Смысл и направленность человеческой истории

Философские проблемы периодизации истории.

1. История всегда привлекала внимание философов. Однако только в XVIII в. философия истории выделяется в самостоятельный раздел философии. Термин "философия истории" был введен Вольтером, а в трудах И. Гердера философия истории оформилась в особое направление исследований. К различным проблемам философии истории обращались Ш. Монтескье, Г. Гегель, К. Маркс, А. Тойнби, О. Шпенглер, К. Ясперс, М. Вебер, О. Конт, Н. Данилевский, П. Сорокин. Прежде всего, необходимо выяснить, что изучает философия истории. Несмотря на то что проблематика философии истории менялась с течением времени, основным признаком, отличающим ее от собственно исторических наук, является подход к истории с точки зрения философских принципов и категорий. Какие же проблемы рассматривает философия истории? Ответ на этот вопрос студент может найти в книге «Философия в вопросах и ответах:» (Учебное пособие для студентов и аспирантов нефилософских специальностей/ Зорина Е.В., А.В. Соколов, З.Ф. Рахманкулова; Алексеев, А.П., Яковлева, Л.Е.. - М.: 2003). Далее следует разобраться в том, каковы движущие силы исторического процесса, какие факторы придают направленность историческим изменениям, детерминируют историческое развитие, как этот вопрос решался в истории философии. Постарайтесь критически подойти к односторонности различных видов детерминации исторического процесса. Как решался философами вопрос о смысле и цели исторического процесса? Как Вы сами представляете решение этих вопросов? Проблема смысла истории сопряжена с другим важным для философии истории вопросом - об историческом прогрессе. Важно ответить и на вопрос: есть ли прогресс в истории и каковы
его критерии? В заключение выясните, как представлено историческое развитие в современных теориях индустриального, постиндустриального и нформационного общества?

2. В чем состоит проблема периодизации
исторического процесса? Рассматривая историю в целом как единый процесс, делая акцент на динамике исторического процесса, философия истории занимает определенную позицию в отношении этапов исторического развития. Необходимость выделения стадий исторического процесса обусловлена задачей определения направления исторического развития и сопоставления различных исторических эпох. Каковы критерии выделения периодов исторического развития? Что характеризует формационный подход к периодизации исторического процесса? В чем особенности цивилизационного подхода к периодизации исторического процесса? Как на этот вопрос отвечают сторонники концепций индустриального, постиндустриального и информационного общества? Опираясь на материал учебников и литературы, приведенной в списке постарайтесь раскрыть поставленные вопросы.



Список литературы

1. Губман Б.Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций. М.,1991. Ковалев А.М. Еще раз о формационном и цивилизационном подходе // Общественные науки и современность.1996.№1.

2. Малинин В.А. Отечественная философия истории в контексте Русской идеи // Вестник Моск. ун-та. 1994.№4.

3. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. М., 1983.

4. Межуев В.М. Философия истории и историческая наука // Вопросы философии.-1994.-№6.

5. Мудрагей Н.С. Философия истории Дж. Вико // Вопросы философии. 1996.

6. Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992.№8.

7. Рачков П.А. "Конец истории" как социофилософская проблема// Вестник Моск.ун-та,1993.-№2.

8. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.

9. Философия истории: Антология. М., 1994.

10. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.

11. Шпет Г.Г. Философия истории // Вестник Моск. ун-та. Серия философия.-1994.-№3.

12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

13. Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие для студентов и аспирантов нефилософских специальностей/ Зорина Е.В., А.В. Соколов, З.Ф. Рахманкулова; Алексеев, А.П., Яковлева, Л.Е.. - М.,2003.

14. Философия истории: Учеб. Пособие / Под ред. проф. А.С.Панарина. М.: Гардарики, 1999.

 

Тема 35.

 ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О СОЗНАНИИ

Проблема сознания в истории философии.

Структура сознания. Сознание и самосознание.

Обратите внимание на то, что философская проблема сознания имеет гносеологическую, онтологическую, аксиологическую и праксеологическую стороны; она не может быть сведена только к проблеме познания, его условий и результатов. Вопрос о сознании неизбежно соотносится с вопросами о свободе и ответственности, добре и зле, правильном и неправильном действии и т.п. Покажите, что представление о сознании как целенаправленном отображении действительности, на основе которого осуществляется регулирование поведения человека, сложилось не сразу. На протяжении длительного времени сознательные и бессознательные проявления человека не различались, а само сознание часто отождествлялось только с одним аспектом – интеллектом, мышлением. Покажите как изменялись подходы к понятию сознания в историко-философском процессе.

2. Обратите внимание на то, что сознание – основная философская категория – имеет сложную структуру, в него входят как образы действительности (понятия), так и образы воображения (цели, идеи, планы, мечты, идеалы, иллюзии), эмоции и огромный пласт бессознательного. От сознания следует отличать мышление как процесс, происходящий в человеческом сознании и приводящий к формированию нового знания, и познание как усвоение чувствен­ного содержания вещей и процессов с целью нахождения истины.

В основу раскрытия темы следует положить индиви­дуально-познавательную деятельность субъекта, обратив внимание при этом на соотношение понятий "разум" и "рассудок", рационального и иррационального, на функциональную ассимметрию человеческого мозга, порож­дающую два типа мышления – рационалистическое (левое полу­шарие) и образное (правое полушарие), творчество и интуицию, веру и мнение.

Список литературы

1. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч./ Под ред. И.Т. Фролова.- М., 1989. Ч.2. С.318-350.

2. Диалектика. Познание. Наука. – М., 1988.

3. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного зна-
ния / Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин. – М., 1990.

4. Климов А.Я. Диалектика и практика познания. – М., 1991.

5. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994. С. 383, 385, 349.

6. Современная философия науки: Хрестоматия. – М., 1994.

7. Спиркин А.Г. Философия: Учебное пособие для вузов. – М., 2001.

 


Тема 36.

 НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

1. Научное познание: объективность, обоснованность и универ­сальность научных знаний.

2. Знание, истина, вера, мнение, знаки, символы.

1. Важнейшим вопросом для теории познания является сле­дую­щий: что такое знание, каково его строение и как оно воз­никает? Этому и должен быть посвящен первый вопрос. Здесь необ­ходимо обратить внимание на то, что в научном знании в отличие от других форм знания (религия, искусство, мораль, право) критерий рационального осознания мира занимает центральное место, а понятие выступает как основная форма рационального познания.

2. В изучении второго вопроса главное состоит в раскрытии понятия "истина" и выяснении ее отличия от веры, мнения и вненаучного знания. В истории философии истина понимается как соответствие знаний предмету познания, а предмета познания – своему понятию. Здесь необходимо затронуть проблему критериев истины и роль заблуждений, веры, мнений в поисках истины. Обратите внимание на знаковую систему и смысловое содержание значений.

Список литературы

1. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.2. С.321-343, 364-406.

2. Диалектика. Познание. Наука. – М., 1988.

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов: В 2 ч. – М., 1994. Ч.1. С. 165-259.

4. Климов А.Я. Диалектика и практика познания. – М., 1991.

5. Петров Ю.А. Теория познания. Научно-практическое значение. – М., 1988.

6. Спиркин А.Г. Философия: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.

7. Современная философия науки: Хрестоматия. – М., 1994.

8. Философия и методология науки/ Под ред. В.И. Купцова и С.В. Девятовой.- М., 1996.

9. Философский словарь. – М., 1987.

Тема 37.

 КУЛЬТУРА: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ

1. Культура как предмет философского анализа.

2. Единство, многообразие и диалог культур.

1. Для раскрытия первого вопроса необходимо обратиться к изучению следующей литературы: Введение в философию: Учебник для вузов: - М., 1989. Ч.2. С.522-530; Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. – М.,1999.С.762-768; Философия: Учебное посо­бие для вузов /Отв. ред. В.Кохановский. – Ростов н/Д, 1997. С.343-351. Здесь важно понять, что слово "культура" трактуется неоднозначно: существует огромное количество определений данного понятия и необходимо выбрать свое, выделив при этом сущность культуры. Говоря о возникновении и развитии культуры, обратите внимание на традиции и новации, определите ее основные функции и роль в обществе.

2. Во втором вопросе речь должна идти о многообразном и сложном мире культуры: предметах и вещах, созданных человеком, способах и средствах общения, нормах и идеалах, социальных институтах, верованиях, научных теориях и т.д. – словом, обо всем, к чему прикасались человеческие ум и рука, т.е. необходимо сказать о всем богатстве материальной и духовной культуры, а также о типологии и проблемах современной культуры.

Этот вопрос предполагает изучение различных подходов к проблеме культуры на протяжении всей истории философии. Опи­раясь на рекомендованную литературу, покажите многообразие и ориги­нальность трактовок феномена культуры. Далее необходимо обратить внимание на характерные особенности того или иного этапа в истории развития мировой культуры: демократическую направленность греческой культуры, гуманизм культуры Возрож­де­ния, концепцию локальных цивилизаций Н.Данилевского, О.Шпен­г­­лера, А.Тойнби, культурологические концепции Ф.Ницше и П.Со­рокина.

Список литературы

1. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.2. С.522-549.

2. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов /Отв. ред. Е.В. Попов – М., 1995.

3. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманит. вузов. – М., 1994.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.

5. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1999.

6. Самосознание европейской культуры Х1Х века. – М., 1991.

7. Тойнби А. Постижение истории: Сборник. – М., 1991.

8. Сумерки богов: Хрестоматия. – М., 1990.

9. Человек и общество: Учебная хрестоматия для средней школы / Авт.сост. П.А. Белоусов и др. – М., 1992. С.217-261.

10. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.

 

Тема 38.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: