А.А.Ахматова, М.И. Цветаева. Краткий очерк жизни и творчества. Лирика

1. Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности.

2. Поэзия как напряженный монолог-исповедь.

3. Своеобразие стиля поэтессы.

4. Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога.

5. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.

6. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.

7. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы.

 

  Практическое занятие № 25.

А.М. Горький. Очерк жизни и творчества. Тематика и проблематика романтического творчества Горького.

Вопросы для обсуждения

1. Начало литературной деятельности писателя

2. Максим Горький - «Буревестник революции»

3. Традиции и новаторство поэтических произведений Горького (проблематика и поэтика)

4.Традиции и новаторство Горького-драматурга. Горький и МХАТ

 

Практическое занятие № 26.

А.М. Горький. Пьеса «На дне».

Вопросы для обсуждения

1. Жанр художественного произведения. Сюжет произведения. Особенности композиции пьесы.

2. История создания пьесы М. Горького «На дне».

3. Смысл названия произведения.

4. Герои пьесы М. Горького «На дне». Обитатели ночлежки, их жизненная позиция, мечта и реальность героев.

5. Конфликт художественного произведения, виды конфликта в пьесе.

 

Практическое занятие № 27.

Роль Луки в драме «На дне».

Вопросы для обсуждения

1. Правда в пьесе Горького «На дне». Спор в произведении. Проблема веры в пьесе.

2. Жизненная философия героев пьесы (Лука, Сатин, автор).

Практическое занятие № 28.

Объекты сатирического изображения в прозе 20-х годов (творчество М.Зощенко, М.Булгакова и др.)

Вопросы для обсуждения

1. Основные темы сатиры и объекты сатирического изображения.

2. Сатирические рассказы М.Зощенко.

3. Сатирические рассказы М. Булгакова.

4. Сатирические рассказы А.Аверченко.

 

Практическое занятие № 29.

Роман «Тихий Дон» - художественное своеобразие.

Вопросы для обсуждения

1. «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны.

2. Своеобразие жанра.

3. Особенности композиции.

4. Столкновение старого и нового мира в романе.

Практическое занятие № 30.

Трагедия Г.Мелехова по роману «Тихий Дон».

Вопросы для обсуждения

1. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа

2. Образ Григория Мелехова.

3. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение.

Практическое занятие № 31.

А.П. Платонов. Очерк жизни и творчества. «Котлован» и др.

Вопросы для обсуждения

1. Сведения из биографии.

2. Повесть «Котлован» - поиски положительного героя писателем.

3. Социально-философское содержание повести

4. Своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов)

 

Практическое занятие № 32.

М.А. Булгаков. Краткий очерк жизни и творчества. «Собачье сердце».

Вопросы для обсуждения

1. Сведения из биографии.

2. История создания повести.

3. Место действия и прототип профессора Преображенского.

4. Смысл названия произведения.

Отобрать материал и подготовиться к характеристике образов:

А) пес Шарик и Шариков

Б) профессор Преображенский

В) Швондер и «товарищи»

 

Практическое занятие № 33.

Поэзия середины XX: А.Вознесенский, Н.Заболоцкий, Е.Евтушенко, И. Бродский и др.

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика указанного периода в развитии поэзии.

2. Открытая публицистичность творчества «шестидесятников».

3. Обзор творчества Е. Евтушенко, А. Вознесенского и др.

 

Практическое занятие № 34.

А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича».

Вопросы для обсуждения

1. Сведения из биографии.

2. «Один день Ивана Денисовича» - история создания.

3. Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений.

4. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести.

 

Практическое занятие № 35.

В.Т. Шаламов. Сведения из биографии «Колымские рассказы».

Вопросы для обсуждения

1. Сведения из биографии.

2. «История репрессий в СССР».

3. Цикл «Колымские рассказы» - история создания, проблематика.

4. Художественное своеобразие прозы Шаламова.

 

Практическое занятие № 36.

В.М. Шукшин. Рассказы.

Вопросы для обсуждения

1. Сведения из биографии.

2. Изображение жизни советской деревни.

3. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей.

4. Образы «чудиков» в рассказах Шукшина

 

Практическое занятие № 37.

В.Белов «Привычное дело», Ю.Трифонов «Обмен».

Вопросы для обсуждения

1. Художественное время и художественное пространство в повестях. История как быт и быт как история.

2. Проблема героя. Средний человек как фокус видения.

3. Система персонажей: конформисты и ригористы.

4. Дом и работа в городских повестях Ю.Трифонова. Роль бытовой детали.

5. Проблема «авторской позиции» в городских повестях.

 

  Практическое занятие № 38.

В.П. Астафьев «Царь-рыба»

Вопросы для обсуждения

1. Какое событие является кульминационным моментом в новелле.

2. А что же олицетворяет собой ТОПОР у Астафьева.

3. Какой предстает перед читателем царь-рыба.

4. Чьи слова вспоминает Игнатьич, увидев царь-рыбу.

5. Почему же Игнатьич не отпускает рыбу.

.

 

Основные источники:

1. Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1,2) 11 кл.-М., 2005

2. Русская литература ХIХ в. (ч. 1,2) 10 кл.-М., 2005

3. Русская литература ХIХ в. Учебник-практикум (ч. 1,2,3) 11 кл. /под ред. Ю.И.Лысого – М., 2003

4. Лебедев Ю.В. Русская литература ХIХ в. (ч. 1,2) 10 кл.-М., 2003

Дополнительные источники:

1. Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. — М., 1985.

2. Бочаров С. Г. Роман Л. Толстого «Война и мир». — М., 1987.

3. Бушмин А. С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. — Л., 1987

4. Журавлева А. И., Макеев М. С. Александр Николаевич Островский. — М., 1997.

5. Илюшин А. А. Поэзия Некрасова. — М., 1998.

6. Лебедев Ю. В. Тургенев. — М., 1990.

7. Полоцкая Э. А. Пути чеховских героев: Кн. для учащихся. — М., 1983.

8. Пустовойт П. Г. Созвездие неповторимых: Мастерство русских классиков. 

9. — М., 1997.

10. Русская литература ХIХ в. (ч. 1,2,3) 10 кл. программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2005

11. Русская литература ХХ в. (ч. 1,2) 11 кл. /под ред. В.П.Журавлева

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: