1. На Руси шёл скорее процесс возрождения государства, а не государственной централизации как в Западной Европе. Здесь каждый князь считался суверенным правителем, поэтому объединение русских земель шло путём завоевания или насильственного присоединения к Москве прежних самостоятельных княжеств.
2. В своей объединительной политике московский князь не мог опереться на поддержку горожан и дворян в масштабах всей страны, как в Европе. В силу поместного характера землевладения местные служилые люди были привязаны к своему князю, поэтому в борьбе за единство русских земель московский правитель мог рассчитывать только на собственных бояр и дворян.
3. На Руси процесс образования единого государства шёл рука об руку с борьбой за освобождение от золотоордынского ига, т.е. главную роль играл внешнеполитический фактор. На Западе же основную роль в создании национальных государств сыграли внутренние обстоятельства: усиление торгово-экономических связей между отдельными районами страны, складывание единого внутреннего рынка, начало процесса первоначального накопления капитала, укрепление нового протокапиталистического уклада в экономике.
|
|
4. Московское государство с самого начала складывалось как многонациональная общность. Такого переплетения народов, культур, религий и обычаев, причём не только среди простого народа, но и среди правящего сословия, не было ни на Западе, ни, даже на Востоке.
Золотоордынские, византийские и древнерусские традиции в политической культуре Московского царства.
Золотоордынские традиции.
1. Деспотизм власти.
2. Охолопливание знати.
3. Бесправие народа.
Византийские традиции:
1. Наделение правителя религиозной харизмой.
2. Подчинённое положение церкви в государстве.
3. Имперский комплекс.
Древнерусские традиции:
1. Соборно-вечевой идеал общественного устройства.
2. Широкое местное и сословное самоуправление.
3. Устойчивость удельно-родового уклада.
Социально-политический облик Северо-Восточной цивилизации - Московской Руси.
1. Авторитаризм власти – полное самодержавие.
2. Вотчинное государство - превращение всего населения в государевых слуг
3. Теория «Москва – Третий Рим» - претензия на объединение всех славянских и православных народов под властью московского правителя.
ВЫВОД: К первой четверти XVI века завершился процесс становления вновь образованного Русского государства на азиатско-византийской политической основе, да ещё при отличном от стран Европы мобилизационном пути развития. Однако во вновь образованном Русском государстве в отличие от европейских государств не было ни постоянной армии, ни чиновничьего аппарата, ни автономного положения церкви и сословий, ни свода законов, регулирующего новые порядки в стране. Решить эти задачи и обеспечить более прогрессивный путь развития государства Российского был призван новый правитель Иван IV Грозный.
|
|
ТЕМА 4. РЕФОРМЫ «ИЗБРАННОЙ РАДЫ» И ОПРИЧНИНА ИВАНА ГРОЗНОГО. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVI ВЕКА.
Реформы «Избранной рады».
1. Реорганизация центральных органов управления: венчание на царство, превращение Боярской думы в постоянно действующий орган, создание новых приказов.
2. Введение в действие нового свода законов – Судебник Ивана IV (1550);
3. Стоглавый собор – унификация церковных обрядов и ужесточение дисциплины среди священников.
4. Военная реформа: создание постоянного стрелецкого войска, главной силой русского войска стала поместная дворянская конница, а не бояре с дружинами, как прежде; ограничение местничества на военной службе.
д) реформа местного управления: ограничение власти воевод-наместников, сбор налогов и борьба с «лихими людьми» была передана выборным должностным лицам – губным и земским старостам.
Причины перехода к опричнине.
1. Разногласия между царём и «Избранной радой» по вопросам внешней и внутренней политики.
2. В реформах «Избранной рады» Иван Грозный увидел угрозу своему самовластию.
3. Обвинение всех недовольных его правлением в измене, как объяснение неудач русской армии в непопулярной Ливонской войне.
4. Психопатические наклонности Ивана IV, развившиеся вследствие абсолютной власти над жизнью и смертью своих подданных.
Опричнина Ивана Грозного.
1. Раздел страны на опричнину под личной властью царя и земщину под властью Боярской думы и Земского собора.
2. Создание особого опричного войска как карательной силы в борьбе с врагами царя.
3. Террор в отношении целых сословий, городов и районов страны, разрушение или дискредитация органов самодеятельной власти – Боярской думы. Земского собора, церкви.
4. переход самодержавной власти царя всех мыслимых политических и нравственных преград, попытка реализации идеи персонифицированного государства, когда название страны созвучно имени правителя.
Причины отмены опричнины.
1. Достижение главной цели установления единовластия царя и упадок сословно-представительных учреждений.
2. Разногласия внутри опричного войска и его невысокая боеспособность, выяснившаяся во время вторжения Крымского хана.