызван тем, что из комнаты вышла мать, или же тем, что он просто остался один). Спо­соб контроля естественного С. независимой переменной аналогичен введению контрольного условия, используется расширенная переменная уход человека): при одном из ее условий (уход матери) сопутствующая переменная смешивается с основной, а при другом (уход ассистента) - нет; при сравнении этих двух условий воздействие сопутствующей перемен­ной можно «вынести за скобки». Естественное С. базисной переменной (например, связь памяти с восприятием) контролируется так же, как и искусственное - привлекается контрольная переменная (здесь - интер­вал отсрочки выполнения тестовой задачи): «чистое» воздействие основ­ной независимой переменной (рассечение свода) на базисную (наруше­ние памяти) определяется как разность ее воздействий при одном из условий контрольной переменной (длинная отсрочка), затрагивающем и базисную, и сопутствующую переменные (память и восприятие), и при другом (короткая отсрочка), затрагивающем только сопутствующую (восприятие).

 

СООТВЕТСТВИЕ (appropriateness) - степень адекватности отраже­ния изучаемой реальности или теоретического представления о ней в проводимом эксперименте. Проблемы С. связаны с обеспечением внеш­ней валидности (и ее безупречный образец неслучайно назван экспери­ментом полного С.), они возникают в отношении всех составных частей экспериментальной гипотезы: независимой, зависимой и уровней допол­нительных переменных. Контроль С. обычно представляет собой анализ (предварительный или констатирующий) вceх последствий изменения реальности в наличной экспериментальной ситуации. Так при интерпре­тации результатов искусственных экспериментов рассматриваются глав­ным образом вопросы о С. значений зависимой переменной, а также уровней ключевых и других дополнительны переменных (например, анализ действий испытуемого, выполняемых одновременно с задачей, снятия напряженности и сжатия (compression) проб во времени).

 

СОСТОЯНИЕ, или УСЛОВИЕ (treatment) - форма предъявления независимой переменной. Независимая переменная имеет обычно два или несколько С. (например, два метода заучивания фортепьянных пьес- целостный и частичный), причем С. всегда различается качественно. Со­держание термина «treatment» в данном контексте, т. е. «форма, или спо­соб, предъявления, действия», трудно передать на русском языке одним словом. Выбор термина «С.» связан, прежде всего, с конкретной специ­фикой экспериментов. Среди возможных его синони­мов автор указывает термин «У.» (condition), и именно он оказывается удобным для описания большинства приводимых экспериментов.

 

СПОСОБ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, или результатов (combining the assessments) - способ количественной обработки измеряемых показателей поведения испытуемого в эксперименте, применение которого окончательно определяет конкретный вид зависимой перемен­ной. Итоги применения С.П. (или обработки) данных - значения зависи­мой переменной – представляются обычно в таблицах или на графиках.

 

СТРАТЕГИЯ ПОСТРОЕНИЯ (constructing) ГРУПП - адекватный способ организации испытуемых для участия в групповом эксперименте, позволяющий ycpeднить их индивидуальные различия в различных груп­пах (внутренняя валидность) и адекватно представить изучаемую популя ­ цию (внешняя валидность). Выделяют три основных С.П.Г. - случайную (random, или, randomization, «рандомизация»), попарную (matching, «под­бор пар») и случайную с предварительным выделением слоев (stratified random) (комбинация первых двух). Каждая из них применяется для рас­пределения испытуемых по группам, а первая и третья - для отбора испытуемых из популяции. Это дает пять эффективных схем - схем меж­группового сравнения. Отсутствие специальной С.П.Г., т. е. использование реально существующих (existing) групп, является неудачной схемой, не­избежно порождает систематическое смешение независимой переменной с индивидуальными различиями испытуемых. Для достижения внутренней валидности в лабораторных экспериментах (в том числе - с небольшим количеством испытуемых) применяются следующие С.П.Г.: 1) предварительные меры - случайное распределение или отбор; 2) сериальное решение - достижение соответствия групп по ходу эксперимента (в част­ности, с помощью предварительной проверки испытуемых по значи­мым характеристикам) и 3) использование максимально сходных индиви­дов (например, животных одного помета). Попарная С. и выделение сло­ев (stratification, «стратификация») используются также как способы кон­троля в корреляционных исследованиях: это С. попарного подбора испыту­емых (в разные группы) и построение однородных подгрупп, т. е. подбор пар или групп таких испытуемых, котоpыe уравнены между собой по всем переменным, кроме интересующей исследователя.

 

СХЕМА (design) ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ - определенный план предъявления испытуемым (или их группам) разных условий независи­мой переменной для адекватной проверки экспериментальной гипотезы. С.Э. классифицируется по трем основным параметрам: 1) основание срав­нения условий (или уровней); 2) тип изменения и 3) число независимых переменных;

- интраиндивидуальная С.Э. - предъявление одному (или несколь­ким - группе) испытуемому всех исследуемых условий независимой пе­ременной. Используется главным образом в практических индивидуаль­ных экспериментах (и поэтому иногда называется просто С. индивидуаль­ного эксперимента). Различаются по используемым последовательностям предъявления условий: 1) С. случайной последовательности; 2) С. регуляр­ного чередования; 3) С. позиционно уравненной последовательности;

- межгрупповая С.Э. - предъявление каждого из исследуемых усло­вий независимой переменной разным группам испытуемых. Сочетание двух типов набора испытуемых (распределение по группам и отбор из популяции) с тремя стратегиями построения групп дает пять возмож­ных С. межгрупповых сравнений: 1 ) случайное распределение групп;

 2) попарное распределение групп; 3) случайное распределение групп с выделением слоев; 4) случайный отбор групп; 5) случайный отбор групп с выделением слоев;

- кроссиндивидуальная С.Э. - предъявление каждому из испытуемых (или их групп) всех исследуемых уровней независимой переменной в определенной последовательности, причем позиции каждого уровня в наборе этих последовательностей численно уравнены. Применяется как наиболее оптимальная в лабораторных многоуровневых экспериментах. В соответствии с различными вариантами позиционного уравнивания вы­деляют: 1) peвepcивнoe (обратное) уравнивание; 2) полное уравнивание; 3) латинский и 4) сбалансированный квадрат;

- С.Э., связанные с разными типами независимой переменной, легко различить по используемой терминологии: условия - для качественного и уровни – для количественного типа;

- факторная С.Э. - С. эксперимента с двумя или несколькими неза­висимыми переменными. Применяется для проверки гипотез с одним отношением, обеспечивая контроль сопутствующего смешения базисной переменной и обобщения результатов, и для проверки комбинированных гипотез;

- гомогенная С.Э. - С. факторного эксперимента с одинаковыми ос­нованиями сравнения и типами изменения всex привлекаемых незави­симых переменных.

- гетерогенная С.Э. - то же при разнородности оснований сравнения и типов изменения независимых переменных.

С.Э. иногда называют также особые способы контроля (например, контроль обоих видов сопутствующего смешения).

 

ТИП (gradation) независимой переменной - характер ее изменения, один из параметров классификации экспериментальных схем. Два Т. не­зависимой переменной - качественный и количественный - характери­зуют различия между ее условиями (в первом случае) или уровнями (во втором). Использование переменных количественного Т. позволяет вво­дить метрические шкалы и проверять точные экспериментальные гипоте­зы в многоуровневых экспериментах.

 

УЛУЧШЕНИЕ (improvement) (в узком смысле) - изменение (или имитация) реальности при проведении практического эксперимента с целью повышения его внутренней валидности. Так, «У.» реального мира в искусственных экспериментах позволяет устранить систематическое сме­шение и повысить надежность результатов за счет увеличения количества проб и сокращения несистематической изменчивости. В более широком смысле термин «improvement» переводится как преимущество каждого более совершенного типа эксперимента. Такими преимуществами являются, во-первых, возможность проверки новых экспериментальных гипотез и их более широкого обобщения и, во-вторых, контроль (и даже устранение) ряда источников нарушения внутренней валидности. Необхо­димо помнить, что практически каждое У. реальности (т. е. удаление от нее) порождает новые проблемы обеспечения внешней валидности, со­ответствия реальности.

 

УРАВНИВАНИЕ ПОЗИЦИОННОЕ (counterbalancing) - достижение численного равенства средних позиций каждого из условий (или уров­ней) независимой переменной в последовательности (или наборе последовательностей) их предъявления. У.П. применяется в индивидуальных экспериментах для контроля эффектов последовательности проб. Схема позиционно ypaвнeннoй последовательности - одна из схем интраиндиви­дуального эксперимента (см. Последовательность). В многоуровневых экс­периментах, где использование этой схемы требует слишком много вре­мени (а межгрупповой - слишком большого числа испытуемых), приме­няется У.П. по определенному набору последовательностей уровней, каж­дая из которых предъявляется одному испытуемому (или одной группе). Таких схем У.П., или кроссиндивидуальных схем - несколько:

- реверсивное (обратное) У. (П.) - предъявление двух последова­тельностей уровней - прямой и обратной - двум разным испытуемым (или: их группам); позволяет контролировать эффекты однородного переноса;      

- полное У. (П.) - использование всех возможных вариантов последовательностей уровней с предъявлением каждой из них одному испы­туемому (или одной группе); обеспечивает контроль эффектов неодно­родного переноса, поскольку каждый уровень оказывается в каждой по­зиции одинаковое число раз; используется крайне редко из-за необходи­мости привлекать большое количество испытуемых;

- латинский квадрат (см. Квадрат латинский);

- сбалансированный квадрат (см. К. сбалансированный).

 

УРОВЕНЬ (level) - форма предъявления, или способ действия неза­висимой переменной количественного типа. Привлечение большого коли­чества У. в многоуровневом эксперименте позволяет преодолеть неполноту независимой переменной. Термин «У.» используется также примени­тельно к разным способам действия побочных и дополнительных пере­менных. Определенный У. дополнительной переменной - необходимая составная часть экспериментальной гипотезы. В данном случае различия между У. являются, как правило, не количественными, а качественными (например, разные типы музыкальных пьес). Соответствие У. дополни­тельных переменных - главное условие достижения внешней валидно­сти, а проведение экспериментов на разных У. этих переменных обеспе­чивает возможность широкого обобщения результатов. При контроле со­путствующего смешения в факторном эксперименте выделяют активный (т.е. У. действия) и пассивный У. (а также более и менее активные У.).

- альфа - У.- вероятность появления случайного события (напри­мер, определенного значения зависимой переменной), при которой нуль-­гипотеза отвергается. А.-у. иногда называют, уровнем значимости стати­стического критерия, используемого для проверки экспериментальной гипотезы. Примером может быть проверка гипотезы с помощью t - критерия при А.-у., равных 0,05 и 0.01. С уменьшением величины А.-у. повышается строгость проверки исследуемого отношения между независимой и зависимой переменными т.е. понижается риск ошибочного отвержения нуль - гипотезы (ошибки I типа);

- бета – У.- вероятность появления определенных значений зави­симой переменной, свидетельствующих о наличии ее связи с воздей­ствием независимой переменной, при которой нуль-гипотеза не отвер­гается. Величину, равную 1-β, называют мощностью используемого статистического критерия. При обработке результатов следует учитывать связь между альфа - и Б.-у.: уменьшение альфа-у. приводит к снижению мощности критерия, т. е. к увеличению риска ошибочного неотвержения нуль-­гипотезы (ошибки II типа). Выбор величин альфа- и Б.-у. должен быть адекватным общей задаче эксперимента.

 

УСЛОВИЕ: а) (treatment) - см. Состояние, или Условие; б) У. (condition) контрольное - способ контроля сопутствующего смешения независимой переменной. Введение У. К. на специальной группе испыту­емых позволяет в итоге достичь постоянного уровня сопутствующей пе­peмeннoй и тем самым «очистить» активное У. независимой переменной. В данном случае термины «condition» и «tгеаtmеnt» приходится различать по контексту (контрольное У. и У. независимой переменной). Впрочем, идентичность русского перевода этих терминов не столь опасна: так, при контроле сопутствующего смешения базисной переменной новое, специально введенное У. (condition) стано­вится одним из У. (treatment) второй независимой (контрольной) пере­менной. Добавим, что как в оригинале, так и при переводе «У.» исполь­зуется и как просто слово языка, не получая терминологического


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: