Нормативно-правовая правовая основа деятельности вожатого

  1. Федеральный закон № 237-ФЗ «Об образовании в РФ».
  2. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» с 01.01.2009 г. от 27.12.07 г. № 656.
  3. Рекомендации по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление от 01.04. 2014 г. № 09-613.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  5. Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей (приложение к письму № 2 Минобрнауки России от 14.04.2011 г. № МД-463/06).

Отрядное дело

Технология подготовки отрядного дела

Отрядное дело – конкретное дело, проводимое в рамках отряда.

“Четыре сами”: Сами планируем, Сами готовим, Сами проводим, Сами анализируем.

1. Инициативная группа – это временный организаторский орган коллектива, но состоящий из числа добровольцев, изъявивших желание взяться за организацию какого либо дела; чаще всего это подготовленные, компетентные дети, достаточно грамотные в данном вопросе, те, которые хотят поделиться своими знаниями с другими детьми.

Главные условия для создания группы:

– сами пишут сценарий;
– сами организуют и проводят дело;
– сами анализируют.

2. Творческая группа – это тоже временный коллектив, наиболее подготовленных, грамотных ребят. Формируется, как правило, в тех случаях, когда нужно иметь способности, определённый опыт и специальные знания, а также уметь регулировать работу (например, подготовить литературно-музыкальный вечер, познавательно-творческих дел, спортивно-туристических
и т.д.)

Этапы работы творческой группы:

– группа разрабатывает подробный сценарий дела;
– распределяет поручения, задания микрогруппам в отряде, отдельным ребятам по подготовке дела;
– корректирует действия ответственных за подготовку отрядного дела;
– проводит дело;
– анализирует дело, подводят итоги своей работы совместно со всеми ребятами отряда.

3. Совет дела – группа ребят, представителей микрогрупп, работает как временный орган управления в отряде, организующий и координирующий коллективную работу по подготовке к отрядному делу.

– привлекает к творчеству, проведению дела всех ребят отряда;
– разрабатывает конкретный сценарий дела;
– организует подготовку и проведение дела, распределяет поручения между всеми членами отряда;
– контролирует выполнение поручений

Главное для вожатого – не просто обучить ребят, что делать и как, а воспитать уважение каждого к каждому, помочь осознать собственную ответственность за порученное дело, научить критически оценивать свои поступки, не обижая грубыми словами своих подопечных.

 











Самоуправление в лагере

Под самоуправлением в отряде имеется ввиду соуправление (совместное управление), в виде участия детей в управлении отрядом под руководством вожатых.

Основа самоуправления в отряде – ЧТП – чередование творческих поручений.

Как определить лидеров?

Лидер – это положительно-активная личность, к мнению которой прислушиваются. Лидер способен вести за собой. На первых днях смены важным является определение лидеров и «ориентировка» отряда на этих людей для того, чтобы успешно организовать самоуправление в отряде.

  • определенный авторитет в коллективе (к мнению этого человека прислушиваются, с ним советуются);
  • достаточно взрослая и взвешенная жизненная позиция;
  • мнение лидера не идет в разрез с вашими представлениями об устройстве отрядной жизни, и он не противопоставляет себя вам.

Функции самоуправления детей в лагере.

  1. Самоактивизация. Предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению проблем управления.
  2. Организационное саморегулирование. Предполагает устойчивое влияние актива отряда на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру.
  3. Коллективный самоконтроль. Предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого – поиск новых, более эффективных путей решения задач.

Условия, необходимые для включения ребят в деятельность по самоуправлению:

  1. Поиск. Развитие организаторских способностей у детей, воспитание у них чувства хозяина лагеря (старт-марш, разведка, поисковый десант и др.)
  2. Планирование коллективной деятельности. Полезно планировать разнотипные дела, используя методику коллективного творческого планирования (мозговой штурм, копилка предложений, аукцион идей и др.)
  3. Форма организации КТД. Возможно создание банка идей, клубов по интересам, мастер-классов, творческих лабораторий, дискуссионных центров для сбора и анализа предложений ребят по организации творческих дел, проектирования участия в них каждого из ребят, определения творческих заданий.

Советы вожатому по организации самоуправления в отряде:

  • Ответьте для себя на вопрос: чему Вы хотите научить детей своего отряда в процессе организации самоуправления?
  • Какие полномочия Вы можете и хотите передать детям отряда?
  • Определите, каковы возможности детей, исходя из их возрастных особенностей, психологической характеристики?
  • Определите, какая управленческая структура будет существовать в отряде, какие поручения нужно передать детям?
  • Спрогнозируйте цикличность чередования творческих поручений.
  • Претворите свои идеи в жизнь вместе с детьми.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: